Одним из посягательств, закрепленных в главе преступлений против мира и безопасности человечества (гл. 34 УК РФ), является экоцид (ст. 358 УК РФ). В уголовно-правовой доктрине ученые определяют понятие экоцида, как «глобальное необратимое ухудшение окружающей природной среды» [1, с. 27]. Законодатель в уголовном законе несколько сужает возможные масштабы экологической проблемы и определяет экоцид как явление массовое. Основная опасность экоцида в том, что он ставит под угрозу всякую возможность нормального существования человечества, в связи с тем, что выражается в массовом уничтожении элементов окружающей среды (животный мир, растительность, атмосфера, вода, литосфера). Кроме того, такое деяние способно повлечь экологическую катастрофу. Таким образом, виновные в экоциде субъекты ликвидируют или пытаются уничтожить естественную среду обитания людей в отдельном мировом регионе или на планете Земля [2].
Данная статья включена в УК РФ не только во исполнение международных актов, обеспечивающих защиту окружающей среды, но и во исполнение положений ст. 42 Конституции РФ, предусматривающей гарантию благоприятной окружающей среды для населения России. Таким образом ст. 358 УК РФ выступает неким инструментом для обеспечения уголовно-правовой охраны существующих международных и конституционных гарантий.
Непосредственный основной объект экоцида совпадает с объектом геноцида – отношения, обеспечивающие безопасность человечества, нормальные условия его существования как биологического вида, поскольку это обусловлено тем, что человек является неотъемлемой частью природы и не может существовать вне ее [3, с. 233].
В данном случае причинение ущерба среде обитания человека самым прямым образом влияет на существование человека в качестве биологического вида. Тем самым ставится под угрозу жизнь, здоровье, развитие его и общества в целом. При такой взаимосвязи всех элементов природы экоцид самым непосредственным образом ставит в зону риска безопасность человечества. Дополнительным объектом экоцида выступают общественные отношения по обеспечению нормального существования растительного и животного мира, атмосферы, водных ресурсов, других объектов неживой природы. Факультативным объектом являются жизнь и здоровье человека, а также его деятельность.
Объективная сторона характеризуется различными активными действиями, направленными на: а) массовое уничтожение растительного или животного мира; б) отравление атмосферы или водных ресурсов; в) иные действия, способные вызвать экологическую катастрофу.
Массовое уничтожение растительного или животного мира означает разрушение экосистемы в результате всевозможной деятельности, в том числе производственной, военной или иной деятельности, которая приводит к истощению, и иным необратимым последствиям видов флоры и фауны, снижение численности видов за пределы критического состояния, при котором невозможно естественное сохранение или размножение.
К отравлению атмосферы относится переполнение атмосферного воздуха вредными веществами в виде различного вещества (химического, биологического или радиоактивного вещества либо их смеси) в концентрациях, которые превышают установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха, способные оказать вредное действие на здоровье биологических видов и всю окружающую природную среду.
Отравлением водных ресурсов является попадание в воды вредных веществ, которые настолько ухудшают качество поверхностных или подземных вод, что создают опасность для биологических видов и окружающей среды.
К иным действиям ученые относят поведение, способное вызвать реальную экологическую катастрофу: применение любых средств воздействия на природу для изменения негативных изменений для Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическое пространство [4, с. 46]. Предметами деяний, предусмотренных ст. 358 УК РФ, выступают вся естественная среда жизнедеятельности человечества или ее отдельные компоненты – воздушная, водная, морская среды, флора, фауна и т.д.
При такой характеристике объективных признаков можно сделать вывод, что определение в диспозиции исследуемой нормы «глобального» явления для экоцида более уместно, нежели «массового». Действительно, любая проблема или экологическая катастрофа в природе априори носит глобальный характер, затрагивающий интересы не только одного государства, а всей планеты в целом. По этой причине нормативная замена в существующей редакции статьи термина «массовое» на термин «глобальное» выглядит в настоящее время достаточно актуальной.
Состав преступления является формальным, в связи с чем совершение подобных деяний, считается оконченным преступлением, независимо от наступивших вредных последствий. Также как и геноцид состав экоцида сконструирован как формальный неслучайно. Высокая степень опасности и угрозы от данного посягательства существует не только для объектов, находящихся в рамках одного государства, но и для большого континентального региона или всего мирового сообщества.
Для квалификации не имеет значения время совершения экоцида - он может быть осуществлен в любое время, будь то мирное или военное. С точки зрения гуманности экоцид, осуществленный в военное время, усиливает общественную опасность содеянного, значительно ухудшает качественную сторону совершаемого действия и причиняемого вреда.
В случаях, когда экоцид явился результатом применения средств и методов ведения войны, которые запрещены международными договорами, включая, в том числе, использование оружия массового поражения или уничтожения, а также при осуществлении геноцида, такие действия надлежит квалифицировать и по совокупности ст. 356 или 357 УК РФ соответственно.
Субъектом экоцида является вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем характер преступления говорит о том, что субъектом экоцида, как и при совершении геноцида могут являться лица, обладающие значительными властными полномочиями: лица, занимающие государственные должности, должностные лица вооруженных сил и иных воинских формирований. В этих случаях при наличии оснований действия виновных следует квалифицировать по совокупности с соответствующими преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, т. е. фактически, субъектами этого преступления могут быть военные и гражданские руководители высокого ранга, ответственные за отдачу соответствующих распоряжений по применению уничтожающих природу веществ [5 с. 370; 6, с. 65].
Субъективная сторона экоцида предполагает исключительно прямой умысел, что означает: у лиц, реализующих преступное деяние, имеется осознание вредоносности своих действий, разрушающих среду обитания людей, и желание реализовывать подобные действия независимо от мотивов, которыми такие субъекты руководствовались [3, с. 234]. Мотивы в данном случае могут участвовать в процессе индивидуализации ответственности и наказания виновного лица.
Указанное деяние относится к категории особо тяжких преступлений. За совершение экоцида законодатель предусмотрел наказание в виде лишения свободы от 12 до 20 лет. На наш взгляд, в данном случае законодателю необходимо дополнить возможные меры ответственности в сторону их ужесточения, например, закрепить санкции аналогичные ст. 357 УК РФ. Данная необходимость обуславливается характером противоправных деяний. При назначении наказания суд в зависимости от характера наступивших последствий смог бы наиболее точно определить соразмерное наказание для лица, совершившего такое преступление.