Образовательный туризм с каждым годом набирает все большую популярность. Это связано с тем фактом, что он многообразен, так как предполагает наличие большого числа программ, ориентированных на различный возраст и предпочтения. Одним из привлекательных факторов развития образовательного туризма является возможность совмещения отдыха с образованием, изучением культуры другой страны, пониманием менталитета местных жителей и т.д. [4, с.3].
Для современной системы образования также характерно непрерывное реформирование, ориентированное на постоянное повышение качества образования в процессе сближения разных национальных систем образования, что является одним из факторов развития образовательного туризма [4, c.6].
Образовательный туризм, как специфический способ получения знаний и опыта, возник много лет назад. Можно выделить пять условных периодов развития образовательного туризма.
I период (XII-XIV вв.) связан с потребностью в организации международной академической мобильности в средневековых Европейских университетах. По мнению исследователей, первые университеты в Европе появились в конце XII - начале XIII вв., в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах.
II период (начало XV – конец XIX вв.) связан с совершенствованием и развитием международных академических поездок в рамках национальных образовательных систем. На данном этапе образовательный туризм возникает в России под влиянием новаторских идей Петра I (конец XVII в.).
III период (начало XX вв. – 1945 г.) связан с сокращением международных академических обменов, в том числе в связи с предвоенной напряженностью и периодом войны.
IV период (1946 – 1991 гг.) связан с минимальной реализацией международной академической мобильности, осуществляемой в рамках «холодной войны».
V период (1992 г. – до наших дней) связан с расширением международной академической мобильности. В целом, на данном этапе наблюдается расцвет образовательного туризма, связанный с открытостью границ и знанием путешественниками иностранных языков. Следует отметить, что пандемия внесла свои коррективы в развитие туризма в целом, и в развитие образовательного туризма, в частности. В настоящее время наблюдается временная стагнация международного образовательного туризма.
Динамичное развитие образовательного и туристского секторов привело к появлению образовательного туризма как отдельного сегмента.
Образовательный туризм сочетает в себе черты двух сфер: образования и туризма, которые на стыке дают собственно образовательный туризм (рисунок):
Рис. Модель образовательного туризма (авторская модель на базе модели Р. Брента) [1, c. 24]
Представленная модель образовательного туризма демонстрирует взаимосвязь и интеграцию двух несмежных областей: образование и туризм. При этом разграничение сфер в образовательном туризме позволяет судить о том, что для отдельных его «потребителей» на первое место выходит непосредственно образовательная функция, ориентированная на удовлетворение собственных потребностей, мотивов, целей и задач. А для других – туризм вместе с его целями, задачами, мотивами, специфической индустрией и туристической услугой.
Рассмотрим труды зарубежных и отечественных ученых в сфере образовательного туризма. В основном, это научные работы экономистов и географов [6]. Они рассматривали образовательный туризм с различных позиций и точек зрения (таблица).
Таблица
Подходы к трактовке образовательного туризма
Подход |
Определение |
Авторство |
---|---|---|
Экономический |
Система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства |
А. Р. Лебедев [2, c. 108] |
Деятельностный |
Поездки с целью получения образования и профессиональной подготовкой специалиста в форме курсов, программ обучения |
ЮНВТО [7, c. 118] |
Потребностно-ориентированный |
Туристские поездки, экскурсии с целью удовлетворения познавательных интересов. |
И. В. Зорин, В. А. Квартальнов [1, c. 23] |
Комбинированный |
Поездки на определенный период (в зависимости от авторства, от 24 часов до 3-6 месяцев) для получения образования, повышения квалификации, углубления знаний без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. |
А. Щербинина, В. Ю. Воскресенский, Э. А. Лунин, А.В. Бабкин, А. А. Самойленко, А. Ю. Александрова [1, c. 24] |
Педагогический |
Часть образовательного процесса по получению новых знаний как в частном, так и в общем образовании, осуществляемого при помощи визуализации |
Осокина [5, с. 244] |
Управленческий |
Деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение – основная или второстепенная часть поездки. |
Б. Ричи [8, с. 353] |
На наш взгляд, не вполне верно уточнение временных периодов получения образования, ведь туристом, согласно определению ЮНВТО, считается человек, путешествующий с определенной целью (в данном случае получения образования), на срок от 24 часов, до 1 года. Столь длительный период туризма обеспечивает путешествующим возможность получать новые знания, умения и навыки. Но, как правило, средняя длительность образовательного тура составляет примерно 2-3 недели [7, с.118].
Таким образом, под образовательным туризмом стоит понимать такой вид туризма, главной целью которого является получение образования (общего, специального, дополнительного). От других видов туризма образовательный отличается длительностью туров.
Говоря о типологии образовательного туризма, необходимо выделить основные направления его деятельности:
- получение профессии;
- повышение квалификации;
- получение знаний, связанных с профессиональной деятельностью;
- получение знаний, не связанных с профессиональной деятельностью.
Обозначим основные виды образовательного туризма:
- получение профессионального образования;
- обучающие туры, среди них самыми популярными являются поездки с целью изучения иностранных языков, как в страну непосредственных носителей языка, так и в смежную страну;
- ознакомительные практические поездки в учреждения, организации и предприятия;
- участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, целью которых является обмен опытом и получение новой и актуальной профессионально важной информации.
Н.Г. Ионина отмечает, что образовательный туризм, как способ получения дополнительного образования и получения нового профессионального опыта, позволяет оказать положительное воздействие на:
- расширение кругозора путешествующих;
- помощь в определении приоритетных видов деятельности;
- дальнейшую профориентацию [3, с.55].
На основании всей представленной информации необходимо отметить, что образовательный туризм в настоящее время представляет собой важное и перспективное направление в культурном обмене. Его применение на повседневной основе способствует интеграции и глобализации стран в международном образовательном пространстве.