Показатели тренированности и работоспособности студентов-спортсменов, занимающихся легкой атлетикой (бег на дистанции)

В статье представлены результаты экспериментального исследования о применении методики определения показателей работоспособности студентов-легкоатлетов с целью эффективного планирования подготовки и индивидуализации тренировочных нагрузок в беге на дистанцию.

Аннотация статьи
работоспособность
тренированность
легкая атлетика
соревновательные упражнения в беге
планирование
Ключевые слова

Понятие легкая атлетика как вида общечеловеческих ценностей наиболее полно отражает следующая формулировка: легкая атлетика - научно-практическая дисциплина, рассматривающая вопросы совершенствования занимающихся в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборье.

Легкая атлетика в вузе является составным элементом средств физической культуры и рассматривается как естественнонаучная дисциплина, призванная решать задачи физической культуры, используя особые средства и методики организации занятий. В учебной программе по всем направлениям подготовки дисциплина «Физическая культура и спорт» и «Элективные модули по физической культуре и спорту» занимает одно из ключевых мест среди других видов спорта и пользуется большой популярностью среди студентов МГУТУ им. К.Г. Разумовского(ПКУ) [4, 5].

В теории и методике физической культуры и теории и методике Легкой атлетики принято рассматривать пять основных направлений: базовое, профессионально-прикладное, высшего спортивного мастерства, рекреационное, оздоровительно-реабилитационное. Все основные (соревновательные) легкоатлетические упражнения делятся на пять разделов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье. В каждом разделе выделяются виды, разновидности, варианты.

В настоящей работе мы рассматриваем вопросы повышения работоспособности и соответственно тренированности студентов, специализирующихся в беге на средние дистанции [3].

Для оценки общей и специальной работоспособности, а также тренированности в целом, мы будем использовать отдельно взятые энергетические показатели. Как известно, существует линейная зависимость между физической работоспособностью (ФР) и максимальным уровнем аэробных и анаэробных возможностей [3, 6].

Такая же взаимосвязь обнаружена между скоростью протекания анаэробных процессов и величиной нарастающей физической нагрузки [1].

Основываясь на этих закономерностях о мощности и интенсивности упражнений, стали судить только по функциональным показателям (по уровню МПК, лактату крови, рН, и т.д.) [7].

Однако прогностическая значимость энергетических показателей зачастую не соответствует уровню физической работоспособности, подготовленности, спортивным результатам [2].

Цель исследования: определить состояния тренированности студентов-легкоатлетов с целью эффективного планирования подготовки и индивидуализации тренировочных нагрузок.

Задача исследования: определить информативность энергетических показателей для оценки физической работоспособности и тренированности студентов-легкоатлетов, занимающихся бегом на средние дистанции на секционных занятиях по легкой атлетике.

Проведение эксперимента. Для решения поставленной задачи были отобраны бегуны на средние дистанции (юноши и девушки), имеющие квалификацию от юношеского разряда до уровня 1 взрослого разряда в количестве 30 человек. После отбора проводилось тестирование работоспособности спортсменов-легкоатлетов при использовании для всех бегунов единой стандартной модели тестирующей нагрузки на тредбане.

Согласно плану исследования первоначальная скорость бега спортсмена составляла 2-3 м/с. Каждые 3 минуты, постепенно повышалась нагрузка на 0,5 м/с. При достижении скорости бегуна 5 м/с, повышался угол подъема тредбана на 5 градусов.

Результаты исследований.

При анализе адаптации к тестирующим нагрузкам проводилась комплексная оценка с использованием следующих критериев: эргометрические показатели (время, мощность работы); предел функциональных возможностей кардиореспираторной системы, обусловливающих максимум аэробной и анаэробной производительности; экономичности, эффективности устойчивости работоспособности.

При выполнении стандартной нагрузки на тредбане обнаружено, что у спортсменов только при значительном увеличении массы тела происходит одновременное повышение абсолютных значений МПК, за счет возрастания максимальных респираторных возможностей, т.е. осуществляется одновременный рост морфологических и максимальных аэробных функций. В то же время достигнутый относительный уровень МПК, установившийся у студентов-спортсменов рассматриваемых групп уже на достаточно высоком уровне на начальных этапах подготовки, не претерпевает существенных изменений на протяжении многолетней тренировки.

Ориентация только на отдельно взятые энергетические показатели не в состоянии адекватно оценить функциональную подготовленность и тренированность студентов-легкоатлетов.

В то же время у всех представленных групп спортсменов при повышении квалификации достоверно возрастает продолжительность выполненной нагрузки без существенного возрастания аэробных (МПК мл/кг) и анаэробных показателей. При этом происходит возрастание кислородного пульса. Из этого следует, что повышение тренированности связано не столько с количественным возрастанием энергетических показателей, сколько с улучшением качественных характеристик работоспособности [1].

Ниже в таблице приведены показатели спортсменов разной квалификации.

Таблица

Динамика изменений показателей работоспособности легкоатлетов

Легкая атлетика

Квалификация

Время работы

МПК

мл/мин

МПК

мл/мин/кг

МОД

л/мин

Вес тела, кг

Бег на средние дистанции, юноши

юн.р

12,1±0,5

3310±201

65±1,2

87±0,5

52±1,7

III

14,1±0,2

3550±140

67±0,3

93±1,6

54,6±1.2

II

15,3±0,24

4280±98

66±0,7

101±1,1

66±1,2

I

17±0,2

4600±76

67±1,1

111±1,6

71±0,7

Выводы. Достоверное увеличение ФР при повышении спортивной квалификации свидетельствует о ее ведущей роли при оценке тренированности спортсменов. Возрастание ФР при этом достигается не столько за счет увеличения максимальных энергетических возможностей (о чем свидетельствует стабилизация относительного уровня МПК на протяжении многолетней тренировки), сколько благодаря улучшению координации процессов регуляции при адаптации к нагрузке.

Текст статьи
  1. Бринзак В.П., Евгеньева Л.Я., Моногаров В.Д. Исследование изменений кислотно-щелочного равновесия у велосипедистов- шоссейников различной квалификации. – Теория и практика физической культуры, 1974, №7, С. 32-36.
  2. Кучин В.А., Балашова Н.Н., Гончарова Г.А., Корженевский А.Н. Особенности адаптации к физической нагрузке у регбистов 17-18 лет. – Теория и практика физической культуры, 1981, №9, С.33-34.
  3. Мотылянская, Р.Е. Выносливость у юных спортсменов [Текст] / Р.Е. Мотылянская. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 223с.
  4. Тоноян Х.А., Чураков А.А. Педагогические основы системы контроля в студенческом спорте. Международная научно-практическая конференция, посвященной 90-летию основания кафедры физ.воспитания. М.: 2019. С. 396-399.
  5. Тоноян Х.А., Лахтин А.Ю. Повышение эффективности взаимодействия преподавателя и студентов на элективных занятиях по физической культуре. Сборник материалов международной научно-практической конференции.: Психолого-педагогическое сопровождение воспитания личности в информационную эпоху. М.: 2020. С. 150-156.
  6. Усков В.А., Колокатова Л.Ф., Щепелев А.А. Исследование показателей памяти студентов (на примере бега по дистанции ориентировщиц): Мат. м/нар. конф. - Инновационные преобразования в сфере физической культуры и спорта.- Ростов-на Дону. 2014 г, С.127-131.
  7. Фарфель В.С., Михайлов В.В. Максимальное потребление кислорода как показатель объема окислительных процессов и общей работоспособности организма. - В кн.: Кислородный режим организма и его регулирование. –Киев, 1966, С.254-260.
Список литературы