Особенности взаимоотношений ребенка с матерью – один из основных факторов развития личности ребенка, значение которого выходит далеко за рамки раннего возраста. Показано, что глубокая эмоциональная связь, возникающая в детстве между ребенком и матерью в результате общения и тесного взаимодействия, оказывает мощное, разностороннее, долгосрочное и во многих отношениях устойчивое влияние на формирование ряда аспектов его эмоциональная, личная и коммуникативная сферы (Дж. Боулби [1], Е.О. Смирнова [6], Г.В. Бурменская [2], Е.С. Калмыкова, М.А. Падун [3] и др.).
Э. Эриксон в своей психогенетической теории описывает влияние установки матери на формирование личности ребенка. Автор рассказывает о приобретении элементарного доверия к миру, а также о формировании личной автономии [7].
В самом общем виде под личностной автономией понимаются такие проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые определяются именно его личными мотивами и решениями, а не ситуативными факторами, социальными требованиями или интроецированными правилами. М.К. Мамардашвили определяет автономию как «нечто, производимое на своих собственных основаниях, что является само для себя основанием» [5, с. 253].
При этом практически общепринято, что проявления личной автономии служат показателями достижения личной зрелости, а также личного здоровья и психической устойчивости, показателем положительной направленности в личностном развитии.
Д.А. Леонтьев определяет личную автономию как ориентацию человека на собственный закон развития. Он выделяет четыре значения концепции «автономия»: как отделение человека от социального контекста, как черта личности, как основная потребность и движущая сила, как собственные жизненные принципы и система ценностей [4]. Д. Литтл же определял автономию как способность к изоляции, критическому мышлению, принятию решений и независимому действию [8].
Опираясь на умозаключения Д.А. Леонтьева, отметим, что автономия является не только движущей силой развития, но и позволяет человеку сохранить свое психологическое здоровье и систему ценностей. Общеизвестно, что психологически неустойчивый человек неспособен к автономии и, следовательно, зависит от другого человека и любого внешнего влияния. Это приводит к созданию разного рода зависимых и созависимых отношений, неспособности понять свои собственные, а не свои потребности, цели и желания, а также невозможность защитить себя от дестабилизирующей информации, поступающей извне.
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи опыта отношений с матерью и автономии личности.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что с позитивным характером взаимоотношений с матерью связана выраженная автономия личности, а при негативном опыте отношений с матерью автономия является дефицитарной.
В исследовании приняли участие 70 человек в возрасте от 18 до 25 лет (7,14% юношей и 92,86% девушек), проживающих в г. Петропавловске – Камчатском, г. Елизово Камчатского края.
Для реализации поставленной цели, сформулированных задач, проверки гипотез и решении конкретных эмпирических задач был подобран специальный комплекс диагностических методик (табл. 1).
Таблица 1
Комплекс диагностических методик эмпирического исследования
Измеряемые показатели |
Методики исследования (шкалы) |
---|---|
Блок 1. Личностная автономия | |
Субъективный контроль |
- Опросник «УСК» J.Rotter, адаптация Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинда (1984): · шкала общей интернальности; - Тест самодетерминации К. Шелдона и Э. Деси в адаптации Е.Н. Осина; |
Независимость субъекта |
- Самоактуализационный тест Э.Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз: · шкала поддержки. |
Блок 2. Опыт взаимоотношений с матерью | |
Особенности эмоциональных отношений с матерью |
- Анкета для исследования опыта отношения с матерью у респондентов; - Модифицированный специализированный семантический дифференциал для оценки детско-родительских отношений М.В. Дерюгиной (на стимул «Мои отношения с матерью в детстве»); - Модифицированная методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви; - Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская); - Модифицированный опросник «Детско-родительские отношения подростков (ДРОП)» О.А. Карабанова, П.В. Трояновская. |
Статистический анализ данных включал в себя такие методы математической обработки данных, как: кластерный анализ, сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента, φ-критерий Фишера), корреляционный анализ.
Был проведен кластерный анализ с целью выделения групп подростков с разным уровнем автономии. Были выделены 2 кластера с примерно одинаковым распределением: 22 человека – в первом кластере (ЭГ1 – более низкий уровень автономии), 66 человек – во втором кластере (ЭГ2 – более высокий уровень автономии). В табл. 2 представлены средние значения показателей компонентов личностной автономии. Сравнительный анализ степени выраженности показателей личностной автономии позволил установить более высокий уровень всех ее компонентов, за исключением самовыражения, у испытуемых ЭГ2, по сравнению со ЭГ1.
Таблица 2
Средние значения и стандартные отклонения показателей компонентов личностной автономии в группах
Параметр (шкала) |
Сред. по выборке в целом |
Ср. значение ЭГ1 (более низкий уровень автономии) |
Ср. значение ЭГ2 (более высокий уровень автономии) |
t эмп |
---|---|---|---|---|
Общая интернальность |
28,57 |
27,09 |
30,54 |
2,06 (p=0.05) |
Аутентичность (самотождественность /самоотчуждение) |
16,06 |
15,86 |
17,46 |
2,22 (p=0.05) |
Самовыражение |
9,31 |
10,23 |
8,19 |
4,5 (p=0.01) |
Воспринимаемый выбор |
18,85 |
16 |
21,85 |
10,22 (p=0.01) |
Индекс самодетерминации |
14,74 |
14,03 |
15,83 |
4,75 (p=0.01) |
Поддержка |
50,56 |
46,45 |
54,73 |
3,15 (p=0.01) |
Как видно из приведенных данных, для испытуемых второго кластера характерен более высокий уровень автономии, а испытуемые первого кластера отличаются более низкими параметрами личностной автономии (за исключением компонента «самовыражение»). Полученные результаты позволяют обозначить испытуемых первого кластера как респондентов с «более низким уровнем автономии», второго – как респондентов с «более низким уровнем автономии».
ЭГ1 (более низкий уровень автономии личности) – характеризуется склонностью к конформизму, верой в то, что жизнь не находится под их контролем и что большинство событий является результатом случая; зависят от мнения других. В то же время для них характерно субъективное чувство удовлетворения жизнью и представление о том, что она соответствует их желаниям и стремлениям.
ЭГ2 (более высокий уровень автономии личности) - характерной чертой является принятие жизненных решений в соответствии со своими правилами и внутренним миром; ощущение, что человек контролирует свою жизнь; свободны в выборе и не подвержены внешнему влиянию. В то же время для них характерно субъективное ощущение неудовлетворительной жизни и представление о том, что жизнь не ладится.
Проанализируем субъективное восприятие взаимоотношений с матерью в группах с разным уровнем личностной автономии (табл. 3.).
Таблица 3
Сравнение семантических универсалий, полученных с помощью модифицированного специализированного семантического дифференциала в группах
ЭГ1 (более низкий уровень автономии) |
ЭГ2 (более высокий уровень автономии) | ||
---|---|---|---|
Дескриптор |
Значение |
Дескриптор |
Значение |
Любящие/ненавидящие |
-2,23 |
Любящие/ненавидящие |
-2,19 |
Ненужные/необходимые |
2,36 |
Ненужные/необходимые |
1,62 |
Бесполезные/ценные |
2,27 |
Бесполезные/ценные |
1,88 |
Участвующие/игнорирующие |
-1,95 |
Отстраненные/заботливые |
1,77 |
Главные/второстепенные |
-1,77 | ||
Счастливые/горестные |
-1,86 | ||
Теплые/холодные |
-1,91 | ||
Светлые/темные |
-1,82 | ||
Равнодушные/чувствующие |
1,95 | ||
Ответственные/наплевательские |
-1,86 | ||
Близкие/далекие |
-1,86 |
В групповой семантической универсалии оценки «отношений с матерью» при 10%-м интервале допуска все дескрипторы отражают полюс, позитивно характеризующий отношения с матерью в представлении респондентов.
Респонденты обеих групп оценивают свои взаимоотношения с матерью как «любящие», «необходимые», «ценные». Это может говорить нам о том, что респонденты, независимо от степени автономии, любят свою мать и получают тепло взамен, нуждаются в этих отношениях и высоко ценят их.
Отличительной чертой респондентов ЭГ1 (более низкий уровень автономии) является то, что свои взаимоотношения с матерью они оценивают как «участвующие», «главные», «счастливые», «теплые», «светлые», «чувствующие», «ответственные», «близкие». Можно предположить, что это связано с активным участием матери в жизни ребенка, представлением матери как главной авторитетной личности, чувством тепла, света и счастья в общении с матерью, близостью респондентов к матери, общими целями и представлениями матери и ребенка, а также высоким уровнем ответственности матери за жизнь ребенка.
Отличительной чертой опрошенных в ЭГ2 (более высокий уровень автономии) является то, что они оценивают свои отношения с матерью как «любящие». Вероятно, в таких отношениях преобладает внимательное отношение к ребенку, доброта, нежность, помощь и поддержка.
Анализ корреляционных связей особенности компонентов личностной автономии и взаимоотношений респондентов ЭГ1 с матерью выявил следующие результаты (табл.4). Более низкий уровень личностной автономии связан со строгостью мер воспитания, суровостью правил в общении с матерью, а также ужесточенностью системы наказаний (p=0,05); с высоким уровнем согласия с матерью в выборе (p= 0,01); такие проявления более низкого уровня автономии как конформность, независимость самостоятельность связаны с неравенством и отсутствием доверительной эмоциональной близости во взаимоотношениях, а также с высоким авторитетом мнения мамы (p=0,01).
Таблица 4
Статистически значимые показатели корреляционного анализа по шкалам блоков методик «автономия личности» и «опыт взаимоотношений с матерью» в ЭГ1
Шкалы |
Общей интернальности |
Воспринимаемый выбор |
Индекс самодетерминации |
Поддержки |
---|---|---|---|---|
Мягкость/строгость матери |
0,58 (p=0,01) |
0,47 (p=0,05) |
- |
0,43 (p=0,05) |
Наказания |
0,45 (p=0,05) |
- |
- |
- |
Несогласие/согласие между ребенком и матерью |
- |
-0,57 (p=0,01) |
-0,46 (p=0,05) |
- |
Эмоциональная дистанция/ близость ребенка к матери |
- |
- |
- |
-0,53 (p=0,05) |
Отсутствие сотрудничества/сотрудничество |
- |
- |
- |
-0,53 (p=0,05) |
Авторитетность матери |
- |
- |
- |
-0,55 (p=0,01) |
Удовлетворенность отнош. с матерью |
- |
- |
- |
-0,52 (p=0,05) |
Эмпатия |
- |
- |
- |
-0,43 (p=0,05) |
Анализ корреляционных связей особенности компонентов личностной автономии и взаимоотношений респондентов ЭГ2 с матерью выявил следующие результаты (табл.5). Более высокий уровень личностной автономии связан с эмпатией и низким уровнем требовательности со стороны матери, с равенством в принятии решений и с последовательностью и постоянностью методов воспитания со стороны матери (p=0,05).
Таблица 5
Статистически значимые показатели корреляционного анализа по шкалам блоков методик «автономия личности» и «опыт взаимоотношений с матерью» в ЭГ2
Шкалы |
Общей интернальности |
Воспринимаемый выбор |
Индекс самодетерминации |
Поддержки |
---|---|---|---|---|
Эмпатия |
0,40 (p=0,05) |
- |
- |
- |
Требовательность |
- |
-0,44 (p=0,05) |
-0,43 (p=0,05) |
- |
Принятие решений |
- |
- |
-0,41 (p=0,05) |
- |
Непоследовательность |
- |
- |
-0,45 (p=0,05) |
- |
Неуверенность |
- |
- |
- |
0,42 (p=0,05) |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень личностной автономии взаимосвязан с особенностями опыта отношений с матерью. У людей с более высоким уровнем личностной автономии взаимоотношения с матерью характеризовались доверием, предоставлением возможности выбора и равенством ребенка с матерью; у людей с более низким уровнем личностной автономии в отношениях с матерью преобладали контроль, строгость и опека со стороны матери.