Возможность иностранных граждан участвовать в гражданском процессе лично или через представителей является одним из проявлений национального режима. Иными словами, личное участие в гражданском деле иностранного лица не лишает его права иметь по данному делу представителя.
Судебное представительство - оказание юридической помощи гражданам, либо организациям по защите их прав и интересов. Судебное представительство заключается в правовом установлении, как способа или механизма реализации участника своих процессуальных прав и обязанностей в судебном процессе через представителя.
Конституционное законодательство закрепляет право на защиту, таким образом, что при реализации гражданами этого права зачастую возникает необходимость в получении квалифицированной юридической помощи.
В законодательстве Российской Федерации существуют особенности представительства иностранных граждан, например, расширен круг лиц, который включает адвокатов и консулов иностранных государства, а также есть существенные ограничения представительства иностранных граждан, что и будет предметом анализа нашей статьи. Затронутая нами проблематика уже была неоднократно предметом исследования в научных трудах российских юристов, однако не утратила своей актуальности в силу складывающейся правоприменительной практики.
Для сущностного понимания анализируемого нами вопроса, видим необходимым провести компаративистский анализ в аспекте сравнения нормативного регулирования участия иностранных адвокатов в законодательства зарубежных стран.
В республике Беларусь, согласно ст. 551 ГПК РБ иностранные граждане вправе свободно и беспрепятственно пользоваться услугами иностранных представителей и адвокатов при ведении дел в судах по гражданским делам.
Иначе обстоит дело во Вьетнаме, где иностранные адвокаты не могут участвовать в качестве представителя в гражданском процессе. Иностранные адвокаты, осуществляя свою профессиональную деятельность на территории республики вправе лишь давать консультации по вопросам иностранного и международного права, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к вьетнамскому адвокату [5, с. 139].
В республике Азербайджан иностранные адвокаты вправе оказывать правовую помощь исключительно в виде консультаций и заключения по применению законодательства государства в чьём подданстве состоит иностранный гражданин, а также представлять интересы иностранного лица на стадии исполнительного производства по гражданским делам, связанным с экономическими спорами.
В республике Таджикистан установлено условие взаимности, то есть иностранные адвокаты имеют право на оказание юридической помощь в том случае, если закрепляется взаимная возможность такой деятельности на территории другого государства, гражданами которых они являются (при имеющимся соглашении между государствами). Похожее обстоятельство сложилось в республике Кыргызстан, где установлено, что иностранные адвокаты могут оказывать в любой форме юридическую помощь гражданам на основе межгосударственных соглашений со страной подданства адвоката [7, с. 88].
Следует отметить, что в международно-правовых нормах, а именно в Основных принципах, касающихся роли юристов, принятых Конгрессом ООН 1990 г., отмечается, что требование, согласно которому адвокат должен являться исключительно гражданином соответствующей страны, не является дискриминационным и не стоит наравне с правилами о недопущении дискриминации по полу, расы, религии и прочим признакам в отношении иностранных адвокатов [2].
Так, компаративистский анализ показал, что в некоторых государствах закреплены в отношении иностранных адвокатов различные ограничения по тем или иным основаниям.
Теперь перейдём к конкретному рассмотрению исследуемого вопроса в законодательстве России. В марте 2011 года Федеральной палатой адвокатов России было отменено разъяснение от 2004 года, согласно которому иностранные адвокаты не имели права получить статус адвоката в России, поскольку это не было предусмотрено законодательством РФ, а адвокаты были лишь вправе консультировать по вопросам права своей страны.
Таким образом, были установлены правовые основы осуществления профессиональной деятельности иностранных адвокатов, урегулированные ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002 г. В ст. 2 указанного ФЗ закрепляется, что адвокаты иностранных государств, которые осуществляют адвокатскую деятельности на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок которой определяется Правительством РФ [3]. Соответственно, без регистрации иностранный адвокат не вправе оказывать свои профессиональные услуги на территории РФ. Действительно, стоит согласиться с А.А. Кольцовым, который отмечает, что иностранный адвокат, безусловно, будет более компетентен по правовым вопросам своей страны, нежели российский адвокат [6, с. 175].
По нашему мнению, данные новеллы носили в себе, прежде всего, политический мотив, а именно вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Нормы ВТО не ограничивают участие иностранных адвокатов в своей профессиональной деятельности на территориях стран-членов организации, конечно же, с условием проверки знания местного законодательства и утверждением их статуса. Также среди условий вступления РФ в ВТО было предписание властям о необходимости установления процедуры проверки соответствия компетенции адвокатов из любого другого государства-члена ВТО, в частности соблюдать эту процедуру уже после вступления страны в организацию.
Как и в зарубежных странах, в законодательстве России также установлены некоторые ограничения в отношении деятельности иностранных адвокатов. Например, в п. 5 ч. 2 ст. 2 ФЗ N 63 закрепляется, что адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной РФ. Помимо этого, установлено, что приобретение статуса адвоката РФ лицами который является одновременно адвокатом иностранного государства не допустимо.
В российской юридической науке высказывается мнение, что по делам с иностранными гражданами в качестве представителей должны участвовать только адвокаты. По мнению Н.А. Васильчиковой, только адвокаты могут оказать квалифицированную юридическую помощь иностранным гражданам, потому что гражданские дела с участием иностранцев имеют свои особенности и нюансы [4, с. 259]. На наш взгляд, такая позиция противоречит, прежде всего, конституционному принципу равноправия сторон при защите своих прав в суде, и не должна находить своё отражение в действующем ГПК РФ [1].
Таким образом, короткий анализ показал, что вследствие расширения влияния России на международной политической арене создаются правовые основы взаимодействия государств в сфере участия иностранных адвокатов в гражданском процессе. Укрепление международных отношений в аспекте оказания юридической помощи между адвокатскими сообществами разных государств возможно только путём создания взаимно-комфортных условий для осуществления иностранными адвокатами своей профессиональной деятельности на территории РФ.