Редуцирование и контроль агрессии у детей дошкольного возраста

Редуцирование и контроль агрессии у детей дошкольного возраста

В данной статье мы рассказываем о причинах проявления агрессивного поведения у младших дошкольников, о том, как важно уметь педагогу редуцировать и контролировать проявление агрессии у детей дошкольного возраста. Раскрываем суть понятия «детская агрессия», знакомим с эффективными методами работы педагога с агрессивными детьми.

Аннотация статьи
агрессивность
контроль агрессии
редуцирование
агрессивное поведение
агрессия
профилактика
Ключевые слова

В последнее время в нашей стране увеличились агрессивные проявления у взрослых и детей. Наблюдения показывают, что увеличилось число агрессивных действий у детей в дошкольном возрасте, поэтому вопрос о редуцировании и контроле агрессии исключительно актуален.

Агрессия рассматривается как специфическая форма поведения, в которой выражается негативное отношение или преднамеренное нанесение вреда другому лицу. Она формируется под влиянием ряда факторов – наследственность, стиль воспитания в семье, окружающая среда и др. от стадии развития ребенка зависит и сила их воздействия. Известно, что с взрослением детей роль семьи в их воспитании уменьшается. При поступлении ребенка в детский сад большое влияние на него оказывают сверстники и педагоги, которые могут спровоцировать или предотвратить детскую агрессию. Её трудно контролировать со стороны взрослого, но это просто необходимо. Чтобы справиться с агрессивным состоянием ребенка, педагог должен понять причину возникновения агрессии.

Предупреждение агрессивности зависит от умения педагога создать подходящую среду в группе и положительно влиять на детей и их родителей. Психологический климат и обстановка в детском саду не должны провоцировать агрессию у детей. Взрослым необходимо воздержаться от покупок игрушек в виде оружия и книг с иллюстрациями агрессивных сцен. Развивающая среда должна располагать дидактическими и игровыми материалами, создающими благоприятные условия для совместной деятельности детей. Для редуцирования состояния тревоги у детей необходимо разнообразить их жизнь в детском учреждении.

В педагогический процесс следует включить больше игр, художественно-творческую деятельность, развлечения, которые создают положительные эмоции у детей. Тем самым усилить их желание общаться со сверстниками. В процессе совместных занятий дети учатся контролировать свое поведение. На интересных занятиях под руководством воспитателя редко возникают предпосылки агрессивных действий у детей.

Много усилий должен предпринять воспитатель, чтобы включить агрессивного ребенка в коллективную деятельность. Очень часто остальные дети не желают такого партнера, так как он требует исполнения своих желаний, не считается с остальными детьми и не хочет соблюдать правила поведения.

При понимании, что он отвергнут, у него усиливается злость и агрессивность. Воспитатель должен сформировать у детей умение считаться со сверстниками и управлять своими эмоциями и поступками. Важно показать ребенку, что занятия с другими детьми доставляют удовольствие и радость.

Основная задача при работе с агрессивными детьми – это формировать у них чувство общности с другими, желание видеться и понимать сверстников. Помочь ребенку увидеть в другом ребёнке не противника и конкурента, а интересного и ценного друга, партнера в общении и в совместной деятельности.

Для редуцирования и контроля агрессии воспитатель использует разнообразную стратегию. Требование адекватного поведения должно быть целенаправленным, постоянным и систематическим – это важное условие для преодоления агрессии. Детям необходимы не только ясные правила, которые регламентируют их совместную жизнь и поведение, но и постоянное их соблюдение. Полное доступное объяснение этих правил поможет детям поступать верно.

Обсуждение и оценка агрессивного поведения ребенка имеет значение в формировании нравственного поведения. В ходе обсуждения он понимает, как он поступает: правильно или нет. Хорошее поведение ребенка заслуживает положительной оценки через поощрительные слова «хорошо», «молодец». Если ребенок старается овладеть своими отрицательными эмоциями, то воспитатель должен выразить свое удовлетворение, при этом стремясь вызвать радостное чувство и постараться закрепить положительное поведение.

Плохое поведение у детей должно подвергаться критике. Ни в коем случае критика не должна быть острой, её следует направлять не на оценку самого ребенка, а на его конкретный поступок. Острая критика формирует у ребёнка чувство вины, тревоги, неполноценности. Неодобрение поступка поможет ребенку осознать свое поведение и проявить терпимость к окружающим.

Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, а просто «подвернулся под руку», или на самого себя.

Существует несколько видов детской агрессии:

  • ребенок проявляет физическую агрессию. Так он показывает, что это единственный способ добиться своего, чтобы самоутвердиться.
  • ребенок портит вещи – стремится что-то сломать, когда сердится или обижен. Он гневно бросает игрушку на пол в досаде, что не может научиться с ней обращаться. Или, устав от бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпичную куклу, срывая на ней свою злость на родителей. Еще одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать кроется в зависти и желании самоутвердиться.
  • ребенок ругается. Почему? Его привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнет употреблять запрещенные выражения. Видя, что такие слова шокируют взрослых, он использует их, чтобы позлить, поддразнить окружающих. Для него бранные слова становятся еще одним орудием мести.
  • ребенок причиняет себе боль. Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя. Создаётся впечатление, что ребенок хочет причинить себе боль или даже уничтожить себя. Такие дети могут биться головой о кроватку, более старшие способны в буквальном смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей могут быть суицидальные попытки.

Такое поведение может быть вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания.

Оценка поведения ребенка должна быть объективна. Необходимо проанализировать ситуацию, это позволит педагогу выбрать подходящий метод воспитания. Выяснение мотивов данного поступка будет содействовать беспристрастной оценке поведения, а также предостережёт педагога от несправедливости, которая может усилить агрессивное состояние ребенка.

Ряд исследований показывает, что самая эффективная стратегия для преодоления агрессии – демонстрация неагрессивной модели поведения и агрессивной модели, но с неприятными последствиями. Доказано, что когда ребёнок видит, что агрессивную модель поведения поощряют, а не осуждают, то в его поведении сохраняются агрессивные тенденции. Ребенка с деструктивным поведением нежелательно сравнивать с другими детьми. Это может усилить его агрессивность.

Педагог не должен злоупотреблять замечаниями, запретами, наказаниями. Их многократное использование ведёт к отрицательному результату. Но они необходимы в детском саду, чтобы защитить других детей, избежать конфликтных ситуаций и создать спокойную атмосферу в коллективе. В том случае, когда действия ребенка представляют опасность для других детей, педагог может применить другие методы.

Подходящая техника для редуцирования агрессивных импульсов у детей – игнорирование нежеланного поведения. Для привлечения внимания педагога или своих сверстников в детском саду ребёнок, родители которого беспрекословно выполняют все его желания, очень часто капризничает, кричит, даже использует нецензурные слова.

В случае, если никто не обратит внимание на него, он откажется от своих действий, так как поймет, что своим поведением не производит необходимого эффекта. Применяя другую тактику к таким детям, можно только усилить их агрессивное состояние.

Для установления адекватных отношений между детьми педагог использует метод «восстановительной гиперкоррекции». Его сущность состоит в том, что ребёнок с деструктивным поведением восстанавливает последствия своего поступка. Например, можно предложить ему вычистить одежду своего товарища, которую он испачкал преднамеренно.

Другая санкция, применяемая для коррекции поведения ребёнка – его игнорирование. Особенно, если была применена физическая агрессия, необходимо удалить ребёнка с места конфликта. Ему можно предложить посидеть на стульчике. Этот метод известен как «тайм-аут».

После того, как ребёнок успокоиться, педагог должен подсказать ему, что он обязан извиниться. Извинения помогают развить у ребенка умение регулировать своё поведение. Залог успеха в воспитательном процессе – формирование положительных личностных качеств: сочувствие, гуманизм, воля, эмоциональная устойчивость.

Часто встречающаяся воспитательная альтернатива для преодоления агрессии у маленьких детей, а иногда и у больших, – это перевод их внимания на другой объект или деятельность.

В случае, когда агрессия возникла в результате отобранной у ребёнка игрушки, можно заменить её другой, которая может вызвать у ребёнка больший интерес. В таких случаях ребенку необходимо помочь с построением модели реагирования, и тогда он сможет овладеть позитивными решениями в конфликтах. Например, как убедить ребёнка уступить другому желанную им вещь. Его стремление командовать важно и неприятно для вас, поэтому научите его мягкости в речи со всевозможными «пожалуйста», «спасибо», а в то же время обратите внимание на то, как вы сами разговариваете с ним.

Культура поведения педагога оказывает воспитательное воздействие на детей. Без неё невозможно сформировать культуру поведения ребёнка. Действия и поступки воспитателя, демонстрирующего уважительное отношение ко всем, являются примером для воспитанников и дают конкретные образцы для подражания.

Педагог должен внимательно следить за собственным поведением и не допускать авторитарного стиля в общении с детьми.

Важной техникой в формировании умения управлять своими эмоциями и поступками – демонстрация любви со стороны педагога. Свою любовь он может выразить невербальными сигналами: улыбкой, взглядом, прикосновением. Добрые чувства педагога мотивируют детей в стремлении сохранить хорошие взаимоотношения.

Превенция детской агрессии невозможна без помощи семьи, которая играет важную роль в формировании поведения ребёнка. От умения педагогов и родителей зависит, трансформируется ли агрессия в более приемлемые социальные формы.

Ежедневно в детских садах проявляются различные формы детской агрессии. Педагог должен использовать адекватные методы, чтобы ей противодействовать. Употребляя разнообразную технику, он не должен применять крайние меры. Ни чрезмерное снисходительное отношение, ни чрезмерная строгость не смогут предотвратить агрессию. От педагогического мастерства воспитателя зависит её редуцирование и контроль.

Текст статьи
  1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
  2. Долгова А. Г. Агрессия у детей дошкольного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
  3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 136 с.
  4. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
  5. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996. – 192 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая