Одной из приоритетных проблем образовательной организации является приобщение обучающегося к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у обучающихся старшего школьного возраста; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.
На основе анализа современной психолого-педагогической литературы по теме исследования и данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана модель совершенствования процесса самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста.
Модель включает в себя различные формы работы, направленные на совершенствование процесса самостоятельного чтения: литературные игры, викторины, выставки, беседы, экскурсии, интервью, вопросник, конкурсы, уроки-презентации, драматизации. Перечисленные формы работ помогут обучающимся с интеллектуальными нарушениями развить интерес к самостоятельному чтению книг.
Контрольный этап исследования ставил своей целью оценку эффективности разработанной нами модели совершенствования процесса самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста. Исследование проводилось по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе исследования: процедура исследования и критерии оценки были те же, что и ранее. Результаты, полученные нами при повторной диагностике, сравнивались с результатами, полученными до проведения формирующего эксперимента. Сравнительно-сопоставительный качественный и количественный анализ позволил сделать выводы об эффективности разработанной нами модели.
Анализ результатов анкетирования, цель которого определить уровень потребности чтения художественных произведений, свидетельствует о том, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста повысился интерес к чтению. После реализации модели совершенствования процесса самостоятельного чтения обучающиеся чаще стали читать книги, которые не изучаются на уроках литературного чтения. Также большинство обучающихся могут назвать и описать прочитанные произведения, любимых героев, чаще обращаются за помощью при непонимании прочитанного к окружающим.
Анализ результатов диагностического задания № 1, направленного на изучение уровня сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, свидетельствует о том, что в результате реализации модели совершенствования процесса самостоятельного чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями 57% обучающихся овладели правильностью чтения на высоком уровне. Многие могут читать текст практически без искажений звукового состава слов, с соблюдением правильности ударений в словах. 43% обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста читают текст, допуская небольшое количество ошибок при чтении. Обучающихся, допускающих большое количество при чтении в процессе контрольного исследования выявлено не было.
Анализ результатов диагностического задания № 2, направленного на изучение умения работать с книгой, свидетельствует о том, что 36% обучающихся с интеллектуальными нарушениями могут самостоятельно, найти указанное произведение в книге, используя оглавление. 64% обучающихся находят указанное произведение путем перелистывания страниц. 29% обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста могут самостоятельно без помощи педагога составить план прочитанного произведения. 64% обучающихся составляют план при помощи наводящих вопросов и подсказок педагога. 7% обучающихся не могут составить план прочитанного произведения.
Анализ полученных данных позволяет выявить уровень сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста: 36% обучающихся с интеллектуальными нарушениями демонстрируют высокий уровень сформированности навыка самостоятельного чтения, 57% – средний уровень, 7% – низкий уровень, что значительно выше результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Наглядно результаты исследования представлены на рисунке.
Рис. Сравнение уровня сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста до и после реализации модели совершенствования процесса самостоятельного чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Таким образом, нами были получены данные, свидетельствующие об эффективности разработанной нами модели совершенствования процесса самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста. Уровень сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся рассматриваемой категории заметно повысился. Несмотря на то, что был выявлен низкий уровень, количество обучающихся, демонстрирующих его, уменьшилось, также уменьшилось количество обучающихся демонстрирующих средний уровень и были выявлены обучающиеся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста с высоким уровнем сформированности навыка самостоятельного чтения. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что обучающиеся стали проявлять больший интерес к чтению, испытывают меньше трудностей при выборе книг для самостоятельного чтения. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями улучшились такие навыки чтения, как правильность, беглость, осознанность и выразительность. Также обучающиеся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста стали лучше выполнять задания, направленные на работу с произведениями, такую, как нахождение определенного произведения в книге, составление плана произведения.