В современных условиях наблюдается существенное изменение характера вооруженной борьбы, центр которой смещается в сторону воздушно-космического пространства. Ведущие мировые державы главную ставку делают на завоевание господства в воздухе и активно наращивают группировку космических аппаратов военного назначения. В связи с этим проблема обеспечения безопасности России в указанных средах межгосударственного противоборства становится достаточно актуальной.
Анализ результатов деятельности Вооруженных Сил (ВС) показал, что существенное внимание в текущем году со стороны военно-политического руководства страны было уделено развитию Воздушно-космических сил (ВКС), которое заключалось в переоснащении частей и соединений ВКС новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники, совершенствовании объектов военной инфраструктуры, активизацией мероприятий боевой подготовки и апробации современных авиационных систем.
В рамках долгосрочного контракта компанией «Сухой» (в составе госкорпорации «Ростех») в интересах Минобороны изготовлено и поставлено в авиационные воинские части около ста истребителей-бомбардировщиков
Су-34 [1]. До конца 2020 года военно-промышленный комплекс планирует передать Министерству обороны около 200 единиц летательных аппаратов, среди которых, помимо упомянутых Су-34, самолёты Су-35, вертолёты Ми-28УБ и Ка-52, учебные самолёты Л-410УВП-У20 и Як-130 [2].
Помимо поставки новых образцов продолжается работа по модернизации различных типов летательных аппаратов. Так в текущем году три модернизированных сверхзвуковых высотных истребителя-перехватчика МиГ-31БМ поступили на вооружение истребительного авиационного полка Центрального военного округа. В ходе модернизации МиГ-31БМ прошли комплексный заводской ремонт технических узлов и агрегатов, были обновлены авионика, навигационное оборудование и радиоэлектронные системы, а также улучшены тактические характеристики истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, что позволило повысить их боевые возможности [3].
Определенное влияние на интенсивность боевой подготовки оказала сложная эпидемиологическая ситуация в стране. Вместе с тем в рамках боевой подготовки было проведено более 80 плановых мероприятий в самых различных звеньях, среди которых 25% составили внезапные проверки боевой готовности, целью которых являлось выявление способности органов военного управления выполнить задачи по предназначению.
Заместитель Главнокомандующего Воздушно-космическими силами, генерал-лейтенант А.В. Юдин, отмечает, что ходе учений и тренировок в рамках оперативной подготовки отрабатывались вопросы совершенствования алгоритмов работы командующих (командиров) и штабов всех звеньев управления с учётом опыта выполнения задач в Сирийской Арабской Республике (САР). При этом основные усилия в подготовке лётного состава были направлены на повышение уровня натренированности экипажей к выполнению боевых (учебно-боевых) задач и подготовку молодых лётчиков к ведению боевых действий в различных условиях обстановки [4].
Анализ результатов боевой подготовки за 2020 год показал, что войскам противовоздушной-противоракетной обороны (ПВО-ПРО) были присущи те же тенденции развития, что и Военно-воздушным силам.
На сегодняшний момент в войска получили порядка 30 образцов техники ПВО-ПРО. Завершено перевооружение четырёх зенитных ракетных полков на зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Помимо этого, выполнен ремонт и модернизация более чем 150 единиц вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). На 2021 год спланировано завершение создания мобильной системы ПВО-ПРО, основу которой составит перспективная ЗРС С-500 «Прометей» [2].
В рамках проведения учений с подразделениями противовоздушной обороны (ПВО) на полигонах выполнялись боевые стрельбы по беспилотным летательным аппаратам (БЛА), реактивным снарядам ракетных систем залпового огня (РСЗО) и другим мишеням, отрабатывались вопросы прикрытия войск в ходе совершения маневров и маршей. Кроме того, в ходе стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020» впервые была опробована новая система управления противовоздушной обороной, объединяющая комплексы трех видов войск: Воздушно-космических сил, Сухопутных войск и Военно-морского флота. Это позволило создать сплошное закрытие района обороны (группировки войск) на дистанциях до нескольких сот километров. По данным Министерства обороны, в ходе одного из эпизодов учений на полигоне «Ашулук» в Астраханской области комплексы зенитные ракетные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) «Панцирь-С», ЗРК «Бук-М2» и ЗРС дальнего действия С-400 отразили массированный удар условного противника. Для его имитации было задействовано около двух десятков скоростных ракет-мишеней [5].
Отмечается рост интенсивности боевой работы в ходе несения дежурства подразделениями и частями радиотехнических войск (РТВ) и систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Силами дежурных расчетов РТВ за истекший период 2020 года было обнаружено и проведено более 1,5 млн. воздушных судов, из них свыше 3600 самолетов боевой авиации иностранных государств. Истребители из состава дежурных по противовоздушной обороне сил более 170 раз поднимались на сопровождение иностранных самолетов у границ России [6].
На вооружение радиотехнических полков соединений ПВО поступают новые радиолокационные маловысотные комплексы обнаружения «Подлет», способные обнаружить и сопровождать цели, в том числе малозаметные, на малых и предельно малых высотах в условиях естественных и поставленных помех.
В ходе боевого дежурства по воздушно-космической обороне за текущий год средствами системы предупреждения о ракетном нападении обнаружено около 60 пусков баллистических ракет и ракет космического назначения.
В свою очередь отмечается рост интенсивности боевой работы в Космических войсках ВКС России. Так специалисты Главного центра разведки космической обстановки (ГЦ РКО) космических войск ВКС РФ обеспечили проведение пяти пусков космических аппаратов. Четыре ракеты-носителя «Союз-2» и ракета «Протон-М» вывели на орбиту аппараты различного назначения с космодромов Байконур и Плесецк. Дежурные силы наземного автоматизированного комплекса управления космических войск ВКС провели более 220 тыс. сеансов управления и свыше 55 тыс. сеансов обеспечения управления космическими аппаратами российской орбитальной группировки [7].
На фоне активной модернизации и разработки новых систем военного назначения продолжается работа по апробации и испытанию образцов ВВСТ в ходе выполнения боевых задач в САР. Всего в Сирии было апробировано свыше 300 образцов современного вооружения. В боевой работе проверены вертолеты Ми-28НМ, БЛА «Иноходец» в ударном оснащении, новые образцы прицельных систем и ракетно-бомбового вооружения многоцелевого истребителя Су-57 [8].
Учитывая высокую интенсивность использования беспилотных летательных аппаратов в боевых действиях в Сирии и Нагорном Карабахе, новые ЗРПК «Панцирь-С2» будут оснащаться модернизированными радиолокационной системой и оптическим каналом наведения. Также сократится рубеж перехвата средств воздушно-космического нападения противника (СВКН) до 200 метров, что существенно повысит эффективность борьбы с малоразмерными БЛА и барражирующими снарядами [9].
Одним из стратегических направлений для России в следующее десятилетие останется Арктика и Северные территории, характеризующиеся нарастанием конкуренции между государствами, стремящимися получить доступ к ее ресурсам и транспортным коммуникациям [10]. В этой связи важной задачей, стоящей перед радиотехническими подразделениями и частями ВКС является создание и организация функционирования единой системы контроля воздушного пространства, а также проведения мероприятий разведывательного и информационного характера. С этой целью в районе Нарьян-Мара размещаются современные радиолокационные станции различных диапазонов «Небо-М», способные обнаружить баллистические ракеты на удалении до 1,8 тыс. км.
Кроме того, вдоль всего северного побережья страны от Новой Земли до Чукотки создана сеть радиолокационных постов и пунктов наведения авиации. Автономные военные и пограничные базы построены на архипелаге Земля Франца-Иосифа, островах Котельный, Врангеля и Средний, мысе Шмидта. На современные ЗРС С-400 перевооружен зенитный ракетный полк на Новой Земле [11].
Заступившая 1 декабря 2019 года на боевое дежурство в Мордовии первая загоризонтная радиолокационная станция (РЛС) «Контейнер» подтвердила способность отслеживать перемещение воздушных целей на расстоянии свыше двух тысяч километров от госграницы России, в том числе и истребители стран НАТО, созданные с применением технологий снижения радиолокационной заметности «Стелс». Сегодня уже ведутся разработки подобной загоризонтной РЛС, адаптированной для работы в арктическом климате [11].
Совершенствуется система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая должна быть запущена в эксплуатацию в 2021 году. На территории страны разворачивается сеть специализированных комплексов радиотехнического контроля и оптикоэлектронных комплексов нового поколения.
Российская СПРН включает командно-связные средства, наземный и космический эшелоны информационных средств. Наземный сегмент состоит из сети надгоризонтных радиолокационных станций «Воронеж». Они работают в различных диапазонах радиоволн. РЛС способны обнаруживать космические, баллистические и гиперзвуковые объекты.
РЛС «Воронеж» несут дежурство в Ленинградской, Калининградской, Иркутской, Оренбургской областях, в Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях. Две новых станции СПРН для Министерства обороны строят вблизи Мурманска и Воркуты, еще одну планируется построить в Крыму [12].
С вводом в строй новой системы космические войска ВКС смогут непрерывно контролировать околоземное пространство по всем наклонениям и в максимальном диапазоне высот.
Другим приоритетным направлением совершенствования системы предупреждения о ракетном нападении является развитие средств ее космического компонента. Так, спутники «Тундра» оборудованы инфракрасными приборами наблюдения нового поколения, позволяющими с высокой точностью фиксировать запуски ракет на фоне земной поверхности, и способны отслеживать траектории полета баллистических ракет и в автоматическом режиме прогнозировать зоны падения их боевых блоков [13].
Таким образом, учитывая современные тенденции развития международной обстановки, изменения характера и сферы вооруженного противоборства, в ближайшей перспективе основные усилия военно-политического руководства будут направлены на обеспечение требуемого уровня подготовки органов военного управления и войск, повышение качества мероприятий учебной (боевой) подготовки личного состава Воздушно-космических сил, выполнение мероприятий по перевооружению соединений и воинских частей ВКС на новые и модернизированные образцы вооружения и техники. Продолжится освоение перспективных автоматизированных средств управления, цифрового оборудования и совершенствование практических навыков работы должностных лиц в составе командных пунктов ВКС, поддержание дежурных сил (смен) в готовности к выполнению задач в любой обстановке.
Опыт применения войск (сил) в специальных операциях за пределами России свидетельствует, что ход и исход военных действий в значительной мере зависит от эффективности действий в воздушном и космическом пространстве. В свою очередь способность Воздушно-космических сил Российской Федерации отразить удары разноплановых и разнотипных группировок СВКН противника становится определяющим фактором военной безопасности России.