Показатели и критерии развития художественно-творческих способностей школьников
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Показатели и критерии развития художественно-творческих способностей школьников

По мнению С.В. Кульневич, делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, привыкают к аккуратности, усидчивости и терпению. Творческие занятия помогают развивать творческое мышление, воображение, развивать воображение, способствуют формированию художественных и творческих способностей, эстетического восприятия мира. Кроме того, у детей улучшается мелкая моторика рук, укрепляются мышцы рук, туловища, координация движений, что очень важно для всестороннего развития школьников.

Аннотация статьи
творческие способности
творчество
креативность
творческая личность
Ключевые слова

В зарубежной психологии творчество часто ассоциируется с термином «креативность». В 60-е годы ХХ века толчком к обособлению этого типа мышления послужила информация об отсутствии связи между интеллектом и успешным разрешением проблемных ситуаций. Было обнаружено, что последнее зависит от способности по-разному использовать информацию, заданную в задачах, в быстром темпе. Как отмечает А. В. Бычков, этот тип мышления Дж. Гилфорда и Е. П. Торранса назвали креативностью и начали его изучать независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности они выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

  • текущие мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
  • гибкость мышления – умение переключаться с одной идеи на другую;
  • оригинальность – способность выдвигать идеи, отличные от общепринятых взглядов;
  • любознательность – чувствительность к проблемам в окружающей среде;
  • умение формулировать гипотезы;
  • нереальность – логическая независимость реакции от раздражителя;
  • фантастика – полная изоляция ответа от действительности при наличии логической связи между раздражителем и реакцией;
  • навыки решения проблем, т.е. способность анализировать и синтезировать;
  • возможность улучшить объект, добавив детали [1].

Особый способ мышления, называемый креативностью, в настоящее время активно изучается англо-американскими учеными, но суть этого свойства до сих пор до конца не изучена. В отечественной психологии также широко изучаются проблемы творческих способностей человека. Это поднимает проблему продуктивного мышления по сравнению с репродуктивным мышлением. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческих навыков, выявлению механизмов творческой деятельности и характера творческих навыков [1].

В.И. Андреев определяет творчество как умственную и практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных и уникальных ценностей, выявление новых фактов, характеристик, закономерностей, а также методов исследования и трансформации материального мира или духовной культуры; если новинка нова только для автора, то новизна субъективна и не имеет социального значения [2].

Объясняя свою позицию относительно творчества, известный психолог В.В. Выгонов определил, что «творческой мы называем любую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и что все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека».

С точки зрения И.Ю. Кулагина, обычно в человеке задействованы все возможные составляющие типы творчества, и следует говорить об относительном преобладании того или иного типа творчества. Говоря о творчестве, нельзя не затронуть тему творческой личности.

Творческая личность, по мнению В.И. Андреева – тип личности, который отличается стойкостью, высокой ориентацией на творчество, мотивационной и творческой активностью, которая проявляется в органической единице с высоким уровнем творческих способностей, позволяя добиваться прогрессивных результатов в социальном и личном плане [2].

Главный показатель творческой личности, по мнению С.В. Опфера, и его важнейшей особенностью является наличие творческих способностей, под которыми понимаются индивидуальные психологические умения человека, отвечающие требованиям творческой деятельности. Кроме того, они являются обязательным условием успешной реализации. Творчество связано с созданием нового оригинального продукта, поиском новых способов действия. Творчество – свидетельство того, что человек готов к успешной деятельности вне зависимости от ее содержания.

А.В. Петровский считает творчество способностью человека генерировать оригинальные и разнообразные идеи.

Под творческими способностями В.Д. Шадриков понимает психологические качества человека, направленные на достижение баланса.

Способности возникают только из склонностей, то есть врожденных качеств человека.

В свою очередь В.Г. Рындак рассматривает творчество как врожденные потенциальные способности, которые дремлют в каждом человеке.

Но Я.А. Пономарев отмечает, что развитию творческих способностей благоприятно способствуют особенности темперамента, а также умение быстро усваивать и генерировать идеи. В этом случае творческие решения приходят в момент расслабления.

Творческие способности, с точки зрения А.Ю. Лавринова, соотносятся с понятием «самореализующаяся личность», вернее, они проявляются именно в деятельности.

По мнению Н.А.Константинова, творческие способности направлены на достижение высшей ценности «идеального Я».

Более полное определение творчества дает психолог Я.А. Пономарев. По его мнению, творчество является необходимым условием развития материи, возникновения новых ее форм, с появлением которых меняются сами формы творчества. Человеческое творчество – лишь одна из этих форм.

И.А. Лыкова не рассматривает творчество как таковое, а говорит о творческих качествах: ассоциативности, воображении, фантазии, способности генерировать идеи, созерцании и т.д. [3].

Таким образом, творческие склонности – это результат овладения человеком знаниями, навыками и способностями, необходимыми для данного типа творчества.

Текст статьи
  1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. Второе издание дополнительное / А. В. Бычков. – М.: АБВ-ИЗДАТ., 2018. – 100 с.
  2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Хэтер, 2014. – 568 с.
  3. Боровых, В.П. Технология. 7-11 классы. Практико-ориентированные проекты / В.П. Боровых. – М.: Учитель, 2018. - 230 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня