научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета региона на примере Владимирской области

В статье исследовано понятие сбалансированности регионального бюджета, представлена методика нахождения результата исполнения бюджета. На примере Владимирской области было проведено исследование сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета.

Аннотация статьи
Владимирская область
сбалансированность бюджета
устойчивость бюджета
профицит
дефицит
Ключевые слова

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, а превышение доходов над расходами – профицитом бюджета [3].

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом) [1].

Оценим сбалансированность бюджета Владимирской области на основании отчетов об исполнении бюджета региона за период 2018-2019 гг. [4].

Рассчитаем результат исполнения бюджета (дефицит или профицит) по следующей формуле:

Рбюд = Д – Р, (3)

где Рбюд – результат исполнения бюджета, руб.;

Д – общая сумма доходов бюджета, руб.;

Р – общая сумма расходов бюджета, руб.

Рбюд 2018 = 71819256 – 70881846 = 937410 тыс. руб.

Рбюд 2019 = 78339000 – 77967623 = 371377 тыс. руб.

Результат исполнения бюджета, полученный со знаком «+», говорит о профиците бюджета Владимирской области.

Количественную оценку сбалансированности бюджета можно получить на основе следующих коэффициентов (таблица 1).

Таблица 1

Показатели сбалансированности бюджета субъекта РФ

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение

2018 г.

2019 г.

1 Сумма дефицита, тыс. руб. (Деф)

-937410

-371377

566033

2 Доходы, тыс. руб. (Д)

71819256

78339000

6519744

3 Расходы, тыс. руб. (Р)

70881846

77967623

7085777

4 Источники финансирования дефицита бюджета, тыс.руб. (ИФДБ)

-937410

-371377

566033

5 Безвозмездные поступления, тыс. руб. (БП)

15223399

18212590

2989191

6 Субсидии, тыс. руб. (С)

2925453

4465310

1539857

7 Численность населения, чел.

1365805

1358416

-7389

8 Дефицит (профицит) бюджета на душу населения, руб./чел.

-686,34

-273,39

412,95

9 Отношение дефицита (профицита) к доходам, %

-1,31

-0,47

0,83

10 Коэффициент общей сбалансированности бюджета (Кос = (Д + ИФДБ)/Р) (должен быть равен 1)

1,00

1,00

0,00

11 Коэффициент базовой сбалансированности бюджета (Кбс = Д/Р) (должен стремиться к 1, чем ближе к значению, тем выше сбалансированность бюджета)

1,01

1,00

-0,01

12 Коэффициент собственной сбалансированности бюджета (Ксс = (Д-БП)/(Р-С))

0,83

0,82

-0,01

Оценка сбалансированности бюджета показала, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом профицит бюджета Владимирской области уменьшился на 566033 тыс. руб., что произошло за счет роста расходов в 2019 году на 7085777 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. В связи с этим профицит бюджета на душу населения в 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшился на 412,95 руб.

Коэффициент базовой сбалансированности бюджета составляет больше 1, что говорит о сбалансированности бюджета Владимирской области.

Коэффициент собственной сбалансированности бюджета в 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшился на 0,01 и составил на конец 2019 года 0,82, что говорит о высокой собственности сбалансированности бюджета Владимирской области.

Понятие финансовой устойчивости бюджетов было впервые предложено академиком Г.Б. Поляком. По мнению ученого, уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения [2].

Для оценки типа устойчивости бюджета по данной методике составим таблицы 2 и 3.

Таблица 2

Исходные данные для оценки типа устойчивости бюджета

Показатели

Значение, млн. руб.

Изменение, млн. руб.

2018 год

2019 год

Расходы местного бюджета, (Рм)

70882

77968

7086

Доходы (Д)

71819

78339

6520

Собственные доходы, (Дс)

23763

26250

2487

Регулирующие доходы, (Др)

45037

48488

3451

Дополнительные источники, (Ид)

3019

3601

582

Доходы бюджета с учетом дополнительных источников привлечения средств, (Дс + Ид)

26782

29851

3069

Сумма задолженности бюджета, (З)

0

0

0

Таблица 3

Оценка типа финансовой устойчивости

Тип финансовой устойчивости

Соответствует условию

2018 год

2019 год

Абсолютно устойчивое состояние

Рм<Дс+Ид

Рм

Дс+Ид

Рм

Дс+Ид

70882

26782

77968

29851

Нормальное состояние

Рм=Дс+Др

Рм

Дс+Др

Рм

Дс+Др

70882

68800

77968

74738

Неустойчивое состояние

Рм=Дс+Др+Ид

Рм

Дс+Др+Ид

Рм

Дс+Др+Ид

70882

71819

77968

78339

Кризисное состояние

Рм>Дс+Др+Ид

Рм

Дс+Др+Ид

Рм

Дс+Др+Ид

70882

71819

77968

78339

Анализ таблиц 2 и 3 показал, что за период 2018-2019 гг. расходы бюджета увеличились на 7086 млн. руб., собственные доходы увеличились на 2487 млн. руб., а регулирующие доходы увеличились на 3451 млн. руб.

Таким образом, в 2018-2019 гг. финансовая устойчивость бюджета Владимирской области является нормальной.

Текст статьи
  1. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. – 208 с.
  2. Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 540 с.
  3. Папело В.Н., Голошевская А.Н. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. – Новосибирск: изд-во СИУ РАНХиГС, 2014. – 224 с.
  4. Официальный сайт Администрации Владимирской области. URL https://avo.ru/ (дата обращения 28.11.2020 г.)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября