В данный момент происходит активное внедрение информационных технологий в жизнь общества. В современном мире информация представляет собой общественную ценность. Благодаря интернету для человека в свободной форме доступны библиотеки, где можно получить новые знания, но хочется отметить, что в этом есть и негативная сторона. Благодаря свободному доступу к получению новой информации, в жизнь общества поступают неизвестные идеи и тенденции. Дети являются самой незащищённой частью человечества. Исходя и этого следует утверждать, что важным направлением образования является защита обучающихся от негативного воздействия [6, с.90].
На современном этапе развития системы образования в педагогическом процессе особую роль играет воспитание. Воспитание представляет собой деятельность, которая направлена на личностный рост обучающихся; на организацию условий для их самоопределения социализации на основании социальных, культурных, духовных и нравственных ценностей, а также общих правил и норм поведения [8, с.56].
В образовательной организации воспитание осуществляется путём организации воспитательного процесса, которая предполагает целенаправленный педагогический процесс проектирования и стимулирования различных видов деятельности, способствующих освоению новых знаний, умений и навыков.
Воспитательная система образовательной организации определяет содержание, методы и технологии, применяемые в данном учреждении при организации воспитательной деятельности. Изучением проблемы организации воспитательного процесса занимались такие педагоги, как: Е. Н. Барышников [1, с.96], В. Л. Караковский [2, с.102], И. А. Кибальченко [3, с.124], О. Г. Прохорова [5, с.23], В.С. Кукушин [4, с.142].
Проанализировав труды отечественных педагогов, мы можем утверждать о том, что управление воспитательной системой образовательной организации осуществляется как внутренне, так и внешне [5, с.89]. Внешнее предполагает деятельность со стороны органов образования, направленная на создание условий, способствующих успешному формированию воспитательной системы образовательной организации. Внешнее также предполагает теоретические знания педагогов, ознакомление с трудами известных учёных, анализ собственного опыта, поддержание начальных достижений образовательной организации.
Внутреннее предполагает проектирование совместной деятельности обучающихся, а также регулирование взаимоотношений, возникающих между ними.
Организацией воспитательной системы образовательной организации занимаются все участники образовательного процесса, которые в свою очередь представляют собой объединенный коллектив. Важные функции управления, способствующие успешному развитию воспитательной системы образовательной организации, поручаются заместителю директора по воспитательной работе, которому необходимо правильно организовать воспитательную деятельность педагогов и внеурочную деятельность обучающихся [5, с.67].
По результатам наших исследований, можно сделать предположение, что цель заместителя по воспитательной работе – это организация системы внеурочной воспитательной деятельности с обучающимися. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи [1, с. 79]:
- признание ценностью личность каждого обучающегося.
- применение при организации воспитательной деятельности основных принципов гуманистического воспитания.
- проектирование эффективной среды, способствующей успешном воспитанию обучающихся.
- создание практико-ориентированной программы, направленной на воспитание обучающихся образовательной организации.
- применение новых подходов, методик и технологий при проектировании воспитательной деятельности.
- проектирование деятельности педагогического коллектива.
- анализ уровня воспитанности обучающихся образовательной организации.
Определить эффективность воспитательного процесса можно с помощью соотнесения достигнутых результатов в данный момент с поставленной целью и достигнутыми результатами ранее. Результаты воспитательного – это в первую очередь произошедшие изменения с участниками образовательного процесса и во взаимоотношениях по отношению друг к другу.
Воспитательный процесс обладает множеством особенностей [3, с. 76]. Во-первых, это целенаправленность, которая предполагает единство цели, педагогического взаимодействия педагогов и обучающихся, способствующей достижению поставленной цели.
Во-вторых, многофакторность, которая предполагает, что в процессе воспитания выражаются различные объективные и субъективные факторы. В этом и проявляется ее сложность. Деятельность педагога, который управляет процессом воспитания, создается не только на основе объективных закономерностей. это в свою очередь и проявление творчества самого педагога, в результате которого раскрываются его особенности, индивидуальность, а также отношение к собственной деятельности и к обучающимся.
В-третьих, длительность, потому что процесс воспитания длится в течение всей жизни. Но всё же даже при правильной организации воспитательной деятельности в образовательной организации, невозможно гарантировать мгновенное достижение положительных результатов. Исходя из этого следует, что процессу воспитания свойственна удаленность результатов от начала от педагогического и воспитательного воздействия.
В системе управления воспитательной системой образовательной организации важное место занимает воспитательный коллектив, который предполагает объединение разных коллективов, таких как педагогический и ученический, которые являются неотъемлемой частью воспитательной системы. Важно отметить, что ученический коллектив играет роль субъекта своего развития [2, с.125].
Основной задачей, которая стоит перед образовательной организацией является управление процессом формирования учащихся как индивидуальных личностей. При организации воспитательной деятельности, педагоги опираются на их интересы, возможности и особенности.
В отличии от процесса обучения результаты процесса воспитания выражается не сразу. Между педагогическим выражением невоспитанности и воспитанности проложен большой путь формирования необходимых свойств личности. Человек подвергается воздействию различных факторов, благодаря которому у него формируется не только положительный, но и отрицательный багаж знаний, который в свою очередь нуждается в внесении необходимых изменений [7, с.156].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью правильно организованного анализа и постоянного осуществления наблюдения за результатом процесса воспитания, можно своевременно решить управленческие задачи для того, чтобы внести необходимые корректировки для эффективного формирования воспитательной системы образовательной организации.
Воспитательную систему невозможно спроектировать без организации специальной деятельности, направленной на создание модели предполагаемой воспитательной системы. Каждая воспитательная система в процессе своего формирования проходит несколько этапов, которые помогают не только анализировать дальнейшее развитие, но и совершать необходимое управление ею на каждом этапе.