Актуальность исследования. В настоящее время происходит масштабное изменение всех сфер человеческой жизни. Важное место в нашей жизни стали занимать информационные технологии. Информационные технологии представляют собой смесь из устройств, методов и средств, позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и системы связи. В последнее время в Российской Федерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставит перед нами задачу информатизации системы образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий.
В научной литературе активно обсуждаются вопросы информатизации образования, формирования информационно-коммуникационных компетенций в высшем профессиональном образовании. Формирование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – компетентности в процессе подготовки бакалавров и магистров по педагогическим направлениям рассмотрены в трудах В.Р. Вафоева. П.К. Петрова и др.
Одной из ведущих тенденций информатизации общества является развитие мультимедийных технологий, их проникновение в различные сферы социальной жизни, в том числе и в образование. Обеспечивая сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира [1, 3].
Несмотря на повсеместное глобальное развитие информационных технологий в секциях, спортивных клубах и школах они практически не применяются. В большинстве своем тренировочный процесс состоит из традиционных методов обучения, которые, к сожалению, уже утрачивают свою актуальность.
Такие вопросы как применение обучающего фильма в подготовке по спортивным дисциплинам, в частности по теме нашего исследования тактико-технической подготовке боксеров, в современной теории и практике недостаточно организовано, систематизировано и не ориентировано на тренировочный процесс в современном темпе развития информационных технологий.
Именно поэтому разработка обучающего фильма для конкретного тренировочного процесса представляется нам актуальной.
Результаты исследования. Для проведения педагогического эксперимента и проверки эффективности, разработанного нами фильма «тактико-технической подготовки боксеров 15-16 лет», мы взяли две группы по 4 человека: Контрольная и экспериментальная. Группы были сформированы таким образом, чтобы в каждой группе были боксеры разного амплуа: игровики, силовики, нокаутеры, темповики, кроме универсалов, так как таких спортсменов не оказалось.
Экспертное оценивание тактико-технической подготовленности исследуемых групп производили высококвалифицированные эксперты в состав которых вошли, старшие тренеры Удмуртской Республики и судьи всероссийской категории. Оценка производилась с помощью подсчета эффективности атакующих и защитных действий, так как главным показателем знания тактики является умение применять технические действия на практике. Для определения согласованности мнений экспертов применялся метод расчёта коэффициента конкордации.
Нами были получены следующие результаты в начале и в конце педагогического эксперимента (табл. 1-2).
Таблица 1
Результаты экспертной оценки атакующих действий боксеров экспериментальной и контрольной групп 15-16 лет
Амплуа боксеров |
Контрольная группа до эксперимента |
Контрольная группа после эксперимента |
Эксперимент. группа до эксперимента |
Эксперимент. группа после эксперимента |
---|---|---|---|---|
Игровики |
7 |
9 |
6 |
12 |
Силовики |
3 |
4 |
4 |
6 |
Нокаутеры |
3 |
5 |
5 |
8 |
Темповики |
5 |
6 |
6 |
7 |
Таблица 2
Результаты экспертной оценки защитных действий боксеров экспериментальной и контрольной групп 15-16 лет
Амплуа боксеров |
Контрольная группа до эксперимента |
Контрольная группа после эксперимента |
Эксперимент. группа до эксперимента |
Эксперимент. группа после эксперимента |
---|---|---|---|---|
Игровики |
5 |
6 |
6 |
10 |
Силовики |
4 |
6 |
3 |
7 |
Нокаутеры |
6 |
7 |
5 |
6 |
Темповики |
5 |
6 |
4 |
7 |
Анализ существующих научных разработок позволяет оценить полноту применения информационных технологий и разработать концепции создания и использования обучающего фильма.
Hе смотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе высшего физкультурного образования, они ещё не нашли должного применения.
Специфика и сущность видео и фотосредств обучения – оказывать влияние на развитие и формирование психических структур человека, в том числе мышление. Печатный текст, до недавнего времени являвшийся основным источником получения информации, строится на принципе абстрагировании содержания от действительности, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как последовательность, линейность, иерархичность, аналитичность [4, с. 5].
В связи с тем, что тренировочный процесс отличается от общеобразовательного развитием физических качеств спортсмена, которое возможно только в рамках традиционного тренировочного процесса, осуществляемого непосредственно в контакте спортсмена с тренером, применение мультимедийных технологий на этапах начальной подготовки возможно в качестве дополнительного методического материала, используемого обучающимся самостоятельно либо в специально отведенное тренировочное время [5].
Большинство специалистов в физической культуре и спорте не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически. В связи с этим методическое обеспечение учебного процесса, направленное на овладение и использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебно-тренировочном процессе, приобретает особую актуальность.
Засняты тактико-технические приемы необходимые на этапе обучения боксеров 15-16 лет. Изучены компьютерные программы для обработки видео, аудио материала.
Проведена апробация мультимедиа обучающего фильма «Тактико-техническая подготовка боксеров 15-16 лет». Тем самым установлено, что ИКТ технологии обладают более действенным дидактическим эффектом по сравнению с традиционными методами.
При анализе современных научных исследований педагогической сфере нами установлено, что применение в образовательном и тренировочном процессе мультимедийных информационных технологий способствует наиболее эффективному восприятию информации, так как задействует все способы получения информации (зрительный, слуховой, кинестетический).
Также нами установлено наличие тенденции к информатизации физкультурного образования, в частности в боксе что требует создания новых средств обучения на основе использования современных информационных технологий.
Мы выяснили, что значительное развитие получило такое направление электронного образования как обучающие фильмы. Такие обучающие фильмы охватывают большой объем техники бокса, в полной мере реализуют принцип наглядности тренировочного процесса.
В связи с тем, что тренировочный процесс отличается от общеобразовательного развитием физических качеств спортсмена, которое возможно только в рамках традиционного тренировочного процесса, осуществляемого непосредственно в контакте спортсмена с тренером, применение мультимедийных технологий на этапах начальной подготовки возможно в качестве дополнительного методического материала, используемого обучающимся самостоятельно либо в специально отведенное тренировочное время.
Для решения вопроса дополнительного методического обеспечения конкретного тренировочного процесса в ходе исследования разработан обучающий фильм «Тактико-техническая подготовка боксеров 15 - 16 лет», представляющая собой локальный образовательный ресурс, который можно использовать и для самостоятельной работы.
Материалы обучающего фильма основаны на устоявшейся в теории методике обучения технике и тактике бокса с учетом индивидуальных особенностей преподавания тренера.
Применение обучающего фильма рекомендовано одновременно с изучением элементов техники и тактики бокса в рамках программы тренировочного процесса, а также при повторении ранее пройденного материала.
По результатам использования обучающего фильма в контрольной и экспериментальной группой анализ результатов показал, что за счёт созданного нами фильма «тактико-технической подготовки боксеров 15-16 лет» в экспериментальной группе произошли значительные положительные сдвиги, в то время как в контрольной группе изменения были не столь значительными.
Также установлено, что созданный обучающий фильм обеспечивает возможность самостоятельного изучения и освоения боксером на любом этапе подготовки техники и тактики в боксе, и способствует повышению эффективности тренировочного процесса.
Данный обучающий фильм, был успешно использован в учебно-тренировочном процессе для обучения боксеров по тактико-технической подготовке боксеров группы «Т» клуба бокса «Рекрут» МБУ СШОР г. Ижевска «Юный Динамовец» г. Ижевск, 2020г.
Благодаря обучающему фильму каждый элемент можно просматривать, останавливать на необходимом этапе и выявлять все тонкости техники и тактики в подготовке боксеров. Также в данном фильме продемонстрирована работа, направленная на закрепление тактико-технических навыков.
Выводы.
- Проведен анализ научно-методической литературы по информационным технологиям в области обучения физической культуры и спорта. Изучены компьютерные программы для обработки видео, аудио материала, создания презентаций.
- Разработана структура обучающего фильма тактико-технической подготовки боксеров 15-16 лет.
- Проведена апробация обучающего фильма по тактико-технической подготовке боксеров 15-16 лет. Тем самым установлено, что ИКТ обладают более действенным дидактическим эффектом по сравнению с традиционными методами.