Главная
АИ #23 (26)
Статьи журнала АИ #23 (26)
Государственная служба в советский период

Государственная служба в советский период

Автор(-ы):

Иерусалимская Елена Александровна

Головачева Оксана Сергеевна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

государственная служба
служащий
СССР
учреждение
общество
государственный аппарат

Аннотация статьи

Понять суть современной государственной службы, отдельные аспекты ее современного состояния, возможно только изучив историю ее становления. Именно советский период является ближайшим к государственной службе Российской Федерации, что подчеркивает его значимость для исследования. В статье представлены основные отличительные черты государственной службы в СССР.

Текст статьи

Общественно-политические, правовые и экономические изменения, которые произошли в советском периоде развития нашей страны, затронули разные отрасли общественной и государственной жизни. Хотя в период развития и становления Союза Советских Социалистических Республик (СССР) одним из самых важных орудий построения коммунизма был советский государственный аппарат, под которым понимали работников советских, хозяйственных и других органов, в дальнейшем не существовало государственно-правовой организации, которая бы имела юридическое определение государственной службы. Тем не менее, вопросы государственного аппарата неизменно поднимались на всех партийных съездах, конференциях, пленумах Центрального комитета (ЦК) коммунистической партии. Регулирование государственно-служебных отношений осуществлялось в основном не с учетом норм законодательства, а в порядке, который определялся органами коммунистической партии Советского Союза. Так, в ее программе были определены направления деятельности государственных служащих, их права и обязанности [1, c. 82].

Личный состав государственных органов, собственно говоря, и считался служебным государственным аппаратом в юридическом смысле. Государственные служащие могли практически осуществлять государственные функции в форме планирования, учета, контроля, надзора, финансирования, установления новых правил, обеспечение их реализации мерами убеждения, а в некоторых необходимых случаях – и мерами государственного принуждения.

Признаками государственной службы считалась возможность:

  • работать в государственном учреждении или на предприятии;
  • занимать определенную должность в государственном учреждении или предприятии;
  • получать зарплату за выполненную работу от государства.

Под должностью подразумевался комплекс установленных законом прав и обязанностей, предоставленных лицу государством для осуществления государственных поручений, причем эта должность имела свое наименование и фиксировалась в специально утвержденной номенклатуре и штатных расписаниях.

Характер и назначение труда служащих в государственных учреждениях или на предприятиях отмежевывал службу как одну из форм трудовой деятельности от деятельности других лиц. Особенность деятельности государственных служащих заключалась в том, что она прямо и непосредственно не была связана с производством материальных благ. Основное назначение деятельности государственных служащих состояло в обеспечении управлением отдельных отраслей народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической жизни.

Под советской государственной службой следует понимать отдельный вид трудовой деятельности лица, занимавшего в государственном аппарате должность по избранию или назначению, по осуществлению определенных государственных служебных обязанностей за денежное вознаграждение, которое лицо получает от государства [5, c. 145].

Принципами советской государственной службы были:

  • служение государственных служащих обществу;
  • выборность некоторых должностных лиц непосредственно народом или его представительными органами, например, Советами депутатов трудящихся;
  • сменяемость всех работников государственного аппарата;
  • подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных служащих перед народом и Советским государством;
  • равное право трудящихся на государственную службу независимо от пола, расы и национальности;
  • доступность для каждого гражданина всех без исключения государственных должностей;
  • отсутствие каких-либо привилегий у государственных служащих перед рабочими и крестьянами;
  • отсутствие правовых ограничений у государственных служащих, кроме тех, которые неизбежно вытекают из характера выполняемых ими служебных обязанностей [3, c. 169].

Не допускалась совместная служба в одном учреждении или на предприятии лиц, объединенных родственными связями (родители, супруги, сестры, братья, сыновья, дочери, а также братья и сестры родителей) в тех случаях, когда совместная работа была связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исключение допускалось в отношении лиц, которые занимали подконтрольные или подчиненные избираемые должности, а также должности преподавателей, врачей и др. По установленной в советском административном праве классификации государственные служащие делились на следующие группы:

  • вспомогательно-обслуживающий персонал и служащие, которые выполняют специальные работы;
  • должностные лица;
  • представители власти [2, c. 107].

Отношения, возникающие между лицом и государством, имели административно-правовой характер.

Для занятия ряда должностей в советском государственном аппарате требовалось наличие необходимых специальных знаний и определенного образования, в частности четко определялись должности, которые замещались только лицами с высшим образованием (медицинские, сельскохозяйственные, экономические, педагогические, юридические и т.д.). Специфическим для советской государственной службы было установление в ряде случаев стажировки, а также требования в отношении определенного состояния здоровья (в таких случаях проводился медицинский осмотр).

Основанием прекращения государственно-служебных отношений в советском законодательстве были:

  • ликвидация определенного учреждения или предприятия;
  • невыполнение предприятием трудового договора, который был заключен в порядке организованного набора;
  • желание государственного служащего оставить службу;
  • неполучения очередного звания;
  • сокращение штата;
  • отстранение служащего Комиссией государственного контроля по требованию специальных инспекций;
  • совершение проступка;
  • приговор суда;
  • отказ государственного служащего взять на себя полную материальную ответственность и др.

За нарушение социалистической и государственной дисциплины государственные служащие привлекались к ответственности уголовной, административной, дисциплинарной и материальной [4, c. 57].

Для административной ответственности было характерно следующее:

  • она наступала за совершение административного проступка;
  • привлечение к ней осуществлялось уполномоченным на это органом государственного управления или должностным лицом в отношении лица, не находившегося в служебном подчинении к нему;
  • средства государственного принуждения применялись непосредственно, то есть без обращения в суд, соответствующим органом государственного управления или служебным лицом в пределах их полномочий и в установленном законом порядке.

Административный проступок – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), которое из-за своей малозначительности не влечет за собой уголовной ответственности. Административный проступок влечет за собой ответственность в виде мероприятий административного взыскания.

Таким образом, несмотря на отсутствие юридически установленного института государственной службы, в Советском Союзе функционировала по признакам государственно-служебных отношений государственная служба, которая включала широкий спектр лиц партийного аппарата, органов, учреждений и предприятий, находящихся на содержании государства, выполнявших обязанности и имевших соответствующие права, а также порядок прохождения службы. К работникам государственной службы, в отличие от действующего в Российской Федерации законодательства о государственной службе, были отнесены специалисты в сфере образования, здравоохранения и т.п.

Особенностью государственной службы в эти времена следует назвать, во-первых, то, что государственные служащие служили больше своему руководителю, чем общем общественном интересу и государству, и, во-вторых – ее усеченную структуру: если общепринятая структура государственной службы имеет вид «государство – государственный орган – служащий», то в советские времена такой элемент как «государственный орган» исключался из нее, в результате чего служащий, по сути, получал задания не от государственного органа определенной компетенцией, а от государства. Данный период оказал большое влияние на формирование современной государственной службы в Российской Федерации, отношения к государственной службе и государственным служащим, последствия чего наблюдаются и сегодня.

Список литературы

  1. Борщевский Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г.А. Борщевский. М.: Юрайт, 2020. 293 с.
  2. Государственная служба: учебник и практикум / под общ. ред. Е.В. Охотского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 340 с.
  3. История государственного управления в России: учебник / под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 319 с.
  4. Короткова О.А. Правовые основы государственной службы в Советском государстве. Исторический аспект / О.А. Короткова, И.С. Соколов // Закон и право. 2019. № 2. С. 57-59.
  5. Омельченко Н.А. История государственного управления: в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / Н.А. Омельченко. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2018. 256 с.

Поделиться

8039

Иерусалимская Е. А., Головачева О. С. Государственная служба в советский период // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.I.С. 115-117. URL: https://apni.ru/article/1556-gosudarstvennaya-sluzhba-v-sovetskij-period

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня