Общественно-политические, правовые и экономические изменения, которые произошли в советском периоде развития нашей страны, затронули разные отрасли общественной и государственной жизни. Хотя в период развития и становления Союза Советских Социалистических Республик (СССР) одним из самых важных орудий построения коммунизма был советский государственный аппарат, под которым понимали работников советских, хозяйственных и других органов, в дальнейшем не существовало государственно-правовой организации, которая бы имела юридическое определение государственной службы. Тем не менее, вопросы государственного аппарата неизменно поднимались на всех партийных съездах, конференциях, пленумах Центрального комитета (ЦК) коммунистической партии. Регулирование государственно-служебных отношений осуществлялось в основном не с учетом норм законодательства, а в порядке, который определялся органами коммунистической партии Советского Союза. Так, в ее программе были определены направления деятельности государственных служащих, их права и обязанности [1, c. 82].
Личный состав государственных органов, собственно говоря, и считался служебным государственным аппаратом в юридическом смысле. Государственные служащие могли практически осуществлять государственные функции в форме планирования, учета, контроля, надзора, финансирования, установления новых правил, обеспечение их реализации мерами убеждения, а в некоторых необходимых случаях – и мерами государственного принуждения.
Признаками государственной службы считалась возможность:
- работать в государственном учреждении или на предприятии;
- занимать определенную должность в государственном учреждении или предприятии;
- получать зарплату за выполненную работу от государства.
Под должностью подразумевался комплекс установленных законом прав и обязанностей, предоставленных лицу государством для осуществления государственных поручений, причем эта должность имела свое наименование и фиксировалась в специально утвержденной номенклатуре и штатных расписаниях.
Характер и назначение труда служащих в государственных учреждениях или на предприятиях отмежевывал службу как одну из форм трудовой деятельности от деятельности других лиц. Особенность деятельности государственных служащих заключалась в том, что она прямо и непосредственно не была связана с производством материальных благ. Основное назначение деятельности государственных служащих состояло в обеспечении управлением отдельных отраслей народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической жизни.
Под советской государственной службой следует понимать отдельный вид трудовой деятельности лица, занимавшего в государственном аппарате должность по избранию или назначению, по осуществлению определенных государственных служебных обязанностей за денежное вознаграждение, которое лицо получает от государства [5, c. 145].
Принципами советской государственной службы были:
- служение государственных служащих обществу;
- выборность некоторых должностных лиц непосредственно народом или его представительными органами, например, Советами депутатов трудящихся;
- сменяемость всех работников государственного аппарата;
- подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных служащих перед народом и Советским государством;
- равное право трудящихся на государственную службу независимо от пола, расы и национальности;
- доступность для каждого гражданина всех без исключения государственных должностей;
- отсутствие каких-либо привилегий у государственных служащих перед рабочими и крестьянами;
- отсутствие правовых ограничений у государственных служащих, кроме тех, которые неизбежно вытекают из характера выполняемых ими служебных обязанностей [3, c. 169].
Не допускалась совместная служба в одном учреждении или на предприятии лиц, объединенных родственными связями (родители, супруги, сестры, братья, сыновья, дочери, а также братья и сестры родителей) в тех случаях, когда совместная работа была связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исключение допускалось в отношении лиц, которые занимали подконтрольные или подчиненные избираемые должности, а также должности преподавателей, врачей и др. По установленной в советском административном праве классификации государственные служащие делились на следующие группы:
- вспомогательно-обслуживающий персонал и служащие, которые выполняют специальные работы;
- должностные лица;
- представители власти [2, c. 107].
Отношения, возникающие между лицом и государством, имели административно-правовой характер.
Для занятия ряда должностей в советском государственном аппарате требовалось наличие необходимых специальных знаний и определенного образования, в частности четко определялись должности, которые замещались только лицами с высшим образованием (медицинские, сельскохозяйственные, экономические, педагогические, юридические и т.д.). Специфическим для советской государственной службы было установление в ряде случаев стажировки, а также требования в отношении определенного состояния здоровья (в таких случаях проводился медицинский осмотр).
Основанием прекращения государственно-служебных отношений в советском законодательстве были:
- ликвидация определенного учреждения или предприятия;
- невыполнение предприятием трудового договора, который был заключен в порядке организованного набора;
- желание государственного служащего оставить службу;
- неполучения очередного звания;
- сокращение штата;
- отстранение служащего Комиссией государственного контроля по требованию специальных инспекций;
- совершение проступка;
- приговор суда;
- отказ государственного служащего взять на себя полную материальную ответственность и др.
За нарушение социалистической и государственной дисциплины государственные служащие привлекались к ответственности уголовной, административной, дисциплинарной и материальной [4, c. 57].
Для административной ответственности было характерно следующее:
- она наступала за совершение административного проступка;
- привлечение к ней осуществлялось уполномоченным на это органом государственного управления или должностным лицом в отношении лица, не находившегося в служебном подчинении к нему;
- средства государственного принуждения применялись непосредственно, то есть без обращения в суд, соответствующим органом государственного управления или служебным лицом в пределах их полномочий и в установленном законом порядке.
Административный проступок – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), которое из-за своей малозначительности не влечет за собой уголовной ответственности. Административный проступок влечет за собой ответственность в виде мероприятий административного взыскания.
Таким образом, несмотря на отсутствие юридически установленного института государственной службы, в Советском Союзе функционировала по признакам государственно-служебных отношений государственная служба, которая включала широкий спектр лиц партийного аппарата, органов, учреждений и предприятий, находящихся на содержании государства, выполнявших обязанности и имевших соответствующие права, а также порядок прохождения службы. К работникам государственной службы, в отличие от действующего в Российской Федерации законодательства о государственной службе, были отнесены специалисты в сфере образования, здравоохранения и т.п.
Особенностью государственной службы в эти времена следует назвать, во-первых, то, что государственные служащие служили больше своему руководителю, чем общем общественном интересу и государству, и, во-вторых – ее усеченную структуру: если общепринятая структура государственной службы имеет вид «государство – государственный орган – служащий», то в советские времена такой элемент как «государственный орган» исключался из нее, в результате чего служащий, по сути, получал задания не от государственного органа определенной компетенцией, а от государства. Данный период оказал большое влияние на формирование современной государственной службы в Российской Федерации, отношения к государственной службе и государственным служащим, последствия чего наблюдаются и сегодня.