Главная
АИ #23 (26)
Статьи журнала АИ #23 (26)
Реализация лицами, содержащимися под стражей, права на тайну переписки, телефонн...

Реализация лицами, содержащимися под стражей, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Авторы:

Анциферова Полина Евгениевна

Кравцов Дмитрий Александрович

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

лица
содержащиеся под стражей
подозреваемый
обвиняемый
право на тайну переписки
телефонных переговоров
почтовых
телеграфных и иных сообщений

Аннотация статьи

На сегодняшний момент актуальным является вопрос, касающийся возможности реализации подозреваемыми или обвиняемыми, содержащимися под стражей, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Данное право гарантируется главным законом Российской Федерации – Конституцией. В статье обосновывается правомерность ограничения вышеназванного права, а также предлагается внесение определенных изменений в законодательство РФ в отношении лиц, содержащихся под стражей.

Текст статьи

Граждане Российской Федерации имеют конституционно закрепленное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Законодательство предусматривает, что ограничение таких прав допустимо лишь на основании решения суда.

Для лиц, совершивших противоправные деяния предусматривается применение санкций, в том числе в виде заключения под стражу. Такая мера предполагает изолирование человека от общества, как на период нахождения в изоляторе временного содержания, так и в дальнейшем в следственном изоляторе. В данном контексте встает вопрос о возможности реализации такими лицами их конституционного права. Подозреваемые или обвиняемые могут осуществлять общение с иными лицами с помощью ведения телефонных переговоров, переписки, получения иных сообщений. 

Однако необходимо обратиться к Федеральному закону от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно которому имеют место определенные запреты на реализацию вышеназванного права. Так, переписка подозреваемых или обвиняемых подвергается цензуре, осуществляемой администрацией места содержания под стражей, при необходимости лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело.

Администрация учреждения имеет право вскрывать письма, телеграммы в случаях, предусмотренных Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, тем самым осуществляя превентивную функцию относительно возможного пагубного влияния на подозреваемого или обвиняемого со стороны третьих лиц. Подобное ограничение имеет важность для сотрудников правоохранительной деятельности, в том числе, чтобы не допустить неправомерное воздействие на лиц, содержащихся под стражей, либо недопущение негативного влияния на результаты дальнейшего судебного разбирательства. Следовательно, цензуру можно рассматривать в качестве ограничения права на тайну переписки в отношении лиц, содержащихся под стражей. Подобное предусматривается на переписку с защитником, так как адресованные ему письма подлежат досмотру со стороны администрации места содержания лица, находящегося под стражей.

В свою очередь, лица, подозреваемые в совершении преступления, но не содержащиеся под стражей, как правило, не имеют ограничения относительно данного права. Однако в таком случае законодатель все-таки дает пояснение, указывая на то, что подобные ограничения могут быть применены по судебному решению, которое принимается при наличии соответствующего ходатайства дознавателя, следователя или прокурора. Здесь можно заметить определенную особенность, заключающуюся в том, что правовое положение лиц, заключенных под стражу и лиц, подозреваемых в совершении преступления, но находящихся на свободе является равным, в то же время, как было отмечено выше, большее ограничение применяется в отношении первой категории лиц.

Правомерно ли ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений без решения суда? Мнения авторов в этом вопросе значительно разнятся, одни говорят о том, что это кардинально противоречит нормам Конституции, другие обращают внимание на Определения Конституционного Суда РФ, устанавливающих, что суд, обладая полномочием по осуществлению независимой оценки действий правоохранительных органов в части ограничения конституционных прав, создает дополнительные условия защиты таковых прав.

В то же время внесенные изменения в Уголовный кодекс РФ свидетельствуют о том, что права лиц, содержащихся под стражей были расширены правом на платные телефонные звонки (при наличии соответствующих технических возможностей), производящиеся под контролем администрации, с разрешения суда, либо должностного лица/органа, которое ведет производство по делу. Таким образом, определяющее значение здесь имеют 3 условия, заключающиеся в наличии налаженной телефонной связи для осуществления переговоров, а также изначальная или последующая оплата телефонного разговора лицом, содержащимся под стражей. Еще одним условием является полученное разрешение, это является немаловажным аспектом, так как могут возникнуть трудности при получении такого решения, ведь должностное лицо или орган, в производстве которого находится дело, имеет право отказать. Более того, администрация изолятора временного содержания или следственного изолятора может прервать телефонный разговор. 

Использование мобильных телефонов и иных средств связи, а также различных социальных сетей является недопустимым, поэтому осуществление звонков возможно лишь с помощью стационарных телефонных аппаратов, располагающихся в местах содержания под стражей. Если у лица, содержащегося под стражей было найдено какое-либо средство связи, то администрация следственного изолятора или изолятора временного содержания имеет право на изъятие подобных средств, так как их хранение является незаконным.

Как было отмечено выше, письма, адресованные защитнику подлежат рассмотрению, однако в вопросе ведения телефонных переговоров подозреваемые или обвиняемые, содержащиеся под стражей, правомочны осуществлять телефонные разговоры с адвокатом, но под пристальным контролем со стороны администрации.

На основе всего вышесказанного представляется необходимым внести определенные коррективы в законодательство в части, касающейся реализации лицами, содержащимся под стражей своих прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Во-первых, Федеральный закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в статье 20 указывает на письма, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, что можно трактовать довольно абстрактно. Это положение определенно требует законодательно введенной дефиниции с целью разъяснения сущности данного выражения.

Во-вторых, для достижения полного равенства правового положения лиц, подозреваемых в совершении преступления, содержащихся под стражей и подозреваемых, находящихся на свободе, следует ввести в законодательство изменения, предусматривающие необходимость равного ограничения их прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Таким образом, ограничение конституционно закрепленных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений подозреваемых или обвиняемых, содержащихся под стражей законодательно допустимо. Однако следует отметить, что определяющее значение в этом вопросе должен иметь суд, так как это обеспечит наиболее легальное вынесение запрета на некоторые права лиц, содержащихся под стражей.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 20.11.2020).
  2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/1305540/#ixzz6eWIjjlsi (Дата обращения: 21.11.2020).
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2020). [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/kodeks/UIK-RF/ (Дата обращения: 21.11.2020).
  4. Приказ от 16 декабря 2016 года N 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (с изменениями на 1 апреля 2020 года). [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420387264. (Дата обращения: 21.11.2020).
  5. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право : учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 186 с.
  6. Козаченко И.Я., Детков А.П. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов. М: Юрайт, 2020. 408 с.
  7. Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.

Поделиться

1030

Анциферова П. Е., Кравцов Д. А. Реализация лицами, содержащимися под стражей, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.I.С. 97-99. URL: https://apni.ru/article/1575-realizatsiya-litsami-soderzhashchimisya

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая