Главная
АИ #23 (26)
Статьи журнала АИ #23 (26)
Образовательный туризм как вид туризма, его сущность и основные направления

Образовательный туризм как вид туризма, его сущность и основные направления

Рубрика

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

образовательный туризм
модель образовательного туризма

Аннотация статьи

Образовательный туризм является популярным видом туризма, это связано с его спецификой – получением новых знаний и многообразием программ, обусловленных разнообразием видов образовательного туризма (от обучающих курсов до получения высшего образования). В научной среде нет четкого определения образовательного туризма. От других видов туризма образовательный отличается целью – получением образования и длительностью туров. Образовательный туризм представляет собой важное и перспективное направление в культурном обмене, способствует интеграции и глобализации стран в международном образовательном пространстве.

Текст статьи

Образовательный туризм с каждым годом набирает все большую популярность. Это связано с тем фактом, что он многообразен, так как предполагает наличие большого числа программ, ориентированных на различный возраст и предпочтения. Одним из привлекательных факторов развития образовательного туризма является возможность совмещения отдыха с образованием, изучением культуры другой страны, пониманием менталитета местных жителей и т.д. [4, с.3].

Для современной системы образования также характерно непрерывное реформирование, ориентированное на постоянное повышение качества образования в процессе сближения разных национальных систем образования, что является одним из факторов развития образовательного туризма [4, c.6].

Образовательный туризм, как специфический способ получения знаний и опыта, возник много лет назад. Можно выделить пять условных периодов развития образовательного туризма.

I период (XII-XIV вв.) связан с потребностью в организации международной академической мобильности в средневековых Европейских университетах. По мнению исследователей, первые университеты в Европе появились в конце XII - начале XIII вв., в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах.

II период (начало XV – конец XIX вв.) связан с совершенствованием и развитием международных академических поездок в рамках национальных образовательных систем. На данном этапе образовательный туризм возникает в России под влиянием новаторских идей Петра I (конец XVII в.).

III период (начало XX вв. – 1945 г.) связан с сокращением международных академических обменов, в том числе в связи с предвоенной напряженностью и периодом войны.

IV период (1946 – 1991 гг.) связан с минимальной реализацией международной академической мобильности, осуществляемой в рамках «холодной войны».

V период (1992 г. – до наших дней) связан с расширением международной академической мобильности. В целом, на данном этапе наблюдается расцвет образовательного туризма, связанный с открытостью границ и знанием путешественниками иностранных языков. Следует отметить, что пандемия внесла свои коррективы в развитие туризма в целом, и в развитие образовательного туризма, в частности. В настоящее время наблюдается временная стагнация международного образовательного туризма.

Динамичное развитие образовательного и туристского секторов привело к появлению образовательного туризма как отдельного сегмента.

Образовательный туризм сочетает в себе черты двух сфер: образования и туризма, которые на стыке дают собственно образовательный туризм (рисунок):

Рис. Модель образовательного туризма (авторская модель на базе модели Р. Брента) [1, c. 24]

Представленная модель образовательного туризма демонстрирует взаимосвязь и интеграцию двух несмежных областей: образование и туризм. При этом разграничение сфер в образовательном туризме позволяет судить о том, что для отдельных его «потребителей» на первое место выходит непосредственно образовательная функция, ориентированная на удовлетворение собственных потребностей, мотивов, целей и задач. А для других – туризм вместе с его целями, задачами, мотивами, специфической индустрией и туристической услугой.

Рассмотрим труды зарубежных и отечественных ученых в сфере образовательного туризма. В основном, это научные работы экономистов и географов [6]. Они рассматривали образовательный туризм с различных позиций и точек зрения (таблица).

Таблица

Подходы к трактовке образовательного туризма

Подход

Определение

Авторство

Экономический

Система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства

А. Р. Лебедев [2, c. 108]

Деятельностный

Поездки с целью получения образования и профессиональной подготовкой специалиста в форме курсов, программ обучения

ЮНВТО [7, c. 118]

Потребностно-ориентированный

Туристские поездки, экскурсии с целью удовлетворения познавательных интересов.

И. В. Зорин, В. А. Квартальнов [1, c. 23]

 

Комбинированный

Поездки на определенный период (в зависимости от авторства, от 24 часов до 3-6 месяцев) для получения образования, повышения квалификации, углубления знаний без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

А. Щербинина, В. Ю. Воскресенский, Э. А. Лунин, А.В. Бабкин,

А. А. Самойленко, А. Ю. Александрова [1, c. 24]

Педагогический

Часть образовательного процесса по получению новых знаний как в частном, так и в общем образовании, осуществляемого при помощи визуализации

Осокина [5, с. 244]

Управленческий

Деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение – основная или второстепенная часть поездки.

Б. Ричи [8, с. 353]

На наш взгляд, не вполне верно уточнение временных периодов получения образования, ведь туристом, согласно определению ЮНВТО, считается человек, путешествующий с определенной целью (в данном случае получения образования), на срок от 24 часов, до 1 года. Столь длительный период туризма обеспечивает путешествующим возможность получать новые знания, умения и навыки. Но, как правило, средняя длительность образовательного тура составляет примерно 2-3 недели [7, с.118].

Таким образом, под образовательным туризмом стоит понимать такой вид туризма, главной целью которого является получение образования (общего, специального, дополнительного). От других видов туризма образовательный отличается длительностью туров.

Говоря о типологии образовательного туризма, необходимо выделить основные направления его деятельности:

  • получение профессии;
  • повышение квалификации;
  • получение знаний, связанных с профессиональной деятельностью;
  • получение знаний, не связанных с профессиональной деятельностью.

Обозначим основные виды образовательного туризма:

  • получение профессионального образования;
  • обучающие туры, среди них самыми популярными являются поездки с целью изучения иностранных языков, как в страну непосредственных носителей языка, так и в смежную страну;
  • ознакомительные практические поездки в учреждения, организации и предприятия;
  • участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, целью которых является обмен опытом и получение новой и актуальной профессионально важной информации.

Н.Г. Ионина отмечает, что образовательный туризм, как способ получения дополнительного образования и получения нового профессионального опыта, позволяет оказать положительное воздействие на:

  • расширение кругозора путешествующих;
  • помощь в определении приоритетных видов деятельности;
  • дальнейшую профориентацию [3, с.55].

На основании всей представленной информации необходимо отметить, что образовательный туризм в настоящее время представляет собой важное и перспективное направление в культурном обмене. Его применение на повседневной основе способствует интеграции и глобализации стран в международном образовательном пространстве.

Список литературы

  1. Авагян А. А. Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития // Сервис Plus. – 2019. – Т.13. – №3. – С. 21-30.
  2. Жуковская И. Ф. Образовательный туризм: сущность, цели, перспективы развития в России / Жуковская И. Ф., Генералова Г. Г. // Жуковская И. Ф. – №11. – 2017г. – С. 107-111.
  3. Ионина Н. Г. Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной работы в образовательных организациях Тюменской области // Вестник ТОГИРРО. – 2017. – № 3 (38). –52 c.
  4. Макшакова А. А. Потенциал образовательного туризма в реализации / ФГОС. – Пермь, – 2017. – 59 с.
  5. Осокина И. В. Образовательный туризм как образовательная технология / Гуманитарные технологии в современном мире. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 243-245.
  6. Святоха, Н. Ю. Географические аспекты образовательного туризма [Электронный ресурс] / Н. Ю. Святоха, И. Ю. Филимонова // Региональные проблемы геологии, географии, техносферной и экологической. – Полиарт. – 2019. – С. 134-137
  7. Хасанова Л. В. Историогенез лингвистического туризма в России / Хасанова Л. В., Панченко О.Л., Закиров Т. Р. // Казанский Вестник молодых ученых. –2019. – С. 116-120.
  8. Черничкина В. А. Специфика современной терминологии образовательного туризма (постановка проблемы) / Черничкина В. А., Глушкова А. С. // Сборник статей «Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации». –2018.– С. 351-355. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37414331

Поделиться

14384

Чернышова В. В. Образовательный туризм как вид туризма, его сущность и основные направления // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.II.С. 22-25. URL: https://apni.ru/article/1576-obrazovatelnij-turizm-kak-vid-turizma

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января