Главная
АИ #2 (2)
Статьи журнала АИ #2 (2)
Исследование Российского Дальнего Востока в годы I мировой войны в работах Т.Я. ...

Исследование Российского Дальнего Востока в годы I мировой войны в работах Т.Я. Иконниковой

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

история Дальнего Востока России (1914-1918 гг.)
историографический обзор
история военных конфликтов
Т.Я. Иконникова
I мировая война
военнопленные
дальневосточный тыл

Аннотация статьи

Доктор исторических наук Т.Я. Иконникова стояла у истоков постсоветского изучения проблем истории Первой мировой войны. Её работы стали фундаментальной основой по исследованию дальневосточной жизни 1914-1918 гг. В работе на базе сравнительного анализа исторических источников: научных статей, монографий предпринята попытка оценки историографического наследия Т.Я. Иконниковой по истории I мировой войны на Дальнем Востоке России (1914-1918 гг.). В статье выделяются особенности и ключевые проблемы исследований, обозначаются основные выводы, определяется их актуальность на современном этапе.

Текст статьи

Международный военный конфликт, известный как первая мировая война, стал глобальной по своим масштабам катастрофой в истории человечества. Однако если в зарубежных странах изучению истории Первой мировой войны постоянно уделялось пристальное внимание, то в советской историографии более важное значение придавалось Октябрьской революции в России как главному событию начала XX в. Это, соответственно, и обуславливало вектор изучения событий и процессов с точки зрения возникновения предпосылок и условий для углубления революционного процесса. Весомая роль отводилась Гражданской войне и интервенции на Дальнем Востоке. Активизация исследований в постсоветский период позволила приступить к изучению истории I мировой войны многоаспектно, выявляя разнообразие её проявлений и воздействия на судьбы мировой цивилизаций. Сложившаяся новая историографическая ситуация вызвала достаточно живой отклик на местах, и в частности на Дальнем Востоке, где круг изучаемых проблем значительно расширился.

Война затронула 38 государств, 75% населения планеты, продолжаясь с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 г. Разработкой проблемы международных отношений в дальневосточном регионе рассматриваемого периода занималась Т.Я. Иконникова [1]. С 1990 г. основной темой ее научных исследований стала история Дальнего Востока России в годы Первой мировой войны. Татьяной Яковлевной была поднята тема патриотизма и вопросы пребывания на Дальнем Востоке беженцев и военнопленных. В 1999 г. была опубликована монография «Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны» [4], которая стала основой докторской диссертации, защищенной в Московском государственном педагогическом университете [5]. Спустя пять лет вышла монография «Военнопленные Первой мировой войны на Дальнем Востоке России (1914-1918 гг.)» [3]. Помимо монографии в этот период был опубликован ряд работ по данной проблематике [2].

В последнее десятилетие тема Первой мировой войны продолжает оставаться в поле зрения дальневосточных историков. К 100-летию данного военного конфликта была проведена большая научная работа. В 2016 г. во Владивостоке был выпущен сборник, который вобрал в себя статьи участников научной конференции «Дальний Восток России и страны Восточной Азии накануне и в годы Первой мировой войны» [2], проводившейся 26-27 июня 2014 г. В издание были включены работы по широкому спектру проблем. В первой же статье сборника доктор исторических наук Л.И. Галлямова в своём освещении современной региональной историографии отметила, что: «Настоящим прорывом в изучении темы явилась монография Т.Я. Иконниковой «Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны», которая исследовала широкий круг вопросов: от использования экономического потенциала края для материального обеспечения армии, патриотического движения населения в помощь фронту, хода и особенностей мобилизационных кампаний до проблем вынужденных мигрантов: беженцев, военнопленных, реэмигрантов, помощи семьям лиц, призванных на военную службу, эволюции общественного мнения дальневосточников в 1917 г. и т.д.» [1]. Отмечался особый вклад исследования в плане введения в научный оборот ранее не опубликованных документов.

На сегодняшний день актуальными темами региональных исследований можно выделить следующие: во-первых, рассмотрение быта дальневосточников, социально-политических настроений масс, краевой экономики; во-вторых, изучение положения военнопленных, а также таких слоев населения как беженцы, эмигранты и семьи призывников; в-третьих, стоит отметить тему международных отношений на Дальнем Востоке в годы Первой Мировой войны. Особое внимание представляют первые два пункта, особенно внимательно рассмотренные Т.Я. Иконниковой.

Первый вопрос, касающийся дальневосточного быта в дооктябрьский период, позволяет проследить вышеуказанная монография «Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны» [4]. Она освещает жизнь дальневосточников со следующих ракурсов: рассматривает патриотическое движение на Дальнем Востоке в 1914-начале 1917 гг., которое выражалось в акции против «враждебного засилья» в крае и благотворительными сборами; показывает процесс экономического включения дальневосточных территорий в войну и мобилизационные процессы в армии; описывает положение беженцев, военнопленных, а также семей призывников, завершая исследованием на тему реакции и отношения населения Дальнего Востока к событиям в центральной части страны в 1917-начале 1918 гг. Таким образом, названия глав показывают широкий круг проблем, затронутых автором.

На основании данных обширного ряда источников Т.Я. Иконникова приходит к выводу, что дальневосточный тыл оказывал существенную поддержку государству в годы Первой мировой войны, активно участвуя в благотворительных акциях на благо фронта. Рядовые россияне были главными лицами, совершающими пожертвования [4, с. 14]. Автор отмечает значительную роль в данном вопросе Приморского областного комитета, созданного во Владивостоке в 1914 г. [4, с. 21]. Помимо того, героизм на полях сражений проявляли и медицинские сестры, направлявшиеся на фронт из дальневосточных отделений. Особое внимание в работе уделяется развернувшейся во время Первой мировой войны пропаганде против «немецкого засилья», в связи с которой на Дальнем Востоке находили место процессы по интернированию основной части немецких и австро-венгерских подданных и закрытию принадлежавших им предприятий [4, с. 23-38].  Делается вывод, что подобные действия нанесли серьезный ущерб еще довольно слабой экономике Приамурского края.

Дальний Восток внес свой посильный вклад в обеспечение российской армии продовольствием, снаряжением, медикаментами [4, с. 63]. Главный продовольственными ресурсами являлись рыбная продукция и зерновые культуры. Стремление торгово-промышленных кругов приступить к скорейшему выполнению военных заказов на имевшихся в крае предприятиях позволил проследить Съезд дальневосточных военно-промышленных комитетов, состоявшийся в Хабаровске 20-23 августа 1915 г. Таким образом, в 1915 г. в Приамурье сложилась обстановка взаимопонимания и сотрудничества высшей краевой власти, торгово-промышленных кругов и общественности в вопросе оказания помощи фронту [4, с. 86]. «В годы первой мировой войны экономический потенциал Дальнего Востока был активно включен в материальное обеспечение как действующей армии, так и Приамурского военного округа. Его вклад базировался на широком использовании природных пищевых ресурсов, а также на выгодном географическом положении, позволявшем практически вне досягаемости германского военно-морского флота принимать военно-стратегические грузы из соседних и нейтральных стран» [4, с. 104].

В вопросе мобилизации дальневосточников на фронт Первой мировой войны привлекается большое количество архивных и статистических данных, которые гласят, что по призыву и добровольно уже в 1914 г. на фронт было отправлено несколько десятков тысяч человек [4, с 115]. Массовое мобилизационное движение не могло не ставить вопроса о помощи семьям призывников в 1914-1917 гг. В частности, сотни семей, оказавшись без главных работников, решили воспользоваться правом отъезда на родину, откуда они прибыли на заработки [4, с. 163]. Большому количеству семей выдавались пособия из государственных средств, а также средств церкви и благотворительности. Таким образом, целенаправленная деятельность местной администрации всех уровней позволила создать стройную систему организации помощи, однако всецело решить проблему не удавалось без включения общественных инициатив.

В заключении автор приходит к выводу, что дальневосточный тыл страны внес свой посильный вклад в общее дело поддержки действующей армии в году Первой мировой войны [4, с. 362]. Так тихоокеанская окраина странны оказалась вовлеченной во все события 1914-1918 гг., что в последующем дало определенный опыт, примененный при схожих военных событиях 1941-1945 гг.

Заметным фактом дальневосточной историографии стал выход в свет монографии Т.Я. Иконниковой, исследовавшей пребывание военнопленных на Дальнем Востоке. В работе автор дала характеристику размещению военнопленных в Приамурском военном округе на различных этапах войны; описала условия пребывания в плену офицеров и пленных германского крейсера «Магдебург»; рассмотрела роль религии и труда данной категории лиц, их перемещения; проанализировала российско-китайские отношения на временном отрезке с 1914 по 1917 гг. на основе проблемы выдачи перебежчиков; описывала динамику численности и национального состава военнопленных и т.д. Основными тезисами её работы можно определить следующие положения. Во-первых, еще в 1914 г. произошло пленение австро-венгерских армий русскими частями, что повлекло распоряжение правительства об отправке военнопленных в Приамурский край. Получив приказ о размещении в Приамурском военном округе нескольких тысяч пленных солдат, местные власти оперативно провели большую работу по подготовке мест их содержания, охраны и материального обеспечения [3, с. 23]. С середины октября 1914 г. в Приамурской области предполагалось разместить 25 тыс. австро-венгерских и германских военнопленных [3, с. 12]. Выполнение поставленных задач шло параллельно с массовой мобилизацией и отправлением на запад страны воинских частей. Т.Я. Иконникова приходит к заключению, что неизбежными в такой ситуации были упущения и замедленное решение ряда вопросов, которые снимались по мере накопления опыта [3, с. 24]. К таким упущениям относились по большей степени затянутое оформление списков пленных, а также ошибки организации отрядов военнопленных и их охраны. В работе приводится следующая цитата, указывающая на нарушение условий содержания пленных солдат: «Одиночные военнопленные бродят по окраинам города… самовольно отлучившиеся, вступают в разговоры с местными жителями, распространяют ложные сведения» [3, с. 18].

Вторым немаловажным тезисом автора является факт того, что наряду с нижними чинами на Дальний Восток с первых недель войны направлялись сотни военнопленных офицеров германской и австро-венгерской армий [3, с. 25]. В работе сделан вывод о том, что пленные офицеры располагались в крае под более пристальным вниманием, вследствие их «решительности и предприимчивости», а также крайнего патриотизма [3, с. 33]. Одним из значимых мест пребывания данной группы пленных являлась Николо-Александровская пристань (Красная речка), где содержались такие лица, как генерал Николь фон Оппавар, полковник Геллер, а также группа военнопленных германских моряков крейсера «Магдебург» [3, с. 32].

На примере Хабаровска в работе было выделено, что военнопленные использовались на самых различных работах: ремонтных, хозяйственных, молярных, дорожных и т.д. В Никольск-Уссурийске были специалисты живописной, педагогической, ювелирной и других специальностей. В Хабаровске существовал профессиональный отряд военнопленных музыкантов [3, с. 71]. Таким образом, интересен вывод, что военнопленные получали возможность работать на Дальнем Востоке согласно своей довоенной специальности. Использование труда пленных солдат в дальневосточном регионе, испытывавшем хронический дефицит рабочих рук, способствовало решению ряда важных хозяйственных задач. Применение этой массово дешевой рабочей силы давало большую экономию бюджетных средств из-за низкой оплаты труда.

Проводя своё исследование Т.Я. Иконникова замечала, что основная часть военнопленных в течение всего военного периода продолжала оставаться в лагерях, обустроив свой быт в ожидании окончания войны и решения вопроса своей участи на межправительственном уровне. В наметившемся процессе переброски части военных в западном направлении в 1916-1917 гг. проводился обмен военнопленными, который продолжился и при Временном правительстве. Интернирование шло с большими проблемами: не хватало денег, продовольствия, пленные оказывались на российских просторах от Урала до Тихого океана. Это обусловило то, что процесс возвращения военнопленных на родину оставался проблематичным и после официального завершения Первой мировой войны [3, с. 132].

Дальневосточной исследовательницей была проведена большая работа в области изучения военнопленных Первой мировой войны на Дальнем Востоке. В выводах к работе указывалось, что возникшая в 1914-1918 гг. потребность в размещении такого количества пленных стала первым подобным прецедентом. Т.Я. Иконникова акцентировала внимание на успехах, достигнутых местным правительством в вопросах содержания, питания, соблюдения норм финансовой дисциплины, заключая, что достигнуть всех обязательств международных конвенций не смогло ни одно государство. Так же автор отметила преемственность в данном вопросе к опыту царской России со стороны Советов, а также первоначальную надежду советского правительства на идеологическое сотрудничество с военнопленными. Однако дальнейшее развитие событий в Российском государстве привело к разразившейся гражданской войне, в которую оказались втянуты и пленные иностранные граждане [3, с. 164-165].

Анализ оценок и основных тезисов, полученных Т.Я. Иконниковой в своих исследованиях позволяет сделать вывод об их актуальности и в современной исторической науке. Вклад Т.Я. Иконниковой подтверждают многочисленные современные исследователи в своих работах [3].

 

[1] Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории СССР с 1985 г. по 1992 г. Хабаровского государственного педагогического университета, кафедрой отечественной истории там же с 1992 г. по 2013 г.

[2] Основные научные достижения Т.Я. Иконниковой с 1991 г. по 2000 гг. по проблеме I мировой войны на Дальнем Востоке России (1914-1918) представлены следующими работами: Иконникова Т.Я. «Все для фронта!» (Деятельность Приамурского комитета по оказанию помощи раненым воинам на фронтах первой мировой войны) // Гродековские чтения. Тезисы научной практич. конференции. Ч. 1. Хабаровск. 1996. С. 36-39; Иконникова Т.Я. Хабаровская городская Дума в годы первой мировой войны (1914-1917) // Власть и управление на Востоке России. Хабаровск. 1997. Декабрь. С. 55; Иконникова Т.Я. Российско-японские отношения в период Первой мировой войны (новые страницы) [Электронный ресурс] // Вопросы истории Дальнего Востока. Вып. 2. Хабаровск, 2000. С. 46-55. Режим доступа: http://dvforpost.su/41-rossiysko-yaponskiy-otnosheniya-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-novye-stranicy.html.- Дата обращения 12.12.19; Иконникова Т.Я. Военнопленные первой мировой на российском Дальнем Востоке (1914—1918 гг.) // Россия и АТР. Владивосток, 1999. № 1. С. 90-94; Очерки истории родного края / под общ. ред. Т.Я. Иконниковой. – Хабаровск: Хабар. кн. изд-во, 1993. – 243 с.

[3] Современные исследования, выполненные на основе или с использованием трудов Т.Я. Иконниковой, могут быть представлены следующими работами: Ляхов Д.А. 6-я сибирская стрелковая дивизия в Лодзинском сражении (ноябрь 1914 г.) / Д.А. Ляхов. Дальний Восток России и страны Восточной Азии накануне и в годы Первой мировой войны: сб. науч. ст. — Владивосток: Изд-во «Рея». - 2016. - С. 69; Смирнов Ю.И. Военнопленные на территории России в годы Первой мировой войны / Смирнов Ю.И., М.И. Скрипникова. Вестник МИЭП. 2016. - №1 (22). - С. 135-138; Агапов В.Л. Социально-экономический кризис в российской империи во время Первой мировой войны глазами дальневосточной прессы 1914-1917 гг // Известия Восточного института. 2017.- №1 (33). - С. 52-63; Журбина Н.Е. Военнопленные Германии на территории Россини в годы первой мировой войны (1914-1918 гг.) // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. №2. С. 230-235; Бондаренко Е.Ю. Иностранные военнопленные на Дальнем Востоке России 1914—1956 гг. Историография проблемы // Россия и АТР. 2003. №1 (39). С. 70-79; Ермакова Э. В. Военнопленные первой мировой войны на Дальнем Востоке / Э.В. Ермакова. Россия и АТР. 2005. - №1. - С. 157-158.

Список литературы

  1. Галлямова Л.И. Дальний Восток России в годы Первой мировой войны: современная региональная историография / Л.И. Галлямова. Дальний Восток России и страны Восточной Азии накануне и в годы Первой мировой войны: сб. науч. ст. - Владивосток: Изд-во «Рея», 2016. С. 11.
  2. Дальний Восток России и страны Восточной Азии накануне и в годы Первой мировой войны: сб. науч. ст. — Владивосток: Изд-во «Рея», 2016. — 296 с.
  3. Иконникова Т.Я. Военнопленные Первой мировой войны на Дальнем Востоке России (1914-1918 гг.): Монография / Т.Я. Иконникова. – Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 2004 – 177 с.
  4. Иконникова Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны / Т.Я. Иконникова. Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. пед. ун-та, 1999. — 365 с.
  5. Памяти ученого-историка Дальнего Востока Т.Я. Иконниковой / Гос. архив Хабаровского края: официальный сайт. -https://gakhk.khabkrai.ru/news/pamyati-uchenogo-istorika-dalnego-vostoka-pedagoga-t-ya-ikonnikovoy/ (дата обращения: 24.11.2019).

Поделиться

2993

Мехедова А. К. Исследование Российского Дальнего Востока в годы I мировой войны в работах Т.Я. Иконниковой // Актуальные исследования. 2019. №2 (2). С. 13-17. URL: https://apni.ru/article/158-issledovanie-rossijskogo-dalnego-vostoka-v-god

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря