Психологическая подготовка высококвалифицированных спортсменов

Психологическая подготовка высококвалифицированных спортсменов

Современный уровень спортивных соревнований предполагает сверхинтенсивный и сверхобъемный уровень физической нагрузки на спортсмена. Но экстремальные стрессовые нагрузки испытывает и психика. Правильная психологическая подготовка становится обязательным условием спортивной деятельности, гарантирующей достижение высоких результатов.

Аннотация статьи
стресс
спортивная деятельность
тренировочный процесс
психологическая подготовка
высококвалифицированные спортсмены
Ключевые слова

В настоящее время тренировочный процесс и соревновательная деятельность спортсменов характеризуются возрастанием физических и нервных нагрузок. Это обусловливает высокую степень эмоционального и психического напряжения, которые, как правило, негативно влияют на эффективность тренировочного процесса и соревновательную результативность.

На этом фоне все большее значение приобретает психологическая подготовка спортсмена, направленная на эмоциональную устойчивость, умение справиться с волнением, мобилизоваться, отключиться от негативного влияния различного рода помех и т.п.

Под влиянием спортивной деятельности происходят серьезные изменения в нервной системе спортсмена, начинают проявляться резервные возможности как организма в целом, так и мозга, физиологические и моторные качества, острота реакции на внешние раздражители.

Для любого спортсмена важным является сохранение настроя на предстоящую деятельность, поддерживать высокую эмоциональную мотивацию на победу, сохранять ясность и быстроту восприятия и концентрации внимания. Достичь этого позволяет специальная психологическая подготовка спортсменов.

Содержание и роль психологической подготовки спортсменов впервые раскрыл советский ученый-психолог, доктор медицинских наук, профессор Александр Арцрунович Лалаян (1925-1984). Выступая на 1-м Всесоюзном совещании по психологии спорта в 1956 году, он отметил, что психологическую подготовку необходимо рассматривать как комплексный педагогический процесс, направленный на развитие волевых качеств спортсменов [1, с. 15].

Его последователь – советский и российский ученый, доктор педагогических наук, профессор Лев Павлович Матвеев (1924-2006) – рассматривал психологическую подготовку как систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления  [2, с. 280].

По мнению советского психолога, доктора психологических наук, профессора Петра Антоновича Рудика (1893-1983) психологическая подготовка должна способствовать:

– совершенствование психических процессов, специализированных восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления и т.д., важных для достижения высшего уровня технико-тактического мастерства;

– формирование психических свойств личности спортсмена, оказывающих влияние на стабильное проявление упомянутых психических процессов, а также сохранение и повышение уровня работоспособности и эффективности двигательных действий в условиях тренировки и соревнований;

– созданию оптимального психического состояния в процессе тренировки и соревнований;

– развитию умений управлять своими психическими состояниями в экстремальных условиях деятельности;

– накоплению знаний о предстоящих соревнованиях;

– созданию положительной психологической атмосферы в спортивных коллективах [4, с. 512].

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). Если в ходе технической и тактической подготовки в спортивной деятельности спортсмена формируются соответствующие знания, умения, навыки, то психологическая подготовка направлена на то, чтобы обеспечить их реализацию в сложных, экстремальных условиях высокой нагрузки во время тренировок в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка реализуется как в комплексе с остальными видами подготовки, так и самостоятельно, решая общие и специальные задачи, тем самым формируя общую и специальную психологическую подготовку [3, с. 543].

Общая психологическая подготовка решает образовательные и воспитательные задачи, помогает спортсмену адаптироваться к условиям спортивной деятельности, учит умениям управлять собой и развивает стремление к достижению лучшего спортивного результата в этих условиях. Содержание общей психологической подготовки предусматривает морально-этическое воспитание, совершенствование интеллектуальных качеств, волевую подготовку, повышение помехоустойчивости, настройку на выполнение упражнений, развитие умения критически оценивать выполнение упражнения и планировать последующие действия, вооружение приемами саморегуляции неблагоприятных внутренних психических состояний, вооружение способами сохранения и восстановления нервно-психической свежести.

Специальная психологическая подготовка является одной из составляющих при формировании общей подготовленности к участию в каждом соревновании и направлена на создание психологической подготовленности к конкретному соревнованию, уверенности в собственных силах, стремлении к успеху и настрою к конкретному выступлению, умению отключиться от внешних и внутренних помех и, наоборот, умение направить эмоциональную поддержку болельщиков в позитивное русло.

Естественно, что лучше всего психологической подготовке любого спортсмена способствует участие в соревнованиях. Именно здесь спортсмен и его тренер получают информацию о реальном уровне психологической подготовки спортсмена, реакции его организма на психологические нагрузки, проявляются все слабые места, требующие корректировки при подготовке к следующим соревнованиям. Именно в эти моменты подводятся итоги все проведенной работе тренера и психолога и ставятся задачи на будущее.

Результатом психологической подготовки спортсмена должны стать умение сохранять спокойствие в любой экстремальной ситуации, способность раскрывать резервные возможности организма в самый ключевой момент соревнования, уверенность в себе и своих результатах, а также боевой дух как стремление к достижению соревновательной цели.

Подводя итог своей работе, мне хотелось бы еще раз обратить внимание на тот факт, что психологическая подготовка спортсменов становится все более актуальной. Спортивная деятельность требует, чтобы спортсмен мог контролировать свое психологическое состояние. Без этого в современном спорте высших достижений шансы добиться побед на международных соревнованиях становятся призрачными.

Текст статьи
  1. Лалаян, А.А. Всесоюзные совещания по психологии спорта. (1956-1967 гг.). – Ереван: [б.и.], 1973.
  2. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  4. Рудик, П.А. Психология: учебник для институтов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1974.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября