Автор(-ы):
Волкова Анна Валентиновна
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются возможности использования психологических методик в сопровождении педагогических работников образовательного учреждения.
Текст статьи
В концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой министром образования и науки РФ О.Ю. Васильевой 14 декабря 2017г. говорится, что одной из приоритетных задач развития системы образования является профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформации педагогических работников.
Приказом министерства образования и науки челябинской области от 12 июля 2018г. № 01/2090 «О концепции психологического сопровождение ФГОС общего образования в Челябинской области на период до 2020 г. и утверждения дорожной карты по ее реализации» основным направлением, на которое необходимо обратить внимание специалистов, выделено повышение уровня психолого-педагогической готовности педагогических работников к реализации трудовых функций, в соответствии с требованиями профессионального стандарта, что обеспечит освоение учащимся метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Проведённое нами исследование является примером реализации данного направления.
Актуальной темой для грамотного руководителя является удовлетворённость условиями труда и психологическое состояние педагогов. Именно эти три компонента мы взяли за основу нашего исследования.
Деятельность педагога относится к типу профессий «человек-человек» и особое значение в ее эффективности принадлежит психологической компетентности педагога, степени его удовлетворенности условиями и результатами труда, психологическим состоянием педагога. В марте 2019 года нами были проведены комплексные диагностические мероприятия с педагогическим коллективом школы
В ходе исследования была поставлена цель – выявить симптомы профессионального выгорания и личностных особенностей педагогов МБОУ «Еткульская СОШ».
В исследовании приняли участие 50 педагогов.
Педагогам предлагались: 1. Анкета «Определения степени удовлетворенности педагогов условиями и результатами труда»; 2. Анкета выявления психологической компетентности педагогов; 3. Диагностика уровня эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон, адаптации Н.Е. Водопьяновой. Методика предназначена для измерения степени выгорания профессиях типа «человек-человек».
После проведенного диагностического исследования нами были получены следующие результаты. Во-первых, статус школы в образовательном пространстве района и ее общий имидж важны для более 80 % педагогов, которые поднимают его давая обучающимся монолитные знания по предметам и готовят 100 бальных выпускников на ЕГЭ; Во-вторых, удовлетворенность учебной нагрузкой 56,3%; в-третьих, удовлетворенность заработной платой 31,3%; в-четвертых, общий социально-психологический климат в школе в целом – 81,3% на среднем уровне.
Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая нестандартная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. Которое может проявиться в пассивно-защитной или агрессивной форме. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается, следовательно снижается работоспособность, что в свою очередь ведет к синдрому «Эмоционального выгорания». Этот синдром включает в себя 3 составляющие [1, с. 63].
Большое значение имеет профилактическая работа в «трудные периоды учебного года» (период межсезонья, особенно март месяц), а также организация тренинговых занятий, которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий эмоционального выгорания. Наиболее распространённым средством является непрерывное психолого-педагогическое сопровождение педагогов, повышение их психолого-педагогической компетенции. Со стороны администрации нужна система поощрений, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководитель может структурировать работу и организовать оснащенные учебные кабинеты, так как введение информационных технологий в образование улучшает и облегчает труд учителя, делает урок современным и интересным [2, с.74].
На основе полученных данных составлены рекомендации по профилактике и психологической помощи педагогам:
Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.
Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.
В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся [2, с.106].
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
Список литературы
Поделиться
Волкова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов на предмет эмоционального выгорания // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.II.С. 106-108. URL: https://apni.ru/article/1531-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-ped