Согласно Федеральному закону № 190-ФЗ «О теплоснабжении», организация развития систем теплоснабжения должна производиться на основе способа, который максимально выгоден экономически, и удовлетворять спрос потребителей на тепловую энергию и теплоносители. Основываясь на требовании закона, нами было проведено исследование тепловых сетей городского округа Сызрань. Схема разработана в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Рис. 1. Схема теплоснабжения потребителей теплоснабжающими организациями
В г. Сызрань теплоснабжение осуществляется шестью теплоснабжающими организациями (рис.1):
- Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-Эксплуатационная Служба» (МУП «ЖЭС»), на балансе которой состоят 36 действующих и 1 строящаяся котельная, а также 85% всех тепловых сетей;
- Сызранская ТЭЦ, на балансе которой находятся две основные тепломагистрали, а конкретно ТМ№1 и ТМ№2. Сызранская ТЭЦ снабжает паром одни из самых крупных предприятий города Сызрань;
- Сызранский территориальный участок Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД», на балансе которого состоят 2 котельных;
- ООО «Самара-Терминал», на балансе которой состоит 1 котельная;
- ЗАО «Сызранская Топливно-Энергетическая Компания» (ЗАО «СТЭК»), на балансе которой находятся 10 котельных;
- Самарский филиал ОАО «Ремонтно-Эксплуатационное Управление», Сызранский эксплуатационный район теплоснабжения, на балансе которого находятся 4 котельных.
Установленная суммарная тепловая мощность источников г. о. Сызрань составляет около 1206 Гкал/час (рис.2).
Рис. 2. Распределение установленной тепловой мощности между теплоснабжающими организациями г.о. Сызрань
Общая расчетная тепловая нагрузка потребителей г.о. Сызрань на начало 2013 г. составляет 618,935 Гкал/час: в горячей воде 471,935Гкал/час, а в паре разных параметров 147 Гкал/час (рис. 3).
Рис. 3. Распределение расчетной тепловой нагрузки между теплоснабжающими организациями в г.о. Сызрань
На сегодняшний день существует определенный ряд проблем в сфере теплоснабжения:
1. Вероятность безотказной работы ниже допустимого значения постепенно снижается в связи с износом квартальных сетей.
2. Наблюдается большое число отказов на Сызранской ТЭЦ в период 2017-2019 г. (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма отказов и суммарного времени восстановления за 2015-2019 гг.
3. На 11 котельных имеет место недостаток тепловой мощности при существующей нагрузке.
4. Наблюдается превышение среднего значения тепловых потерь в сетях на 35-50%.
5. Около 50% городских сетей полностью исчерпали свой срок службы.
6. По информации ООО «Самара-Терминал», износ основного оборудования их котельной составляет около 40%.
7. При выполнении гидравлического расчета для ряда котельных были выявлены проблемы с обеспечением тепловой энергией наиболее удаленных потребителей. В связи с этим нами было принято решение рассмотреть два перспективных варианта развития системы теплоснабжения:
Вариант №1 «Тепло в центр», предусматривает расширение существующей зоны действия централизованного теплоснабжения.
Планируется обеспечение централизованного теплоснабжения в Центральной и Северной градостроительных зонах от источника тепловой энергии с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии Сызранская ТЭЦ.
Также в Южной и Юго-Западной градостроительных зонах планируется существенный прирост тепловых нагрузок потребителей жилой и общественной застройки и промышленных потребителей тепловой энергии. Вследствие нахождения этих потребителей в зоне эффективного радиуса теплоснабжения Сызранской ТЭЦ разработан план, по которому надлежит осуществить подключение этих потребителей к Сызранской ТЭЦ.
Для того чтобы сохранить запас располагаемой мощности к 2038г., обеспечения простоты схемных и конструктивных решений предлагается ввод блока парогазовой установки, аналогичного введенному в 2018г., установленной электрической мощностью 250 МВт и установленной тепловой мощностью 300 Гкал/час. При этом в режим резервных будут переводиться 11 котельных.
Вариант №2 предусматривает поступательное развитие децентрализованного теплоснабжения и развития локальных источников тепловой энергии для обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки на территории г.о. Сызрань.
Основываясь на ФЗ-190, наиболее эффективным является использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения, поэтому наиболее предпочтительным является первый вариант развития.
К 2022г. на Сызранском Нефтеперерабатывающем заводе планируется существенный прирост тепловой нагрузки. Для обеспечения этого прироста следует переложить значительную часть тепловой магистрали ТМ-1 диаметром Dу=1000мм. В связи с этим, невозможно обеспечить транспорт теплоносителя до потребителей Центральной и Северной градостроительных зон по тепловой магистрали ТМ-1 из-за отсутствия резерва пропускной способности вышеуказанной магистрали. Опираясь на вышеизложенное, транспорт тепловой энергии от Сызранской ТЭЦ до потребителей Центральной и Северной градостроительной зон будет осуществляться по тепловой магистрали ТМ-2 с ее полной перекладкой на больший диаметр.
В силу того, что удаленность ряда потребителей Центральной и Северной градостроительной зон от Сызранской ТЭЦ составляет 12-16 км, целесообразно, ввиду значительной удаленности, применить двухконтурную схему передачи тепловой энергии.
В ценах 2020 года без учета НДС |
Вариант №1 |
---|---|
Строительство блока ПГУ-200 на Сызранской ТЭЦ |
10 563 542,00 |
Строительство повысительной насосной станции |
8 634,37 |
Строительство ЦТП |
47 823,80 |
Строительство и перекладка тепловых сетей |
3 543 345,58 |
Строительство мостов через препятствия для прокладки теплосети |
68 587,94 |
Итого: |
14 231 931,69 |
В ценах 2020 года без учета НДС |
Вариант №2 |
---|---|
В источники |
1 883 554,00 |
В сети |
432 654 |
Итого: |
2 316 208 |
Итоговое решение о рекомендуемом к принятию варианте развития системы теплоснабжения городского округа Сызрань принимается на основе значений эффективности мероприятий по строительству, полученных в результате исследования, реконструкции и техническому перевооружению источников, тепловых сетей городского округа и сооружений на них.
Согласно варианту №1 развития системы теплоснабжения городского округа, предусматривающим подключение потребителей центральной части города к генерирующим мощностям Сызранской ТЭЦ, суммарные потребности в инвестициях оценены в 14 231 931,69 тыс. руб., срок окупаемости мероприятий по проекту – 14 лет.
Согласно варианту №2 развития системы теплоснабжения городского округа Сызрань, предусматривающим строительство локальных источников тепловой энергии, суммарные потребности в инвестициях оценены в 2 316 208 тыс. руб., максимальный срок окупаемости мероприятий по проекту – 15 лет для МУП «ЖЭС», для остальных теплоснабжающих организаций срок окупаемости составляет порядка 5 лет.
Вариант №1 развития системы теплоснабжения г. о. Сызрань связан со значительными инвестициями, как в строительство источников тепловой энергии, так и в строительство и реконструкцию тепловых сетей и сооружений на них.
Тем не менее, данный вариант имеет меньший срок окупаемости и соответствует установленному в ФЗ № 190 «О теплоснабжении» приоритету комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Таким образом, нами было принято решение, согласно которому приоритетным вариантом развития системы теплоснабжения является Вариант №1 развития системы теплоснабжения городского округа Сызрань «Тепло в центр».