Автор данной статьи уже неоднократно применял разработанную им концепцию бинера к анализу различных онтологических, гносеологических и социально-философских понятий, таких как пластичность и монадность, война, диалектика, понятие, разум, страдание, познание, понимание, дуализм, сомнение, борьба, выбор. Полученные результаты (см. в e-library соответствующие статьи) дали возможность по-новому и в другом ракурсе взглянуть на содержание и смысл указанных выше понятий, а также проблем, связанных с ними.
Концепция бинера сложна и эвристична, однако пока еще не изложена с достаточной целостностью и системностью в одной работе, но отдельные главы были изданы в двух коллективных монографиях[1]. Поэтому без знакомства с этой концепцией нелегко уловить характер и методику ее применения к анализу конкретных проблем, ситуаций и понятий. Этот нюанс необходимо учитывать и при чтении данной статьи.
Смысл, как и всё, входящее в сферу бытия и существования, носит бинарный характер, является некоторой системой бинеров (можно было бы сказать – противоречий, но противоречие является всего лишь одним из моментов бинарности, некоторой проекцией бинера, некоторой фазой его эволюции; поэтому при более точном, конкретном и в то же время всеобщем подходе следует считать, что смысл есть система бинеров, а не только антиномий и противоречий)[2].
Задачей бинарного анализа смысла будет являться, во-первых, выявление системы основополагающих, существенных бинеров, которые собственно и создают смысл и, во-вторых, далее уже сам смысл следует рассмотреть как всего лишь один из полюсов разнообразных бинеров, где он уже является не как система, а только как элемент более общей и, можно сказать, внешней системы[3].
И далее, рассмотрев внутреннюю бинарность смысла, а затем внешнюю, мы должны попытаться сложить, синтезировать эти выявленные полюса внутреннего и внешнего в новую целостность, преодолеть абстрактную двойственность в понимании смысла и взглянуть на него уже с более синтетичной и конкретной точки зрения.
Смысл, по определению, по своей сути, не может быть неупорядоченным, несистемным, не иерархичным. Однако сам смысл проявляется и существует на фоне бессмыслицы, своей антитезисной, бинарной противоположности. Задача же данной статьи – выявить упорядоченность, системность и иерархичность смысла как такового.
Любое научное исследование должно опираться на какое-либо, хотя бы рабочее определение того, что предстоит анализировать. Однако смысл, как и многие другие понятия не поддается точному определению, ускользает от попыток однозначно и строго его определить. Стремление точно что-либо определить означает попытку указать на границы и пределы, но «смысл же всегда открыт и неисчерпаем, подвижен и изменчив» [7, с. 71]. Поэтому не случайно имеется около двух десятков определений смысла [4, с. 84-85]. Наиболее часто смысл определяют через понятие цели. Однако с точки зрения разработанной автором концепции бинера смысл сравнительно просто определяется как взаимное соответствие между полюсами соответствующего бинера [Ср.: 11, с. 147]. На это определение и будем опираться при дальнейшем изложении.
Любой смысл является некоторой системой, состоящей из многих бинеров. Одни из них являются ведущими, осевыми, определяющими; другие формуют и определяют некоторые периферийные и вспомогательные моменты.
Смысл всегда что-то утверждает и отрицает (иногда косвенно, имплицитно). В этом отношении ведущим, образующим бинером любого смысла является бинер утверждения и отрицания. Смысл образуется определенным алгоритмом, цепочкой утверждений и отрицаний.
Другим важным бинером, участвующим в порождении и эволюции смысла, является бинер центра и периферии (тезиса и антитезиса) [12, с. 351]. Тезис бинера есть смысловой центр содержания, проявляющегося в бинарной системе. Центр есть осознавшая свое единство периферия, а периферия есть дифференцировавшийся центр [12, с. 315].
Согласно П. Тейяр де Шардену центром всех центров является точка Омега [9, с. 207]. Эта точка обладает четырьмя атрибутами: автономностью, наличностью, необратимостью и трансцендентностью [9, с. 213]. С точки зрения бинарного подхода точка Омега есть тезис одного из самых глубинных и основополагающих бинеров. Антитезисом же этого бинера является «Альфа – совокупность элементарных материальных частиц и энергий» (Хаксли Дж.) [См.: 8, с. 29-30]. В отличие от положения французского мыслителя, с точки зрения концепции бинера не в точке Омега суммируется и собирается все, что создается различными сознаниями на планете Земля, а наоборот, именно из точки Омега транслируется, передается все то, что затем делается содержанием тех или иных сознаний и собирается в точке Альфа.
В тезисе бинера никогда не совершается никаких трансформаций; он всегда равен самому себе; не изменяясь, он является одной из причин изменения его антитезисов (как Перводвигатель у Аристотеля). Центр есть такое место в структуре, где не совершается трансформация элементов этой структуры [6, с. 135-136]. Однако без наличия центра никакая трансформация периферии невозможна.
Итак, любая структура, в том числе и структура смысла, невозможна без наличия центра и периферии. Поэтому одним из самых первых этапов бинарного анализа смысла чего-либо является выявление центрального момента данного смысла и его периферийных составляющих.
Центр как тезис бинера есть никогда неисчезающее присутствие, без этого трансцендентного, трудно эксплицируемого присутствия невозможно никакое наличное бытие и существование. Поэтому предложенная Ж. Дерридой идея децентрации ведет к беспорядку и хаосу, к отрицанию бинарной составляющей мироздания, игнорированию и потере рациональности как мира, так и мышления. А это означает и утрату смысла.
Сложность анализа бинера «центр – периферия» обусловливается также еще и тем, что этот бинер носит динамический характер [3, с. 240], этапы и особенности этой динамики уловить, определить и зафиксировать крайне тяжело.
Иное выражение бинера центра и периферии – соотношение ноумена и феномена. Смысл возникает как результат взаимодействия ноумена и феномена [10, с. 3].
Два других важных полюса смысла: память и забвение. Именно между ними созидается и существует любой смысл. Посредством памяти смысл получает бытие, приходит к самому себе, забвение кидает его в небытие, способствует его исчезновению.
Любой смысл также обладает двумя видами, уровнями: одно и то же имеет всегда сакральный (тезисный) и профанный (антитезисный) смыслы. Большинство быстро схватывают профанные смыслы, некоторые – сакральные смыслы. И еще меньше людей понимают тот и другой виды смыслов одновременно, в синтезе, во взаимодействии. Не теряя из виду профанный, то есть наличный смысл бытия, нужно стремиться выходить к эйдетическому, сакральному смыслу. Хорошо по этому поводу написал Н.А. Бердяев: «Рационально постигнуть в пределах земной жизни, почему был замучен невинный ребенок, невозможно… Вера в Бога и в Божественный миропорядок есть вера в глубокий, сокровенный смысл всех страданий, выпадающих на долю всякого существа в его земном странствовании» [1, с. 264].
При другом ракурсе рассмотрения в смысле можно обнаружить его трансцендентную составляющую и имманентную, то есть трансцендентный и имманентный смыслы. Трансцендентность – это свойство тезиса бинера, и имманентность – его антитезиса. Более конкретный и полный смысл возникает, проявляется в результате взаимоотношения трансцендентности и имманентности. Исчезновение имманентной и трансцендентной составляющих данного смысла происходит в результате нейтрализации полюсов соответствующего бинера с одновременным возникновением более высокого, совершенного и развитого смысла нового возникшего полюса бинера, находящегося на более высокой иерархической ступени.
Схватывание динамики бинеров, составляющих смысл, позволяет перейти от субстанционального к функциональному пониманию смысла, уловить диалектику генезиса и существования смысла.
Динамика смысла обусловлена взаимодействием причины и следствия, импульса и результата, основания и цели. Сами эти пары понятий также являются бинерами, полюса которых и созидают смысл. Бинаризация понятий выделяет энергию смыслов, которая затем используется для нейтрализации полюсов соответствующих бинеров [14, с. 363].
Бинарность в понимании смысла отчетливо проявилась уже в XIX веке, когда возникли два альтернативных подхода к пониманию смысла: логический и психологический. Этот дуализм логического и психологического очень трудно снять, преодолеть. Большинство исследователей до сих пор разбегаются по разным сторонам этого дуализма.
Подлинный, то есть действительный смысл не может передаваться как вещь, он возникает здесь и сейчас как результат взаимодействия полюсов бинеров в процессе мыслительной деятельности. И в случае потери моментов своего содержания (в первую очередь полюсов своих бинеров) он начинает деградировать и утрачиваться.
Смысл двух сталкивающихся смыслов (то есть полюсов соответствующего бинера) лежит в третьем смысле как их синтезе, нейтрализованном бинере, находящимся на более высокой иерархической ступени [13, с. 65].
Конкретный, синтетический смысл не находится в антитезисе бинера и даже в его тезисе. Смысл возникает как результат взаимодействия, взаимоотношения этих бинарных полюсов. То есть смысл находится не в полюсах бинера, а в их взаимоотношении, синтезе, нейтрализации, то есть в тернере или синтезируемой троичности.
Итак, что мы получаем в результате нашего краткого, экспресс-анализа? Смысл – это процесс и результат взаимоотношений и взаимного соответствия системы бинеров, их полюсов и синтезов. Чем больше мы выявим бинарных составляющих данного смысла, чем более конкретно поймем суть, характер взаимоотношений и взаимосвязей их полюсов, тем более конкретный смысл будет доступен нашему мышлению.
[1] См. Философия: современность и ретроспектива: монография / [авт. кол.: Горбатюк Т.В., Егоров А.Г., Майданюк И.З. и др.]. – Одесса: Куприенко СВ, 2013 – 141 с.: ил., табл.; Философия, культура и искусство: вчера, сегодня, завтра: монография / [авт. кол.: Залужная А.Е., Егоров А.Г., Машенцев А.В. и др.]. – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2015 – 133 с.: ил., табл. 8 п.л.
[2] Ср.: Противоречивость – одна из специфических черт чистого смысла (См. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994, 122 с.).
[3] Бинарный анализ, в первую очередь, применяется в программировании и является некоторой технологией анализа исполняемых файлов. Другое понимание бинарного анализа заключается в сравнении двух каких-либо объектов, скажем в политологии и социологии.