По данным Минздрава России, распространенность РАС составляет около одного случая на 100 детей. Увеличение количества детей с данной патологией в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей их социализации и адаптации.
Исследования учебной оптимизации в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и адаптации в социуме детей исследуемой категории. Изучением учебной деятельности занимались такие исследователи как (Д. Б. Эльконин Т. В. Габай И. А. Зимняя и др.) проблема оптимизации учебной деятельности остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно-развивающего обучения.
Ученые отмечают, при поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Проявляются трудности в произвольной регуляции деятельности. Отмечается низкий уровень произвольного внимания, трудность переключения с одной деятельности на другую, отвлекаемость, трудность сосредоточения на задании.
Эффективными технологиями при оптимизации учебной деятельности могут быть: АВА-терапия (стимуляция и карточки PECS) и TEACH-терапия (структурирование учебного пространства).
Изучением данного метода занимались такие исследователи, как И. Ловаас, Е. Р Баенская, К. Гилберт, Т. Питере, Е. В Каган, Э. Бонди, А. Лори, К. С Лебединская, О. С. Никольская, К. С. Баенская, М. М. Либлинг, М. И. Лисина.
Исходя из актуальности темы проблема настоящего исследования была сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия активизации учебной деятельности младших школьников с расстройством аутистического спектра
Цель исследования – изучение и оптимизация учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.
Объект исследования – учебная деятельность детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Перед началом внедрения программы нами был выявлен первоначальный уровень учебной деятельности детей, которые можно представить в таблице.
Таблица 1
Сводная таблица результатов диагностики учебной деятельности
№ |
Испытуемый |
Наблюдение за контрольно-оценочным компонентов |
Анкета для учителя по определению уровня познавательной активности |
Анкета для родителя по определению уровня мотивации к обучению |
Методика М. Р Гинзбург, для определения мотива обучения. |
Методика Р. С Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках» |
Методика Р. Немова «Нелепицы» |
Методика Р. С Немова «Проставь Значки» |
Общий уровень учебной деятельности |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Б. С. |
Низкий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Низкий уровень |
Низкий уровень |
2 |
С. Т. |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
3 |
П. В. |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
4 |
А. В. |
Низкий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
5 |
С. Д. |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
При внедрении программы самыми эффективными в работе с данной категорией обучающихся показали себя игры, направленные на развитие самоконтроля (контрольно-оценочный компонент) и упражнения на развитие мотивации учебной деятельности (мотивационный компонент), в которых был наглядный материал. Положительный эффект на развитие всех компонентов учебной деятельности оказало система жетонов и поощрений.
Ио итогу проведения 11 занятий, можно сделать вывод, что упражнения, в которых нужно устно отвечать на вопросы, без наглядного материала, оказались не эффективными в работе с обучающимися с РАС, так как обучающиеся отвечали только выборочно на вопросы, и мало проявляли интерес к этим упражнениям. Так же, традиционные методы работы со сказкой оказались неподходящими в работе с обучающимися младшего школьного возраста с РАС, они требуют доработки в виде поиска путей стимуляции их зрительных анализаторов, так как внимание и слуховое восприятие у обучающихся данной категории, зачастую находится на низком уровне, для обучающихся с РАС. Наиболее привлекательными оказались упражнения, в которых включен наглядный материал, и игры, в которые можно включить состязательный компонент.
Таблица 2
Анализ результата изучения уровня учебной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
№ п\п |
Испытуемый |
Наблюдение за контрольно-оценочным компонентов |
Анкета для учителя по определению познавательной активности |
Анкета для родителя по определению мотивации к обучению |
Методика «М. Р. Гинзбурга для определения мотива обучения» |
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках» |
Методика «Нелепицы» |
Методика «Проставь значки» |
Общий уровень учебной деятельности |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Б. С |
Низкий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
3 |
П. В |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
4 |
А. С |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
5 |
С. Д |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Увеличение количества детей с РАС, отмечающееся в последние десятилетия, требует внимания специалистов различного уровня к вопросам социализации и адаптации в социуме детей исследуемой категории.
Изучением учебной деятельности занимались такие ученые как (Д. Б. Эльконин, Т. В. Габай, И. А. Зимняя и др.) проблема оптимизации учебной деятельности остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно-развивающего обучения.
Авторы отмечают, при поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Проявляются трудности в произвольной регуляции деятельности. Отмечается низкий уровень произвольного внимания, трудность переключения с одной деятельности на другую, отвлекаемость, трудность сосредоточения на задании.
Вышеизложенное стало основанием для формирования цели исследования: изучение и оптимизация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Цель достигалась через решение конкретных теоретических и эмпирических задач. Так, в процессе теоретического анализа было рассмотрено 47 источников. В первой главе была проанализирована структура учебной деятельности, рассмотрена модель обучения детей младшего школьного возраста с РАС, рассмотрены психокоррекционные технологии как приемы оптимизации учебной деятельности детей с РАС.
Эмпирическая, экспериментальная, часть исследования состоит из двух этапов: констатирующего и контрольного. На контрольном этапе эксперимента были выявлены особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости оптимизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. У большинства испытуемых был выявлен низкий уровень мотивации обучения, восприятия и мышления. Исходя из этого, возникла необходимость коррекционной работы по повышении уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.
В соответствии с задачами исследования была составлена программа по повышению уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. В качестве коррекционной технологии была выбрана сказкотерапия, игры и упражнения, которые представлялись наиболее привлекательными для детей младшего школьного возраста исследуемой категории.
Контрольный этап эксперимента показал небольшую положительную динамику в повышении уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута.