Роль АПК в хозяйственном комплексе Краснодарского края трудно переоценить, поскольку от уровня развития АПК зависит не только экономика региона и общая занятость населения, но и обеспеченность людей продуктами питания и благосостояние в целом. Сегодня АПК Краснодарского края имеет ряд проблем, требующих решения, начиная с климатических и заканчивая низкой заработной платой в данной отрасли, отсюда следует актуальность рассматриваемой темы [4, с. 110].
При помощи аналитического, сравнительного, экономико-статистического и эмпирического методов исследования был дан общий анализ проблем развития АПК в Краснодарском крае. Анализ, синтез и обобщение послужили теоретическими методами изучения сельского хозяйства.
Аграрный сектор экономики создает условия для развития многих отраслей промышленности и сферы производственных услуг. Можно отметить устойчивую положительную динамику в развитии агропромышленного комплекса Краснодарского края [1, с. 58]. АПК – это крупнейший комплекс народного хозяйства, объединивший в себе несколько отраслей экономики, возникший на основе общественного разделения труда для обеспечения продовольственной безопасности страны. Представим структуру АПК ниже (рис. 1).
Рис. 1. Структура АПК
Состав агропромышленного комплекса включает в себя четыре основные сферы:
- Отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство.
- Сельское хозяйство, как составляющая агропромышленного комплекса.
- Отрасли, осуществляющие подготовку продукции к ее сбыту [5, с. 136].
- Отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры.
Краснодарский край является одним из главных регионов, который обеспечивает продовольственную безопасность страны. В Краснодарском крае объем производства продукции сельского хозяйства за 10 месяцев 2019 г. составил 342,5 млн р., что на 4,6% больше, чем за аналогичный период 2018 г., сообщает Краснодарстат. Сегодня Кубань служит основным регионом страны по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в крупнейшие промышленные центры [9, с. 45].
Следует сказать, что согласно рейтингу института комплексных стратегических исследований Краснодарский край стал лидером в стране по эффективности работы АПК за 1 квартал 2020 г., оставив на 2 и 3-ем местах Москву и Воронежскую область. Исследования проводились при помощи интегрального показателя, учитывающего факторы, влияющие на производительность и результативность агропромышленной отрасли региона.
Государство активно поддерживает государственный сектор АПК как при помощи государственного регулирования, так и рыночных рычагов. Значительные изменения происходят на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрим расходные статьи бюджета РФ за 2019 г. на АПК Краснодарского края на примере таблицы
Таблица
Расходные статьи бюджета РФ за 2019 г. на АПК Краснодарского края (данные Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края)
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольший вклад государства направлен на развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Финансирование осуществляется как за счет средств федерального, так и краевого бюджетов [2, с. 150].
Отметим, что сельское хозяйство служит составной частью АПК, в интересах которого организуются и взаимодействуют другие сферы данного комплекса. АПК сложен и многообразен, он требует большого внимания как со стороны государства, так и региональных и федеральных округов [8, с. 203]. Данный комплекс имеет ряд системных проблем, которые сдерживают дальнейшее развитие отрасли. Отметим некоторые из них.
1. Дефицит современных овощехранилищ, которые позволяют сохранить собранный урожай и помочь мелким товаропроизводителям решить проблему реализации овощей в зимний период, когда цены на продукцию подрастут.
Овощеводство является сложным производством с различными направлениями специализаций. Доля Краснодарского края в валовом сборе овощей по стране составила в 2019 г. 7,5% (409,6 тыс. тонн). В структуре производимых овощей наибольший удельный вес занимают огурцы и томаты. В регионе параллельно с выращиванием овощей в поле активно развивается овощеводство защищенного грунта [3, с. 178]. Сбор овощей закрытого грунта в Краснодарском крае в 2019 г. вырос на 5 тыс. тонн – до 70 тыс. тонн.
Аграриям края для повышения объема производства овощей предоставляются субсидии из федерального и краевого бюджетов. Так, на поддержку овощеводства в открытом грунте в 2019 г. выделено 293 млн. р. Сельхозпроизводители, получившие господдержку, могут направить средства на приобретение семян, удобрений, а также внедрение прогрессивных технологий в производство [6, с. 196].
Основное направление развития овощного рынка региона в современных условиях хозяйствования – это мотивация социальной, производственной, инвестиционной, инновационной деятельности сельхозтоваропроизводителей для повышения конкурентоспособности и уровня отечественного производства, достаточного для обеспечения продовольственной независимости региона, а также экономической и физической доступности овощной продукции. Решить проблемы импортозамещения и создания экспортоориентированных производств овощей могут современное технологическое оборудование, управленческие и маркетинговые инновации, достижения отечественной селекции, новации при транспортировке, хранении и реализации продукции.
Для удовлетворения потребности населения в экологически чистой, свежей овощной продукции, особенно во внесезонный период производства, необходимо активное развитие инновационных технологий по всей цепочки доведения продукции от поля до прилавка. Для динамичного и устойчивого развития рынка овощной продукции региона важна поддержка малого бизнеса, создание благоприятных условий для инвестирования в создание тепличных хозяйств, использующих инновационные технологии гидро- и аэропоники, строительство овощехранилищ, совершенствование инфраструктуры рынка.
2. Проблема агропромышленного комплекса заключается в деформированной структуре или разбалансированности АПК, другими словами, грубые ошибки в инвестиционной политике. Краснодарский край должен активизировать свое участие в решении проблем агропромышленного производства, так как он играет важную роль в решении вопросов продовольственной безопасности России, обеспечивая государство 8% валовой сельскохозяйственной продукции. Однако, наряду с этим, стоит учесть ряд проблем функционирования АПК Краснодарского края (рис. 2).
Рис. 2. Проблемы функционирования АПК Краснодарского края
Таким образом, можно сказать, что дальнейшая реализация государственных стратегических программ АПК и инвестиционных механизмов, будет способствовать не только повышению эффективности функционирования регионального АПК и стабильному удовлетворению внутреннего спроса, но и устойчивому увеличению доходов и прибылей, а также обеспечению Краснодарского края продовольственной и социальной безопасностью.
3. Предприятия АПК в нынешнее время сталкиваются с проблемой дефицита денежных средств. Влияние на небывалый рост отечественного агропрома оказала конъюнктура мирового рынка – повышение мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, а также увеличение спроса на продукты питания и биотопливо у потребителей ряда стран Азии. Нельзя назвать последствия введения санкций однозначными. Все же влияние санкций могут носить как позитивный, так и негативный характер. Одним из положительных моментов остается снижение давления импорта, то есть непосредственно снижение конкурентной среды со стороны зарубежных аналогов, что, в свою очередь, предоставляет хороший шанс для не совсем известных производителей заявить о себе. Заметно возрос спрос на отечественную продукцию, но при этом рост спроса может сильно навредить действующим компаниям, так как производство необходимо будет расширять в кротчайшие сроки [7, с. 135].
Рассмотрим и отрицательную сторону. Во-первых, ограничение импорта повлечет за собой исчезновение из магазинов целого ряда товаров, либо заметное уменьшение их количества. В короткие сроки заполнить рынок отечественной продукцией не получится, так как увеличить объем производства сельскохозяйственные предприятия объективно смогут нескоро. Во-вторых, слабая государственная поддержка для индивидуальных предпринимателей. Для малых и средних предприятий необходимо увеличивать налоговые периоды, льготы по уплате страховых взносов, предоставлять государственные субсидии на модернизацию производства и приобретение оборудования в лизинг. Лизинг в сфере агропромышленного комплекса также поддерживается государством. Его осуществляют юридические лица, которые уполномочены Правительством РФ. Лизинг же без участия государства происходит в соответствии с гражданским законодательством. Именно Правительство в сфере агропромышленного производства определяет перечень имущества, ставку арендной платы и источники кредитования, необходимые для его проведения.
Несмотря на действующие субсидии, банки отдают свое предпочтение, в первую очередь, крупнейшим товаропроизводителям и агрохолдингам. Для многих банков сельское хозяйство в целом, и фермерство, в частности, служит рискованным видом бизнеса, потому что на производство продукции в равной степени влияют как политическое состояние государства и экономические условия, так и погодные условия, заболевания растений, состояние почвы, воздействие насекомых, сезонность и т.д. Барьером в выдаче кредитов сельхозпроизводителям выступает отсутствие или же неполный объем предоставления информации о кредитных историях, так как справочные бюро в сельской местности часто отсутствуют; недостаток внутренней финансовой документации (мелкие аграрии не обладают высоким уровнем образования, они не занимаются ведением учета и записи об осуществляемой ими деятельности); из-за высокой занятости в сезон сельскохозяйственного производства задерживаются «походы» фермеров в кредитные учреждения и другие.
Необходимо сказать, что путь оздоровления края не осуществится за год или два, для этого необходимо как минимум 5 лет и выше. Но все присутствующие проблемы развития этого комплекса напрямую влияют на уровень жизни населения, на обеспеченность продуктами питания. Нельзя допускать деградацию сельского хозяйства края, нужно наоборот развивать и вкладывать большой капитал в данную отрасль, которая в скором будущем сможет выйти на мировой уровень [10, с. 254].
Таким образом, рассматривая сельское хозяйство в комплексе с другими отраслями, нельзя не заметить, что помимо стратегической заинтересованности государства в обеспечении нормального функционирования аграрного сектора, имеется и вполне определенная рыночная целесообразность существования и развития собственно сельского хозяйства- каждое рабочее место, созданное в сельском хозяйстве, обусловливает создание нескольких рабочих мест в смежных отраслях. При разработке федеральной аграрной политики необходимо учитывать все разнообразие аграрных структур субъекта. Федеральная политика должна быть построена таким образом, чтобы доступ к поддержке получили не только районы с крупным капиталистическим сельским хозяйством, но и территории, на которых преобладает малый сельскохозяйственный бизнес. Особые меры политики нужны для районов сельскохозяйственного запустения. [11, с. 147]. При формировании механизмов государственной поддержки сельского хозяйства следует учитывать эффективность такой поддержки. В регионах, в которых наблюдаются хорошие показатели отдачи от инвестиций, целесообразно поддерживать сельскохозяйственное производство. На территориях, где наблюдается низкая отдача средств, направленных на поддержку сельского хозяйства, но сохранилось сельское население, целесообразно использовать средства господдержки на развитие сельской территории и любых видов бизнеса
.