Педагогические условия активизации учебной деятельности младших школьников с расстройством аутистического спектра
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Педагогические условия активизации учебной деятельности младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье представляется программа по оптимизации учебной деятельности младших школьников с расстройством аутистического спектра. Для достижения коррекционной цели были отобраны основные коррекционные методы: сказкотерапия, игры, упражнения на тренировку самоконтроля и познавательных процессов. Также рассматривались специфические методы психотерапии, используемые при работе с детьми с РАС – ABA-терапия, и TEACH-терапия. Все методы коррекции, представленные в данной работе, представляются эффективными в оптимизации учебной деятельности у младших школьников. С помощью этих методов: сказок, игр, и упражнений возможно оптимизировать учебную деятельность, способствовать овладению навыками самоконтроля. Внедрение программы в образовательную организацию показало небольшую положительную динамику в повышении уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.

Аннотация статьи
инклюзия
дети с расстройством аутистического спектра
специалисты образовательной организации
учебная деятельность
Ключевые слова

По данным Минздрава России, распространенность РАС составляет около одного случая на 100 детей. Увеличение количества детей с данной патологией в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей их социализации и адаптации.

Исследования учебной оптимизации в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и адаптации в социуме детей исследуемой категории. Изучением учебной деятельности занимались такие исследователи как (Д. Б. Эльконин Т. В. Габай И. А. Зимняя и др.) проблема оптимизации учебной деятельности остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно-развивающего обучения.

Ученые отмечают, при поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Проявляются трудности в произвольной регуляции деятельности. Отмечается низкий уровень произвольного внимания, трудность переключения с одной деятельности на другую, отвлекаемость, трудность сосредоточения на задании.

Эффективными технологиями при оптимизации учебной деятельности могут быть: АВА-терапия (стимуляция и карточки PECS) и TEACH-терапия (структурирование учебного пространства).

Изучением данного метода занимались такие исследователи, как И. Ловаас, Е. Р Баенская, К. Гилберт, Т. Питере, Е. В Каган, Э. Бонди, А. Лори, К. С Лебединская, О. С. Никольская, К. С. Баенская, М. М. Либлинг, М. И. Лисина.

Исходя из актуальности темы проблема настоящего исследования была сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия активизации учебной деятельности младших школьников с расстройством аутистического спектра

Цель исследования – изучение и оптимизация учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.

Объект исследования – учебная деятельность детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Перед началом внедрения программы нами был выявлен первоначальный уровень учебной деятельности детей, которые можно представить в таблице.

Таблица 1

Сводная таблица результатов диагностики учебной деятельности

Испытуемый

Наблюдение за контрольно-оценочным компонентов

Анкета для учителя по определению уровня познавательной активности

Анкета для родителя по определению уровня мотивации к обучению

Методика М. Р Гинзбург, для определения мотива обучения.

Методика Р. С Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках»

Методика Р. Немова «Нелепицы»

Методика Р. С Немова «Проставь Значки»

Общий уровень учебной деятельности

1

Б. С.

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

2

С. Т.

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

3

П. В.

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

4

А. В.

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

5

С. Д.

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

При внедрении программы самыми эффективными в работе с данной категорией обучающихся показали себя игры, направленные на развитие самоконтроля (контрольно-оценочный компонент) и упражнения на развитие мотивации учебной деятельности (мотивационный компонент), в которых был наглядный материал. Положительный эффект на развитие всех компонентов учебной деятельности оказало система жетонов и поощрений.

Ио итогу проведения 11 занятий, можно сделать вывод, что упражнения, в которых нужно устно отвечать на вопросы, без наглядного материала, оказались не эффективными в работе с обучающимися с РАС, так как обучающиеся отвечали только выборочно на вопросы, и мало проявляли интерес к этим упражнениям. Так же, традиционные методы работы со сказкой оказались неподходящими в работе с обучающимися младшего школьного возраста с РАС, они требуют доработки в виде поиска путей стимуляции их зрительных анализаторов, так как внимание и слуховое восприятие у обучающихся данной категории, зачастую находится на низком уровне, для обучающихся с РАС. Наиболее привлекательными оказались упражнения, в которых включен наглядный материал, и игры, в которые можно включить состязательный компонент.

Таблица 2

Анализ результата изучения уровня учебной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

№ п\п

Испытуемый 

Наблюдение за контрольно-оценочным компонентов 

Анкета для учителя по определению познавательной активности

Анкета для родителя по определению мотивации к обучению

Методика «М. Р. Гинзбурга для определения мотива обучения»

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках»

Методика «Нелепицы» 

Методика «Проставь значки»

Общий уровень учебной деятельности 

1

Б. С

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

3

П. В

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

4

А. С

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

5

С. Д

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Увеличение количества детей с РАС, отмечающееся в последние десятилетия, требует внимания специалистов различного уровня к вопросам социализации и адаптации в социуме детей исследуемой категории.

Изучением учебной деятельности занимались такие ученые как (Д. Б. Эльконин, Т. В. Габай, И. А. Зимняя и др.) проблема оптимизации учебной деятельности остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно-развивающего обучения.

Авторы отмечают, при поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Проявляются трудности в произвольной регуляции деятельности. Отмечается низкий уровень произвольного внимания, трудность переключения с одной деятельности на другую, отвлекаемость, трудность сосредоточения на задании.

Вышеизложенное стало основанием для формирования цели исследования: изучение и оптимизация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Цель достигалась через решение конкретных теоретических и эмпирических задач. Так, в процессе теоретического анализа было рассмотрено 47 источников. В первой главе была проанализирована структура учебной деятельности, рассмотрена модель обучения детей младшего школьного возраста с РАС, рассмотрены психокоррекционные технологии как приемы оптимизации учебной деятельности детей с РАС.

Эмпирическая, экспериментальная, часть исследования состоит из двух этапов: констатирующего и контрольного. На контрольном этапе эксперимента были выявлены особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости оптимизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. У большинства испытуемых был выявлен низкий уровень мотивации обучения, восприятия и мышления. Исходя из этого, возникла необходимость коррекционной работы по повышении уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.

В соответствии с задачами исследования была составлена программа по повышению уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. В качестве коррекционной технологии была выбрана сказкотерапия, игры и упражнения, которые представлялись наиболее привлекательными для детей младшего школьного возраста исследуемой категории.

Контрольный этап эксперимента показал небольшую положительную динамику в повышении уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута.

Текст статьи
  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
  2. Александровская, Э. М. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся [Текст] / Э.М. Александровская, С. Громбах. – М.: Просвещение. – 2005. – 150 с.
  3. Алексеева, В.В., Волков, А.А., Шаргородская, Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ,2013г.
  4. Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития [Текст]: методическое пособие / Е. Р. Баенская, M. М. Либлинг. – М.: Медицинва, 2004. – 128 с.
  5. Волкмар, Ф. Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей [Текст] / Ф. Р. Волкмар, Л. А. Вайзнер. – Екатеринбург, 2014. – 224с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня