О некоторых промежуточных результатах формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода

О некоторых промежуточных результатах формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода

Статья написана на основе материалов проводимого педагогического исследования. Автор сообщает о некоторых промежуточных результатах формирования профессиональной направленности у учащихся морских вузов. Дана авторская интерпретация полученных результатов. Определены пути продолжения исследования.

Аннотация статьи
учащийся морского вуза
профессиональная направленность
морской транспорт
курсант
аксиологический подход
формирование
феномен
Ключевые слова

Введение. Для современного этапа профессиональной подготовки учащихся морских образовательных организаций характерно повышение требований к компетентности выпускников. Руководство государственных морских организаций и учреждений, владельцы судоходных компаний, работодатели настойчиво ведет поиск наиболее креативных, не стандартно мыслящих, инициативных, добросовестных и надежных специалистов, выпускников морских вузов. Сегодня только такие специалисты способны оперативно включиться в командную работу, генерировать новые идеи и принести существенную пользу делу.

Следовательно, уровень профессиональной подготовки, наличие профессиональной направленности у выпускников становиться существенным элементом их конкурентоспособности на рынке труда.

По информации от крюинговых компаний, ныне наблюдается большой отток моряков с транспортных судов. В некоторых судоходных компаниях очень остро ощущается нехватка специалистов на первичные командные должности судоводителей и судомехаников.

Опрос, проведенный среди курсантов выпускников (2018) показал, что они не проявляют интереса и желания трудоустроиться в отечественные компании. Основными причинами этого являются: низкая заработная плата, устаревшие суда и техника, высокая напряженность работы, большой отрыв от семьи и берега.

Большинство респондентов, признались, что они не относятся к будущей профессии как к ценности. Личные интересы и интересы семьи они ставят на первый план. Только необходимость в хорошем финансовом обеспечении семьи и своих потребностей заставляет их соглашаться на такие тяжелые условия работы, которые существуют на морском и речном транспорте.

С целью более глубокого изучения данной проблемы и поиска путей совершенствования учебно-воспитательной работе в морском вузе, формирования профессиональной направленности, было организовано и в настоящее время проводиться соответствующее педагогическое исследование.

Степень разработанности темы. В нашей стране, проблеме формирования профессиональной направленности у различных категорий учащихся уделяется должное внимание. С этой целью ряд исследователей применят возможности аксиологического подхода. Только за последнее время к этой проблеме обращались Б. Азитов (2008), Е.В. Бирюлина (2005), Н.А. Иванова (2010), А.Н. Мушкирова (2015), Е.А. Столбова (2015), Ю.А. Райсвих (2009) и др.

К сожалению, проблему формирования профессиональной направленности на основе аксиологического подхода у курсантов морского вуза в отечественной педагогике не рассматривали.

Основные теоретические положения статьи. В педагогике, аксиологический подход трактуется как некий механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью [4].

Характерными особенностями аксиологического подхода являются:

– неотъемлемость для современной педагогической науке;

– рассматривает воспитанника как высшую ценность общества;

– самоцелью общественного развития;

– выполняет функцию установки, связующего звена между педагогической теорией и практикой.

Следовательно, аксиологический подход является надежной методологической основой профессиональной подготовки и формирования профессиональной направленности личности.

Основываясь на научные труды Н.М. Борытко и О.А. Мацкайловой [1], М.Е. Дуранова [2], О.А. Сорокиной [3], А.Н. Томилина [5] и др. можем утверждать, что основными положениями системы формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода являются:

– в центре учебно-воспитательной работы в интересах формированию профессиональной направленности у курсантов находиться учащийся;

– деятельность по формированию профессиональной направленности у курсантов представляет собой специфический процесс интериоризации курсантами профессиональных ценностей и ценностных ориентации;

– вся учебно-воспитательная деятельность профессорско-преподаватель ского состава, воспитателей факультетов и командиров курсантских рот по формированию профессиональной направленности у курсантов базируется на общедидактических принципах и направлена на максимально полное раскрытие потенциала каждого учащегося вуза;

– процесс формирования профессиональной направленности у курсантов оказывает прямое влияние на процесс профессионального становления будущих специалистов морского транспорта, включая ряд последовательных этапов и основываясь на активности учащихся;

– эффективность процесса формирования профессиональной направленности у курсантов зависит от целенаправленного создания в культурно-образовательном пространстве вуза условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности учащегося морской образовательной организации.

Промежуточные результаты формирования профессиональной направленности у учащихся морских вузов и их интерпретация. Для проведения педагогической диагностики уровня профессиональной направленности у курсантов-моряков, разработана авторская анкета «Самооценка уровня профессиональной направленности курсанта морского вуза». Анкета структурно состоит из трех взаимосвязанных блоков: а) оценка знаний о профессиональной направленности и профессиональных ценностях личности; б) интерес к изучению теории профессиональной направленности и аксиологии; в) рефлексия на целевую программу.

Её использование на первом этапе исследования позволило нам достоверно установить, что профессиональная направленность у большинства курсантов, участников эксперимента соответствует среднему уровню – 63%, у 12% высокому уровню, а у 25% – низкому.

На втором этапе, с целью повышения уровня профессиональной направленности нами была разработана целевая программа «Ценность морской профессии», которая включает четыре модуля «Вводный» (предусматривает ознакомление учащихся с имеемыми проблемами, целью, задачами, принципами программы, содержанием программы, знакомство с методическими рекомендациями по освоению тематики программы); «Аксиологический» (включает теорию и практику аксиологии, изучение профессиональных ценностей специалистов морского транспорта); «Деятельностный» (содержит воспитательные, культурно-массовые, спортивные и волонтерские мероприятия); «Установочный» (охватывает установки на продолжение самовоспитания, самообразования и саморазвития профессиональной направленности).

Программа рассчитана на 150 часов, из которых 72 на теоретическую часть (лекции, дискуссии, беседы, собеседования) и 78 на практические мероприятия (экскурсии, диспуты, викторины, встречи с ветеранами транспортного флота, посещение судов и кораблей, вечера вопросов и ответов с участием командного состава судов, волонтерская работа и др.).

Участниками эксперимента освоено более 50% тематики целевой программы. В интересах исследования решено провести промежуточное анкетирование с применением той же анкеты.

Рассмотрим полученные ответы респондентов.

24% курсантов сообщили, что они получили первичную информацию о профессии и профессиональной направленности моряка от своих близких, профессия которых связана с морской деятельностью; 37% впервые узнали о смысле профессиональной направленности в ходе обучения в морском вузе; 22% осознали сущность профессиональной направленности в процессе практики на судах морского транспорта; 17% полагают, что первичную информацию о профессиональной направленности они получили из Интернета и различных литературных источников.

По мнению 34% курсантов, их интерес к морской профессии как ценности и профессиональной направленности, стал проявляется в ходе проводимого исследования и изучения целевой программы; 27% считают, что формирование профессиональной направленности началось с первых дней обучения в морском вузе; 18% полагают, что они стали воспринимать морскую профессию как ценность, только после того как на это обратили их внимание преподавательский состав; 13% уверены, что их интерес к повышению уровня профессиональной направленности и ценностного восприятия будущей профессии, вызван желанием стать компетентным специалистом, востребованным на современном рынке труда морской индустрии; 8% ответили, что получение новых знаний о морской профессии позволит им лучше строить служебную карьеру и добиться значительных успехов в морской профессиональной деятельности.

Значимая информация была получена и по третьему блоку анкеты.

24% респондентов полагают, что они лучше воспринимают необходимую информацию и усваивают тематику целевой программы в процессе самостоятельной подготовки; 33% курсантов считают, что организованные занятия (лекции, классно-групповые и практические занятия, рассказы, беседа) помогают им лучше получить новые знания; 21% ответили, что воспитательные, культурно-досуговые, волонтерские мероприятия оказали на них большее влияние в понимании роли и значения ценностного смысла морской деятельности; 15% заметили, что для них проектная деятельность оказывает наибольший эффект в аксиологическом осмыслении будущей профессии; 7% курсантов хотели бы знакомится и обмениваться опытом формирования профессиональной направленности с учащимися других морских образовательных организаций.

Полученные результаты позволяют судить о положительной динамики процесса формирования профессиональной направленности. Более 87% участников эксперимента не остались равнодушными к проводимой работе и изучению целевой программы. 76% курсантов удовлетворены тематикой и организацией изучения целевой программы. Более 41% видят в данной программе возможность получить новые знаний, что станет основой для их профессиональной карьеры.

Заключение. Выполненный анализ позволяет резюмировать:

Проводимое исследование поводиться конструктивно. Изучение целевой программы дает свои положительные результаты, что плодотворно сказывается на формирование профессиональной направленности. Курсанты уяснили себе смысл профессии как ценность, её важности не только для личного и семейного финансового благополучия, но и для общества и государства.

Обработка данных позволяет судить, что у 34% курсантов уровень профессиональной направленности соответствует высокому, 56% – среднему, а у 10% пока низкому.

В интересах качественного проведения исследования целесообразно:

– откорректировать целевую программу с учетом интересов и пожеланий курсантов;

– привлечь к творческой переработке целевой программы, её конкретизации, действующих сотрудников морского транспорта – капитанов, старших помощников и старших механиков судов;

– предусмотреть индивидуальную работу с курсантами у которых низкий уровень профессиональной направленности.

Текст статьи
  1. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. – 130 с.
  2. Дуранов, М.Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием в высшей школе / М.Е. Дуранов, А.М. Баскаков, НС. Ломова. – Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2003. – 278 с.
  3. Сорокина О.А. Теоретико-методологические основы системы формирования профессиональной направленности будущих переводчиков // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – №9. – С. 61-66.
  4. Сущность и роль аксиологического подхода в педагогике [Электронный ресурс]/ https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovypedagogiki/aksiologicheskij-podhod-v-pedagogike/ (дата обращения: 05. 12. 2019).
  5. Томилин А.Н. К вопросу о готовности выпускников морского вуза к выполнению роли лидера на судах морского транспорта // Материалы III Международной научно-практической конференции: Конструктивное обучение в образовательной системе Школа-вуз: проблемы и решения: Том 1. Новосибирск: Изд-во «Немо Пресс», 2016. – С. 12-24.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября