Психолого-педагогическое сопровождение педагогов на предмет эмоционального выгорания
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов на предмет эмоционального выгорания

В статье рассматриваются возможности использования психологических методик в сопровождении педагогических работников образовательного учреждения.

Аннотация статьи
управление климатом педагогического коллектива
психолого-педагогическое сопровождение
Ключевые слова

В концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой министром образования и науки РФ О.Ю. Васильевой 14 декабря 2017г. говорится, что одной из приоритетных задач развития системы образования является профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформации педагогических работников.

Приказом министерства образования и науки челябинской области от 12 июля 2018г. № 01/2090 «О концепции психологического сопровождение ФГОС общего образования в Челябинской области на период до 2020 г. и утверждения дорожной карты по ее реализации» основным направлением, на которое необходимо обратить внимание специалистов, выделено повышение уровня психолого-педагогической готовности педагогических работников к реализации трудовых функций, в соответствии с требованиями профессионального стандарта, что обеспечит освоение учащимся метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Проведённое нами исследование является примером реализации данного направления.

Актуальной темой для грамотного руководителя является удовлетворённость условиями труда и психологическое состояние педагогов. Именно эти три компонента мы взяли за основу нашего исследования.

Деятельность педагога относится к типу профессий «человек-человек» и особое значение в ее эффективности принадлежит психологической компетентности педагога, степени его удовлетворенности условиями и результатами труда, психологическим состоянием педагога. В марте 2019 года нами были проведены комплексные диагностические мероприятия с педагогическим коллективом школы

В ходе исследования была поставлена цель – выявить симптомы профессионального выгорания и личностных особенностей педагогов МБОУ «Еткульская СОШ».

В исследовании приняли участие 50 педагогов.

Педагогам предлагались: 1. Анкета «Определения степени удовлетворенности педагогов условиями и результатами труда»; 2. Анкета выявления психологической компетентности педагогов; 3. Диагностика уровня эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон, адаптации Н.Е. Водопьяновой. Методика предназначена для измерения степени выгорания профессиях типа «человек-человек».

После проведенного диагностического исследования нами были получены следующие результаты. Во-первых, статус школы в образовательном пространстве района и ее общий имидж важны для более 80 % педагогов, которые поднимают его давая обучающимся монолитные знания по предметам и готовят 100 бальных выпускников на ЕГЭ; Во-вторых, удовлетворенность учебной нагрузкой 56,3%; в-третьих, удовлетворенность заработной платой 31,3%; в-четвертых, общий социально-психологический климат в школе в целом – 81,3% на среднем уровне.

Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая нестандартная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. Которое может проявиться в пассивно-защитной или агрессивной форме. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается, следовательно снижается работоспособность, что в свою очередь ведет к синдрому «Эмоционального выгорания». Этот синдром включает в себя 3 составляющие [1, с. 63].

  1. Эмоциональную истощенность, вызванную собственной педагогической деятельностью: 59% педагогов имеют высокую степень эмоционального истощения, 37,5 % имеют высокую степень усталости, на что следует обратить особое внимание, особенно в весенний период.
  2. Деперсонализацию – негативное отношение к своему труду и обучающимся: 40.5 % имеют очень высокий уровень. Очень важно отметить, что эмоциональное отношение педагога к обучающимся во многом определяет успех его педагогической деятельности и психологическое здоровье школьник.
  3. В период межсезонья, особенно весной накапливается усталость, что свойственно любому человеку, особенно педагогам. Степень успешности в профессиональной деятельности на среднем и высоком уровне – 55,5 % педагогов считают себя профессионально успешными. Накладывает отпечаток на эмоциональное состояние и материально-техническая база школы: малая оснащенность кабинетов, в частности устаревшая компьютерная база школы. Только 12,5 % удовлетворены техническим состоянием своих кабинетов. Но несмотря на некоторые трудности педагоги школы заинтересованы в повышении своей квалификации и активно участвуют во всех мероприятиях по данному вопросу. 76% педагогов считают возможным профессиональное развитие на базе школы и готовы к сотрудничеству. Повышение статуса педагогического работника, выходит на первый план в предложениях по улучшению психологического климата в школе и профилактике эмоционального выгорания. Сплочение коллектива и взаимопонимание между администрацией и коллективом были предложены педагогами для дальнейшей работы психолога [3, с.120].

Большое значение имеет профилактическая работа в «трудные периоды учебного года» (период межсезонья, особенно март месяц), а также организация тренинговых занятий, которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий эмоционального выгорания. Наиболее распространённым средством является непрерывное психолого-педагогическое сопровождение педагогов, повышение их психолого-педагогической компетенции. Со стороны администрации нужна система поощрений, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководитель может структурировать работу и организовать оснащенные учебные кабинеты, так как введение информационных технологий в образование улучшает и облегчает труд учителя, делает урок современным и интересным [2, с.74].

На основе полученных данных составлены рекомендации по профилактике и психологической помощи педагогам:

  1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
  2.  Помните психологическое правило: не можешь жить напряженно, начинай жить умнее.
  3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  4. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  5. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  6. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  7. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  8. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  9.  «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
  10. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации [4, с.142].

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся [2, с.106].

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».

Текст статьи
  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение , 1989. - 224 с.
  2. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / Бойко В.В. - М. : Мысль , 1983. - 207 с.
  3. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. дайджест // Психология обучения. - 2009. - N 6. - С. 110-111.
  4. Зиновьев В.И. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом // Менеджмент сегодня. - 2008. - N 6. - С. 324-337.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 08 мая по 14 мая
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
18 мая
Загрузка в eLibrary
18 мая
Рассылка печатных экземпляров
26 мая