Использование принципов синергетики при модернизации транспортной системы России

Использование принципов синергетики при модернизации транспортной системы России

Применение принципов синергетики в транспортных системах страны и её регионов в настоящее время обусловлены динамикой неупорядоченного развития экономических и транспортных процессов, жесткими ресурсными ограничениями и необходимостью в существенном возрастании скорости материальных, транспортных, финансовых и информационных потоков.

Аннотация статьи
транспортно-логистическая система
синергетика
модернизация
экономика
Ключевые слова

В настоящее время, Российская Федерация ставит перед собой важную цель – создать благоприятные условия для развития экономики страны. Реализация этой цели зависит от экономических ресурсов и благ, которыми располагает страна. К таким благам относят транспортные системы. Для изменения ситуации в экономике в России в лучшую сторону, необходима модернизация транспортной системы Российской Федерации.

Проблема модернизации транспортной системы Российской Федерации формирует цель данной работы – рассмотреть применимость принципов синергетики в рамках государственной транспортно-логистической системы. Для решения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «синергетика»;
  • определить предпосылки в транспортно-логистической отрасли для внедрения принципов синергетики;
  • рассмотреть условия, необходимые для формирования единой транспортной системы страны;
  • рассмотреть концепцию ресурсной ориентации.

Синергетика (от греч. συνεργία – сотрудничество, совместное действие, согласованность) исследует сложные системы, состоящие из одинаковых или разнородных подсистем, взаимодействующих между собой нелинейно, что может приводить к возникновению порядка в таких системах [5]. В открытых системах наблюдается самоорганизация, а также возникают пространственные, временные, пространственно-временные и функциональные структуры (упорядоченные или хаотические). Синергетику часто называют теорией сложности, понимая термин «сложность» как сложность системы, состоящей из большого числа нетривиально связанных подсистем, и как сложное нетривиальное поведение системы, независимое от её устройства [4].

Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» подразумевает под собой урегулирование деятельности, эффективности и безопасности транспортной системы страны. Для успешного и скорого достижения поставленных целей необходимо прибегнуть к основному принципу синергетики, который заключается в спонтанном образовании высокоупорядоченных структур из неупорядоченных за счет синхронного действия многих подсистем.

Внедрение принципов синергетики в транспортную систему Росси обусловлено расширением хозяйственной деятельности, образования большого количества мелких и средних производств различных форм собственности с неопределенным территориальным размещением и ориентацией, в основном, на региональные нужды, которое предполагает под собой, как правило, создание новых форм транспортно-экспедиционного обслуживания и логистического сопровождения товаро-движенческих процессов.

Синергетика позволяет уйти от общепринятых идей гигантизма, заключающихся в образовании крупных производственных центров, концентрации трудовых, энергетических и материальных ресурсов и транспортных потоков в регионах, где с середины двадцатого века преобладает экстенсивный подход к развитию. Моногорода, а также монорегионы – являются следствием сложившейся системы.

Современная экономическая ситуация мира диктует интенсивный подход к развитию, поэтому необходим отказ от существующей системы монорегионов. Необходимость таких регионов обеспечивать себя в хозяйственной, энергетической, финансовой и других видов деятельности неминуемо ведет к созданию большого количества новых, а также к модернизации уже существующих, производств малого и среднего бизнеса. С разрастанием бизнеса в регионе, увеличивается количество новых транспортных связей для его обслуживания. Следовательно, актуальность принципов синергетики в транспортном комплексе страны очевидна, их реализация ведет к образованию высокоупорядоченных структур транспортно-экспедиционного сервиса всего хозяйственного комплекса города, агломерации, региона, страны с максимальной отдачей, что соответствует рассматриваемому принципу синергетики.

Современные условия хозяйствования диктуют тенденции, где на первом месте структурные изменения как в транспортно-дорожном комплексе, так и в его товаропроводящей обеспеченности. Предыдущая ориентация смещается на обслуживание автомобильным транспортом разрастающихся новых хозяйственно-рыночных территориальных зон. Массовые перевозки тяжелой промышленности постепенно заменяются массовыми перевозками для населения в большой номенклатуре, меньшей партийности и на меньшие расстояния.

При создании единой транспортной системы страны в целом, принципы синергетики подразумевают под собой учет следующих факторов [1]:

  • территориальное размещение производственных мощностей;
  • энергетическая самодостаточность и перспективы удовлетворения спроса на энергоресурсы при увеличении производственных мощностей по переделам предмета труда;
  • виды транспорта в регионе, их территориальное размещение относительно производственных объектов, пропускные и провозные способности, товаропроводящее обустройство, тарифы;
  • наличие и перспективы развития путевой части видов транспорта, протяженность, качество, плотность сети различных видов транспорта, доступность для пользователей транспортными услугами;
  • наличие сети мультимодальных терминалов, единых грузонакопительно-распределительных центров, возможности использования скоростных линий транспортных коридоров и т.д.;
  • информационная база, возможность передачи потоков информации на всем протяжении транспортирования как единичного продукта, так и мощных грузопотоков;
  • виды и способы транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) предъявленных перевозок, системы формирования цены и расчетов за ТЭО, готовность перевозить грузы в большом и малом количестве, надежность при обслуживании «точно в срок», использование логистических принципов в цепях поставок и т.д.

Сочетания вышеуказанных факторов отличаются непостоянством по времени, а также отражают ситуацию в сфере распределения, производства, закупок и управления запасами. Помимо этого, они при этом должны:

  • отражать удовлетворенность интересов всех логистических партнеров производственной и транспортно-экспедиционной деятельности;
  • сохранять общность транспортной системы и единообразие транспортного обслуживания клиентов.

Благодаря принципам синергетики, эти две, на первый взгляд, противоположные по своей природе позиции, смогут взаимодействовать, создавая в каждой ситуации устойчивую систему эффективного обслуживания товародвижения.

Сложные динамические системы – это системы с перенасыщенными внутренними связями элементов и внешними связями со средой. Сложные динамические системы являются существенно нелинейными системами, математическое описание которых на современном этапе не всегда возможно [3]. Информационные процессы в сложных динамических системах занимают, обычно, ведущую роль. Цикличность формационных процессов обеспечивается за счет механизма обратных связей. На основании информации о поведении элементов системы в различных ситуациях самоорганизуется её структура и с учетом изменения внешних и внутренних факторов корректируются последующие состояния системы.

Для снабжения надежной и высокоорганизованной системы доставки грузов и стабильной эффективности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Это объясняется тем, что взаимодействие различных видов транспорта должно основываться на принципах синергетики. К осознанию приоритетности синергетики и интегрированной логистики неизбежно приводит концепция ресурсной ориентации. В свою очередь, интегрированная логистика подразумевает под собой [2]:

  • сочетание ресурсов с использованием информационного ресурса является особо эффективным, так как информационная система увеличивает ресурсный потенциал отдельных предприятий;
  • сохранение постоянных ключевых мотиваций в долгосрочной стратегической перспективе;
  • возможность клиентов извлекать коммерческую выгоду для себя, готовность оплачивать транспортно-экспедиционные услуги для повышения надежности и снижения риска в товародвиженческих процессах и реализации товаров.

Создание региональных агломераций может послужить поводом для максимальной продуктивности реализации принципов синергетики в транспортно-экспедиционном обслуживании товародвижения. Региональный транспортный сервис является материальной составляющей для реализации и ускорения экономических процессов объединенных предприятий или отдельных промышленных объектов.

Таким образом, использование принципов синергетики способно перевести транспортный комплекс России на новый, высокоорганизованный уровень, обеспечив положительные изменения не только в плане материального обеспечения транспортного комплекса, но и в экономике. Переход на высокоорганизованный уровень позволит повысить качество предоставляемых услуг, тем самым снижая затраты предприятий на транспортировку товара. Стоимость товаров, в свою очередь снизится, и повысится их конкурентоспособность на рынке.

Текст статьи
  1. Миротин Л.Б. Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов / под общей редакцией Л.Б. Миротина// М.: издательство «экзамен», 2002. - 512 с.
  2. Аникин Б.А. Логистика: учеб. Пособие / под ред. Б.А. Аникина // М.: ин-фрам, 1997. - 327 с.
  3. Николаева А.И. Передовые логистические технологии в международных перевозках / А.И. Николаева, А.И. Сивак // М.: Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) 1994, г. Москва, С. 9.
  4. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика: подходы, результаты, надежды / Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б., Подлазов А.В. // М.: Издательство «Стереотип», 2016. – 214 с.
  5. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Хакен Г. // М.: 1985 - 65 с.
  6. Князева Е. Н. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Князева Е. Н., Курдюмов С. П. // М.: СПб., 2002. - 211 с.
  7. Трубецков Д. И. Введение в синергетику. Хаос и структуры / Трубецков Д. И. // 5-е изд. М., 2013;
  8. Николис Г. Познание сложного / Николис Г., Пригожин И. // 4-е изд. М., 2014.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 марта по 12 марта
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 марта
Загрузка в elibrary
16 марта
Рассылка печатных экземпляров
22 марта