Постмодернизм в социологии: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются основы постмодерна как детерминанта развития современной социологии. Раскрытие основ позволит глубже понять и изучить постмодерн, а также выявить характерологические особенности постмодерна как исторического этапа развития науки.

Аннотация статьи
социология
методология
постмодерн
гуманитарное знание
глобализация
Ключевые слова

В настоящее время, в период трансформации, глобализации мировой системы, в период перехода к постмодерну обостряются методологические, общетеоретические проблемы, так как старые уже не дают ответы на поставленные вопросы новыми социальными реалиями, а новые теории и новая методология еще не сформированы.

Уход от рационального, деструктурация многих социальных институтов, переход от обще-коллективному к частно-индивидуальному – те процессы с которыми столкнулось мировое сообщество при переходе к постмодерну. В частности в  социологии, в условиях трансформационных преобразований выявлен методологический и общетеоретический кризис, который до сих пор не решен в полном объеме.

Постмодернизм имеет в рамках социологии две трактовки: первое выдвинул Э.Гидденс в своей статье «Постмодерн» - это особый тип иррациональной социальной реальности [4], а вторая трактовка – методологическая, выдвинутая З. Бауманом в книге «Мыслить социологически», которая гласит, что постмодерн – есть особый тип социального мышления, явно отличающийся от того, что был взять за основу модерна [1].

Следует отметить, что не стоит путать постмодерн как явление в искусстве и культуре и постмодернисткое направление в социальной мысли, ведь если в культуре происходит лишь смещение форм и содержания на образность и абстракции, то в социальном знании происходит эпистемологическое оформление интеллектуальной мысли, которая не ограничивается рамками рационального и может развиваться гораздо шире и глубже, находя ответы на вопросы за рамками дозволенного модерном.

Появление постмодерна закономерно: еще Н.А. Бердяев, опираясь на идеи Леонтьева, Фрейда, Шпенглера отмечал не только противостояние культурных основ и цивилизации, а также и иные конфигурации истории, а именно иррационалистические конфигурации исторического процесса.

Методология постмодерна не оформлена. Постмодерн пытается выкарабкаться из методологической пропасти мультипарадигмальным подходом к изучению социальных объектов и явлений, сложность в том, что чаще всего мультипарадигмальные теории не позволяют решать возникающие проблемы, а только усугубляют их. Даже языковые средства являются заимствованными из других областей научного знания, не говоря уже о теоритических структурациях знания. Основными признаками, оформившими постмодерн как отрасль научного развития стали: замена эмпирических теорий на постэмпирические, расширенное внимание к бессознательному в рамках социальных действий, то есть само сознание не может определить характер и мотив деятельности, все происходит на уровне психического, бессознательного, плюрализм концепций, увеличение количества теорий, которые свободно конструируются, часто игнорируя диаметральные противоречия первоначал теоретического знания, конец веры в единственно верную рационалистическую концепцию развития мира, общества и социального прогресса в целом. Встает вопрос о принципиальной познаваемости социального мира пострациональными теориями, отдельные картины социального бытия изучаются достаточно подробно, но ней общего полотна социологического знания о том, как происходят социальные взаимодействия в постмодерне и эпохе постсовременного общества.

Деструктивный характер постмодерна очевиден: становится не понятно, кто же лучше понимает социальные процессы, происходящие вокруг: те, кто являются полностью рациональными и сознательно находятся в модернистском понимании социальных процессов или те, кто находятся за рамками социального консенсуса познаниях [2]. Подобная мысль встречается в трудах Ж. Лиотара: постмодерн есть идеология постоянно расширяющейся социальной вселенной, а поскольку вселенная безмерна и бесконечна, а человек заведомо конечен, то человек сможет познать бесконечно малую часть бесконечного большого социального знания, отсюда следует, что невозможно получить ответы на поставляемые вопросы в эпоху постмодерна.

Несколько иную точку зрения на функциональную роль постмодерна выдвигает З. Бауман: социология постмодерна должна превратиться в искусство интерпретации действительности, пусть уже и нарушенное неомарксизмом, но имеющее место быть в рамках нового социального познания. Задачу социологии Бауман видит в проникновении в индивидуальное каждого человека, в его опыт, и отыскании смысла индивидуальной жизни, смысла социальных действий каждого индивида [1]. Остается открытым вопрос: каким образом проникать в жизнь каждого человека, а также как разобраться в период крайнего индивидуализма и в мире индивидуальных значений и смыслу социологу постмодерна? Очевидно, требуется новый методологический подход, который преодолеет данное противоречие, но, к сожалению, социогуманитарное знание в данный момент не располагает таким обширным ресурсным потенциалом для преодоления данной проблемы.

Не все ученые поддерживают точку зрения о том, что постмодерн преодолеет трудности и противоречия модерна: так Белл считает, что в эпоху постмодерна не только не уйдут социальные противоречия, а появится изрядное количество новых социальных противоречий, которые снова не смогут гарантировать наличие полной терпимости и плюрализма, а это в свою очередь приведет к возобновлению насилия и обмана во всех сферах человеческой жизни.

Дополнительные сложности в изучении постмодерна вызывает отсутствие границ между модерном и постмодерном: более того, проблематично определение предмета социологии в постмодерне. Можно сказать о том, что предметом будут являться социальные действия новой эпохи, но если они иррациональны априори, можно ли их изучать рациональной наукой? В общем, очевиден кризис вызванный прогрессом, который социология должна решать одной из первых социогуманитарных наук.

Следует обратить внимание на то, как В.А. Ядов определяет предметную область современной социологии: это и иное видение масштаба и качества социального пространства в направлении глобализации этого самого пространства [5]. Второй вариацией определения предметной области социологии Ядов называет поиск социального ядра, поиск иной клеточки рационального, аналитической единицы, от которой можно отталкиваться при изучении социальных процессов. Но возникает другая проблема, в эпоху постмодерна проявляются внешние и внутренние стимулы, действующие на эту аналитическую единицу, которые выдвигают ее за рамки анализа и понимания. Другими словами, Ядов предлагает временное решение предметно-методологического кризиса постмодерна.

В любом случае для изучения нового иррационального общества просто необходимо искать тот рациональный базис, фундамент, на котором будет строится новая научная картина мира, так как разрозненные сведения о разных сторонах социального бытия лишь усугубят методологический кризис социологии, так как будут возникать все новые и новые противоречия, при отсутствии решения старых вопросов. И в данном случае уже необходимо ставить вопрос о жизнеспособности познавательной способности рациональных методов, а рамках иррациональных реалий. Вероятно, новые теории будут иметь рациональную основу, но при этом формально выглядеть иррациональными своими методами сбора и анализа данных, но только таким образом возможно познание и постижение социальных процессов, происходящих в постмодернистском будущем.

Таким образом, постмодерн является периодом развития человеческого бытия, где качественно растет неопределенность и иррациональность социальных реалий, очевидны альтернативность и непредсказуемая многовариантность развития исторических процессов [3]. Понятно, что эра всеохватывающих социальный теорий и парадигм подходит к своему закату, размытые социальные реалии, отсутствие стандартизированного стиля жизни невозможно трактовать одной мощной социологической парадигмой. Теории постмодернизма наполнены релятивизмом, то есть они открыты не только для рациональных понятий основ, но также для иррациональных конструктов и внедрений.

Меняются тенденции социологических теорий: главное не объяснить механизм социального процесса, а наметить пути социального развития того или иного процесса. Теории постмодерна не являются строго социологическими, они вбирают себя основы целого ряда дисциплин таких как: математика, антропология, семиотика, иные знаковые и символические системы также включаются в постмодернистские теории.

Мир наполняется симулякрами, часто теряется граница между реальным и виртуальным, предметами и их образами, фантастикой и наукой. Ученые постмодернисты стараются трактовать мифические знания как способы нормативного регулирования социальных практик людей, что расходится со сложившейся картиной мира.

Сами же постмодернисты еще не пришли к единому мнению на счет того перешел ли мир на рельсы иррационального постмодерна полностью, или до сих пор рациональный постмодерн сосуществует с постмодерном. Разумеется, вторая позиция наиболее полно отражает сложившиеся реалии на сегодняшний день. Пока постмодерн еще не успел проникнуть во всех сферы общественной жизни есть время социологам методологически подготовиться к его приходу.

Текст статьи
  1. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман СПб.: Питер, 2008 - 240 с.
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования / Даниел Белл ; Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - Москва : Academia, 2004 – 783 c.
  3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов / Под редакцией проф. В.И. Добренькова / Ю.Г.Волков, И.В. Мостовая - М.: Гардарика, 1999 - 432 с.
  4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Энтони Гидденс. - М. : Весь мир, 2004. - 116 с.
  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов - Москва: Омега-Л, 2007. - 388 с.
Список литературы