научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Государственная служба в советский период

Понять суть современной государственной службы, отдельные аспекты ее современного состояния, возможно только изучив историю ее становления. Именно советский период является ближайшим к государственной службе Российской Федерации, что подчеркивает его значимость для исследования. В статье представлены основные отличительные черты государственной службы в СССР.

Аннотация статьи
государственная служба
общество
СССР
служащий
учреждение
государственный аппарат
Ключевые слова

Общественно-политические, правовые и экономические изменения, которые произошли в советском периоде развития нашей страны, затронули разные отрасли общественной и государственной жизни. Хотя в период развития и становления Союза Советских Социалистических Республик (СССР) одним из самых важных орудий построения коммунизма был советский государственный аппарат, под которым понимали работников советских, хозяйственных и других органов, в дальнейшем не существовало государственно-правовой организации, которая бы имела юридическое определение государственной службы. Тем не менее, вопросы государственного аппарата неизменно поднимались на всех партийных съездах, конференциях, пленумах Центрального комитета (ЦК) коммунистической партии. Регулирование государственно-служебных отношений осуществлялось в основном не с учетом норм законодательства, а в порядке, который определялся органами коммунистической партии Советского Союза. Так, в ее программе были определены направления деятельности государственных служащих, их права и обязанности [1, c. 82].

Личный состав государственных органов, собственно говоря, и считался служебным государственным аппаратом в юридическом смысле. Государственные служащие могли практически осуществлять государственные функции в форме планирования, учета, контроля, надзора, финансирования, установления новых правил, обеспечение их реализации мерами убеждения, а в некоторых необходимых случаях – и мерами государственного принуждения.

Признаками государственной службы считалась возможность:

  • работать в государственном учреждении или на предприятии;
  • занимать определенную должность в государственном учреждении или предприятии;
  • получать зарплату за выполненную работу от государства.

Под должностью подразумевался комплекс установленных законом прав и обязанностей, предоставленных лицу государством для осуществления государственных поручений, причем эта должность имела свое наименование и фиксировалась в специально утвержденной номенклатуре и штатных расписаниях.

Характер и назначение труда служащих в государственных учреждениях или на предприятиях отмежевывал службу как одну из форм трудовой деятельности от деятельности других лиц. Особенность деятельности государственных служащих заключалась в том, что она прямо и непосредственно не была связана с производством материальных благ. Основное назначение деятельности государственных служащих состояло в обеспечении управлением отдельных отраслей народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической жизни.

Под советской государственной службой следует понимать отдельный вид трудовой деятельности лица, занимавшего в государственном аппарате должность по избранию или назначению, по осуществлению определенных государственных служебных обязанностей за денежное вознаграждение, которое лицо получает от государства [5, c. 145].

Принципами советской государственной службы были:

  • служение государственных служащих обществу;
  • выборность некоторых должностных лиц непосредственно народом или его представительными органами, например, Советами депутатов трудящихся;
  • сменяемость всех работников государственного аппарата;
  • подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных служащих перед народом и Советским государством;
  • равное право трудящихся на государственную службу независимо от пола, расы и национальности;
  • доступность для каждого гражданина всех без исключения государственных должностей;
  • отсутствие каких-либо привилегий у государственных служащих перед рабочими и крестьянами;
  • отсутствие правовых ограничений у государственных служащих, кроме тех, которые неизбежно вытекают из характера выполняемых ими служебных обязанностей [3, c. 169].

Не допускалась совместная служба в одном учреждении или на предприятии лиц, объединенных родственными связями (родители, супруги, сестры, братья, сыновья, дочери, а также братья и сестры родителей) в тех случаях, когда совместная работа была связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исключение допускалось в отношении лиц, которые занимали подконтрольные или подчиненные избираемые должности, а также должности преподавателей, врачей и др. По установленной в советском административном праве классификации государственные служащие делились на следующие группы:

  • вспомогательно-обслуживающий персонал и служащие, которые выполняют специальные работы;
  • должностные лица;
  • представители власти [2, c. 107].

Отношения, возникающие между лицом и государством, имели административно-правовой характер.

Для занятия ряда должностей в советском государственном аппарате требовалось наличие необходимых специальных знаний и определенного образования, в частности четко определялись должности, которые замещались только лицами с высшим образованием (медицинские, сельскохозяйственные, экономические, педагогические, юридические и т.д.). Специфическим для советской государственной службы было установление в ряде случаев стажировки, а также требования в отношении определенного состояния здоровья (в таких случаях проводился медицинский осмотр).

Основанием прекращения государственно-служебных отношений в советском законодательстве были:

  • ликвидация определенного учреждения или предприятия;
  • невыполнение предприятием трудового договора, который был заключен в порядке организованного набора;
  • желание государственного служащего оставить службу;
  • неполучения очередного звания;
  • сокращение штата;
  • отстранение служащего Комиссией государственного контроля по требованию специальных инспекций;
  • совершение проступка;
  • приговор суда;
  • отказ государственного служащего взять на себя полную материальную ответственность и др.

За нарушение социалистической и государственной дисциплины государственные служащие привлекались к ответственности уголовной, административной, дисциплинарной и материальной [4, c. 57].

Для административной ответственности было характерно следующее:

  • она наступала за совершение административного проступка;
  • привлечение к ней осуществлялось уполномоченным на это органом государственного управления или должностным лицом в отношении лица, не находившегося в служебном подчинении к нему;
  • средства государственного принуждения применялись непосредственно, то есть без обращения в суд, соответствующим органом государственного управления или служебным лицом в пределах их полномочий и в установленном законом порядке.

Административный проступок – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), которое из-за своей малозначительности не влечет за собой уголовной ответственности. Административный проступок влечет за собой ответственность в виде мероприятий административного взыскания.

Таким образом, несмотря на отсутствие юридически установленного института государственной службы, в Советском Союзе функционировала по признакам государственно-служебных отношений государственная служба, которая включала широкий спектр лиц партийного аппарата, органов, учреждений и предприятий, находящихся на содержании государства, выполнявших обязанности и имевших соответствующие права, а также порядок прохождения службы. К работникам государственной службы, в отличие от действующего в Российской Федерации законодательства о государственной службе, были отнесены специалисты в сфере образования, здравоохранения и т.п.

Особенностью государственной службы в эти времена следует назвать, во-первых, то, что государственные служащие служили больше своему руководителю, чем общем общественном интересу и государству, и, во-вторых – ее усеченную структуру: если общепринятая структура государственной службы имеет вид «государство – государственный орган – служащий», то в советские времена такой элемент как «государственный орган» исключался из нее, в результате чего служащий, по сути, получал задания не от государственного органа определенной компетенцией, а от государства. Данный период оказал большое влияние на формирование современной государственной службы в Российской Федерации, отношения к государственной службе и государственным служащим, последствия чего наблюдаются и сегодня.

Текст статьи
  1. Борщевский Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г.А. Борщевский. М.: Юрайт, 2020. 293 с.
  2. Государственная служба: учебник и практикум / под общ. ред. Е.В. Охотского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 340 с.
  3. История государственного управления в России: учебник / под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 319 с.
  4. Короткова О.А. Правовые основы государственной службы в Советском государстве. Исторический аспект / О.А. Короткова, И.С. Соколов // Закон и право. 2019. № 2. С. 57-59.
  5. Омельченко Н.А. История государственного управления: в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / Н.А. Омельченко. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2018. 256 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября