В настоящее время, Российская Федерация ставит перед собой важную цель – создать благоприятные условия для развития экономики страны. Реализация этой цели зависит от экономических ресурсов и благ, которыми располагает страна. К таким благам относят транспортные системы. Для изменения ситуации в экономике в России в лучшую сторону, необходима модернизация транспортной системы Российской Федерации.
Проблема модернизации транспортной системы Российской Федерации формирует цель данной работы – рассмотреть применимость принципов синергетики в рамках государственной транспортно-логистической системы. Для решения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «синергетика»;
- определить предпосылки в транспортно-логистической отрасли для внедрения принципов синергетики;
- рассмотреть условия, необходимые для формирования единой транспортной системы страны;
- рассмотреть концепцию ресурсной ориентации.
Синергетика (от греч. συνεργία – сотрудничество, совместное действие, согласованность) исследует сложные системы, состоящие из одинаковых или разнородных подсистем, взаимодействующих между собой нелинейно, что может приводить к возникновению порядка в таких системах [5]. В открытых системах наблюдается самоорганизация, а также возникают пространственные, временные, пространственно-временные и функциональные структуры (упорядоченные или хаотические). Синергетику часто называют теорией сложности, понимая термин «сложность» как сложность системы, состоящей из большого числа нетривиально связанных подсистем, и как сложное нетривиальное поведение системы, независимое от её устройства [4].
Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» подразумевает под собой урегулирование деятельности, эффективности и безопасности транспортной системы страны. Для успешного и скорого достижения поставленных целей необходимо прибегнуть к основному принципу синергетики, который заключается в спонтанном образовании высокоупорядоченных структур из неупорядоченных за счет синхронного действия многих подсистем.
Внедрение принципов синергетики в транспортную систему Росси обусловлено расширением хозяйственной деятельности, образования большого количества мелких и средних производств различных форм собственности с неопределенным территориальным размещением и ориентацией, в основном, на региональные нужды, которое предполагает под собой, как правило, создание новых форм транспортно-экспедиционного обслуживания и логистического сопровождения товаро-движенческих процессов.
Синергетика позволяет уйти от общепринятых идей гигантизма, заключающихся в образовании крупных производственных центров, концентрации трудовых, энергетических и материальных ресурсов и транспортных потоков в регионах, где с середины двадцатого века преобладает экстенсивный подход к развитию. Моногорода, а также монорегионы – являются следствием сложившейся системы.
Современная экономическая ситуация мира диктует интенсивный подход к развитию, поэтому необходим отказ от существующей системы монорегионов. Необходимость таких регионов обеспечивать себя в хозяйственной, энергетической, финансовой и других видов деятельности неминуемо ведет к созданию большого количества новых, а также к модернизации уже существующих, производств малого и среднего бизнеса. С разрастанием бизнеса в регионе, увеличивается количество новых транспортных связей для его обслуживания. Следовательно, актуальность принципов синергетики в транспортном комплексе страны очевидна, их реализация ведет к образованию высокоупорядоченных структур транспортно-экспедиционного сервиса всего хозяйственного комплекса города, агломерации, региона, страны с максимальной отдачей, что соответствует рассматриваемому принципу синергетики.
Современные условия хозяйствования диктуют тенденции, где на первом месте структурные изменения как в транспортно-дорожном комплексе, так и в его товаропроводящей обеспеченности. Предыдущая ориентация смещается на обслуживание автомобильным транспортом разрастающихся новых хозяйственно-рыночных территориальных зон. Массовые перевозки тяжелой промышленности постепенно заменяются массовыми перевозками для населения в большой номенклатуре, меньшей партийности и на меньшие расстояния.
При создании единой транспортной системы страны в целом, принципы синергетики подразумевают под собой учет следующих факторов [1]:
- территориальное размещение производственных мощностей;
- энергетическая самодостаточность и перспективы удовлетворения спроса на энергоресурсы при увеличении производственных мощностей по переделам предмета труда;
- виды транспорта в регионе, их территориальное размещение относительно производственных объектов, пропускные и провозные способности, товаропроводящее обустройство, тарифы;
- наличие и перспективы развития путевой части видов транспорта, протяженность, качество, плотность сети различных видов транспорта, доступность для пользователей транспортными услугами;
- наличие сети мультимодальных терминалов, единых грузонакопительно-распределительных центров, возможности использования скоростных линий транспортных коридоров и т.д.;
- информационная база, возможность передачи потоков информации на всем протяжении транспортирования как единичного продукта, так и мощных грузопотоков;
- виды и способы транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) предъявленных перевозок, системы формирования цены и расчетов за ТЭО, готовность перевозить грузы в большом и малом количестве, надежность при обслуживании «точно в срок», использование логистических принципов в цепях поставок и т.д.
Сочетания вышеуказанных факторов отличаются непостоянством по времени, а также отражают ситуацию в сфере распределения, производства, закупок и управления запасами. Помимо этого, они при этом должны:
- отражать удовлетворенность интересов всех логистических партнеров производственной и транспортно-экспедиционной деятельности;
- сохранять общность транспортной системы и единообразие транспортного обслуживания клиентов.
Благодаря принципам синергетики, эти две, на первый взгляд, противоположные по своей природе позиции, смогут взаимодействовать, создавая в каждой ситуации устойчивую систему эффективного обслуживания товародвижения.
Сложные динамические системы – это системы с перенасыщенными внутренними связями элементов и внешними связями со средой. Сложные динамические системы являются существенно нелинейными системами, математическое описание которых на современном этапе не всегда возможно [3]. Информационные процессы в сложных динамических системах занимают, обычно, ведущую роль. Цикличность формационных процессов обеспечивается за счет механизма обратных связей. На основании информации о поведении элементов системы в различных ситуациях самоорганизуется её структура и с учетом изменения внешних и внутренних факторов корректируются последующие состояния системы.
Для снабжения надежной и высокоорганизованной системы доставки грузов и стабильной эффективности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Это объясняется тем, что взаимодействие различных видов транспорта должно основываться на принципах синергетики. К осознанию приоритетности синергетики и интегрированной логистики неизбежно приводит концепция ресурсной ориентации. В свою очередь, интегрированная логистика подразумевает под собой [2]:
- сочетание ресурсов с использованием информационного ресурса является особо эффективным, так как информационная система увеличивает ресурсный потенциал отдельных предприятий;
- сохранение постоянных ключевых мотиваций в долгосрочной стратегической перспективе;
- возможность клиентов извлекать коммерческую выгоду для себя, готовность оплачивать транспортно-экспедиционные услуги для повышения надежности и снижения риска в товародвиженческих процессах и реализации товаров.
Создание региональных агломераций может послужить поводом для максимальной продуктивности реализации принципов синергетики в транспортно-экспедиционном обслуживании товародвижения. Региональный транспортный сервис является материальной составляющей для реализации и ускорения экономических процессов объединенных предприятий или отдельных промышленных объектов.
Таким образом, использование принципов синергетики способно перевести транспортный комплекс России на новый, высокоорганизованный уровень, обеспечив положительные изменения не только в плане материального обеспечения транспортного комплекса, но и в экономике. Переход на высокоорганизованный уровень позволит повысить качество предоставляемых услуг, тем самым снижая затраты предприятий на транспортировку товара. Стоимость товаров, в свою очередь снизится, и повысится их конкурентоспособность на рынке.