Качество образования: проблема формирования и управления
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Качество образования: проблема формирования и управления

Актуальность данной статьи заключается в исследовании одной из важных педагогических проблем как управление качеством образования. Данная проблема касается в первую очередь учителей и руководителей школы. Качество – это комплекс свойств объекта, которые могут удовлетворять потребности, которые были установлены изначально. Качество образования предполагает в первую очередь, знания учеников, которые должны соответствовать федеральным образовательным стандартам (ФГОС), а также успешная деятельность школы и каждого сотрудника образовательной организации. Статья направлена на раскрытие основных проблем формирования качества образования, а также рассмотрены пути преодоления этих проблем. В основу методологии исследования данной проблемы были заложены такие методы как изучение литературы по теме исследования и анализ, позволившие выявить то, что многие образовательные организации не понимают, что предполагается под качеством образования. Ведь они считают, что это – лишь высокие результаты выпускников на итоговых экзаменах, но на самом деле большое значение имеет и сам образовательный процесс. Предложена теоретическая программа, в котором должны быть прописаны цели и задачи, пути реализации поставленных задач, способы повышения компетентности сотрудников образовательной организации. Особенность данной программы в том, что она будет полезна для руководителей образовательных организаций для повышения уровня качества образования.

Аннотация статьи
образовательные организации
управление качеством
качество образования
Ключевые слова

Одной из актуальных проблем многих образовательных организаций является управление качеством образования. Данная проблема касается в первую очередь учителей и руководителей школы. Изучая проблему управления качеством образования можно выделить следующие понятия: качество образования, управления качеством, проблемы формирования качества образования.

Качество – это комплекс свойств объекта, которые могут удовлетворять потребности, которые были установлены изначально. Качество образования предполагает в первую очередь, знания учеников, которые должны соответствовать федеральным образовательным стандартам (ФГОС), а также успешная деятельность школы и каждого сотрудника образовательной организации. Причем к успешной деятельности учителя относится не только успех его учеников, но и сам процесс преподавания и условия, в которых происходит образовательный процесс. Статья направлена на раскрытие основных проблем формирования качества образования, а также рассмотрены пути преодоления этих проблем. В основу методологии исследования данной проблемы были заложены такие методы как изучение литературы по теме исследования и анализ, позволившие выявить то, что многие образовательные организации не понимают, что предполагается под качеством образования. Ведь они считают, что это – лишь высокие результаты выпускников на итоговых экзаменах, но на самом деле большое значение имеет и сам образовательный процесс [1, c.49].

Начиная с 90-х годов ХХ века многие педагоги стали обращать внимание на проблему качества образования. Каждый из них дает свое определение этому определению. По мнению В.М. Полонского, качество образования – это конкретная точка знаний, которыми владеют ученики образовательной организации, а также их личностные качества [2, c.14]. М.М. Поташник пишет о том, что, если выпускник достиг той цели, которая была поставлена в начале его обучение, то его образование можно считать качественным [3, c.10].

В.П. Панасюк утверждает, что качество образования можно определить по тому, какими качествами обладают ученики, в первую очередь, он имеет ввиду воспитанность школьников. Именно таким должен быть выпускник образовательной организации, чтобы потом быть полезным для общества [4, c.8].

С.Б. Шилова считает, что качественное образование – это то образование, которое будет удовлетворять потребности общества. Здесь речь идет о том, что общество требует воспитание личности, которая обладает нравственными, профессиональными и гражданскими качествами [5, c.50].

С предыдущим педагогом мнение А.М. Моисеева не совсем совпадает, ведь он пишет, о том, что образовательные результаты в первую очередь должны совпадать с ожиданиями самих обучающихся, только потом учителей, руководство школы и, наконец, общества [6, c.13].

Исходя из этих определений, можно сделать вывод о том, что мнения педагогов достаточно разные, одни считают, что качественное образование должно удовлетворять потребности обучающихся, сотрудников образовательной организации и общества. По мнению других педагогов качество образования можно измерить определенным количеством компетенций, которые приобрели выпускники школы.

Формирование системы качественного образования является одной из ключевой образовательной проблемой. Ведь многим образовательным организациям кажется, что уровень качества образования – это высокие показатели выпускников школы на выпускных экзаменах, в то время, как показателем качества образования является сам процесс образования. Образовательный процесс включает в себя внешние и внутренние факторы. Под внутренними факторами понимается уровень профессионализма сотрудников образования и материально-информационная составляющая, а внешние факторы – это то, что касается не только образовательной организации, но и всей страны, т.е. разные обстоятельства, от которых зависит в том числе и качество образования, а также возможности страны, чтобы обеспечить качественное образование. Для того, чтобы управлять качеством образования прежде всего нужно создать программу, которая будет направлена, чтобы повысить качество образования [7, c.185].

Программа для повышения качества образования поможет руководителям образовательных организаций определить основную цель школы, задачи, пути достижения целей и реализации задач. Программа должна быть динамичной, т.е. меняться в соответствии с новыми появившимися образовательными тенденциями.

Первый раздел программы может включать в себя основные цели, задачи, ожидаемые результаты, требования к педагогам, материально-техническую и информационную базу, условия, в которых будет реализоваться образовательный процесс. Второй раздел должен содержать данные об учебной программе, которая прописывается в соответствии с ФГОС, однако, надо понимать, что это только минимум качества образования, и естественно, к этому минимуму должны прийти все образовательные учреждения. Именно поэтому школы, которые хотят повысить качество образования, ставят себе более высокую цель.

В третьем разделе могут быть описаны пути проверки результативности программы, а также каким образом применять новые образовательные тенденции, которые очень часто меняются и исходя из анализа вносить корректировки.

В заключительном разделе можно прописать пути повышения компетентности педагогов. Ведь в первую очередь они должны быть на шаг впереди для того, чтобы обеспечить высокое качество образовательного процесса [8, c.12].

Исходя из этого, можно понять, что управлять качеством – это значит, постоянно следить за новыми тенденциями образования, периодически анализировать уровень преподавания и не бояться перемен и смело вносить что-то новое в процесс образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качество образования – это сложное определение, что мнение педагогов достаточно отличаются друг от друга. Одни считают, что качественное образование должно удовлетворять потребности обучающихся, сотрудников образовательной организации и общества. По мнению других педагогов качество образования можно измерить определенным количеством компетенций, которые приобрели выпускники школы. Именно поэтому на сегодняшний день существует множество подходов повышения уровня качества образования. Об эффективности можно судить только исходя из конечного результата, который покажут обучающиеся образовательной организации. Тем не менее не только это показатель качества образования, также исходя из образовательного процесса можно говорить о качестве образования. Для повышения качества образования у руководителя должна быть определенная программа, в котором должны быть прописаны цели и задачи, пути реализации поставленных задач, способы повышения компетентности сотрудников образовательной организации.

Текст статьи
  1. Адлер Ю.Е. Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ// Стандарты и качество. 2000. № 6. С. 48-55.
  2. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии / По ред. В.М. Полонского. – М.: ИТИП, 2006. – 252 с.
  3. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 448 с.
  4. Панасюк В.П. Школа и качество. Выбор будущего. Серия: Модернизация общего образования. – Из-во: КАРО, 2003 – 384 с.
  5. Шилова С.Б. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Стандарты и качество. 2002. № 1. С. 50-53.
  6. Моисеев А.М. Основы стратегического управления школой: учебное пособие / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 256 с.
  7. Качалов В.А. «Изюминки» систем качества предприятий России и ближнего зарубежья по ИСО 9001:1994// Стандарты и качество. 2001. №5. С. 180-186.
  8. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11-16.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 08 мая по 14 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
18 мая
Загрузка в eLibrary
18 мая
Рассылка печатных экземпляров
26 мая