Формирование профессиональных компетенций будущего педагога по оценке качества обучения школьников

Формирование профессиональных компетенций будущего педагога по оценке качества обучения школьников

В статье раскрывается проблема формирования профессиональных компетенций будущего педагога по оценке качества обучения школьников в цикле педагогических дисциплин в условиях вуза.

Аннотация статьи
формирование
обучение
школьники
компетентность
качество
будущий педагог
профессиональное становление
оценка
Ключевые слова

В процессе обучения в вузе будущий педагог должен уметь научиться оценивать результаты своего труда как учителя и решить эту проблему можно в процессе обучения в вузе в цикле педагогических дисциплин. В связи с этим возникает потребность обращения к вопросу о формировании у будущего педагога профессиональных компетенций по оценке качества обучения школьников т.к. готовность к оценке своей деятельности по обучению субъектов образовательного процесса и умению оценивать качество обучения является одной из важнейших для выпускника педагогического вуза.

В настоящее время в исследованиях современных ученых особое внимание уделяется формированию личности будущего учителя, имеются научные труды, посвященные поиску эффективных путей формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. Б.С. Гершунский связывает профессиональную компетентность с уровнем профессионального образования [1]. Л.M. Митина делает акцент на необходимости сочетания знаний предмета, методики, дидактики преподавания, а также обоснует психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии и уделяет внимание формированию у будущего педагога умений и навыков культуры педагогического общения [2]. В исследованиях Н.Ф. Радионова и А.П. Тряпицына и др. определяющая роль в формировании профессиональной компетентности отводится способности студента решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности [3].

Вышеназванные авторы используют понятие «компетенция» и ведут речь о формировании у будущего педагога умения оценивать результаты своего обучения, о результативно-оценочной компетентности педагога, которую относят к ключевым, так как овладение ей позволяет решать повседневные профессионально-значимые проблемы, к числу которых относится ориентированность работников педагогической сферы в образовательном пространстве школы. Сформированность у будущего педагога умений оценивать качество своей обучающейся деятельности может быть охарактеризована как определенный уровень его профессиональной компетентности. Результативно-оценочная компетентность – это способность будущего педагога ориентироваться в образовательной ситуации с позиции своей педагогической деятельности, умение оценивать качество обучения на основе имеющихся знаний у субъектов образовательного процесса школы и анализа своей обучающейся деятельности, умение использовать полученные сведения в ситуации выбора своих действий по отношению к содержанию образования, к методам обучения и др., умение осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.

Реализация компетентностного подхода зависит в целом от образовательно-развивающей среды, в котором развивается будущий педагог. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога по оценке качества обучения школьников т.е. результативно-оценочной компетентности соответствует этапам профессионального становления: ориентационному, теоретико-методологическому, деятельностному. На каждом этапе все педагогические дисциплины осуществляют свои функции: на первом способствуют развитию мотивационного компонента на втором этапе осуществляется развитие базовой составляющей оценочной компетентности, ее когнитивного компонента; на третьем деятельностно-рефлексивный компонент, происходит становление оценочной компетентности будущего педагога за счет накопления опыта решения педагогических задач профессионального характера. Свое существенное влияние оказывают все дисциплины педагогического цикла, такие как: Общая педагогика, Введение в педагогику, Управление образованием, Педагогика общения, Сравнительная педагогика, Технология профессионального обучения и другие. Следует также отметить, что многие ученые констатируют, что «одиночные дисциплины не способны решить все вопросы, касающиеся реформ и преобразования в практике» [3, с.13]. Многие из них О.В. Акулова, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова и др. предлагают обеспечить для будущего педагога более широкой информированности и развитие его результативно-оценочной компетентности, которая предполагает формирование его способности к постановке проблем, к многофакторному анализу рассматриваемого объекта и к обобщенному мышлению в процессе их решения. Регулятором оценочного действия у будущего педагога олжна выступать степень развития его профессионального сознания, уровень включения профессиональных норм в систему ценностей его личности. Именно приобщение будущего педагога в цикле педагогических дисциплин к нормам профессионально-оценочной деятельности обеспечит его становление как профессионала и поможет создать в будущем в образовательном учреждении той среды, которая создает благоприятные и необходимые условия для развития личности обучающихся.

Сущностная характеристика результативно-оценочной деятельности будущего педагога должна включать интеграцию знаний в области образовательного пространства, возможности использовать полученные знания в практической деятельности, сформированность личностностных качеств как специалиста профессионала и как активного субъекта образовательных отношений в системе непрерывного образования, наличие опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. В структуре результативно-оценочной деятельности педагогических кадров как субъектов образовательного процесса должны быть представлены следующие компоненты: компетентность в сфере образовательного пространства; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения профессиональных знаний из различных источников информации; компетентность в сфере профессиональной деятельности, компетентность в сфере деятельности по оцениванию собственных профессиональных возможностей, компетентность в сфере обучения школьника как субъекта образовательного процесса и другие.

Организационно-педагогические условия, необходимые для формирования профессиональных компетенций будущего педагога по оценке качества обучения школьников в цикле педагогических дисциплин, должны развиваться в следующих направлениях: обеспечение наполняемости учебного плана дисциплинами подготовки будущих педагогов; диагностика уровня сформированности оценочной компетентности у студентов на разных этапах обучения (тестирование, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности студентов); разработка коррекционных мероприятий; применение современных педагогических технологий, в частности интерактивного обучения при преподавании дисциплин педагогического цикла. Органической частью технологии формирования профессиональных компетенций будущего педагога по оценке качества обучения школьников являются диагностические мероприятия, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Диагностика развития профессиональных компетенций будущего педагога по оценке качества обучения школьников включает три основных критерия: когнитивный – определяет усвоение будущим педагогом профессиональных знаний, умение работать с информацией профессионального характера; мотивационный – характеризует стремление воспринимать педагогическую реальность в профессиональном контексте, осознание ценности оценочной деятельности педагога и соблюдения его норм; деятельностно-рефлексивный – устанавливает умение будущего педагога определять профессионально-оценочный контекст в решении педагогических задач по обучению школьников, оценивать и анализировать педагогические явления с точки зрения профессиональной значимости, транслировать профессиональную культуру.

Текст статьи
  1. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика // Теория; методология; практика : учебное пособие, 2003.
  2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. : Академия, 2004. - 320 с.
  3. Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 158 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая