Главная
АИ #23 (26)
Статьи журнала АИ #23 (26)
Особенности развития темперамента в подростковом возрасте

Особенности развития темперамента в подростковом возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

темперамент
особенности
социальная среда
подростковый возраст

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности развития темперамента в подростковом возрасте, на который влияет социальная среда и генетика. Проведенные автором исследования показали, что учет темперамента является залогом успешной реализации воспитательной и обучающей работы.

Текст статьи

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде [1, с.68].

Темперамент в переводе с латинского языка обозначает смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырёх жидкостей организма преобладает. Вследствие этого он выделил четыре основные типа темперамента: преобладание крови («sangvis») –сангвинический тип, а значит энергичный, жизнерадостный, легко переносящий трудности. Если преобладает желчь («xole»), то тип темперамента определяется как холерический, а значит человек желчный, раздражительный и несдержанный, у которого быстро меняется настроение. Если преобладает слизь («flegma»), то тип темперамента флегматичный – спокойный, медлительный и плохо приспосабливающийся к новым условиям. А если в организме преобладает чёрная желчь («elmana-xole»), то тип темперамента звучит как меланхолик – болезненно застенчивый и впечатлительный человек.

Академик И.П. Павлов изучал физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение– отражают деятельность головного мозга. В связи с этим учёный выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  1. «Безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту холерика).
  2. «Живой» (Сильный, подвижный, уравновешенный – тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника)
  3. «Спокойный» (сильный уравновешенный инертный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика).
  4. «Слабый» (слабый неуравновешенный малоподвижный тип нервной системы обуславливает темперамент меланхолика) [1, с.69].

И.Кант ввел четыре простых типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический [1, с.149]. В настоящее время психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными свойствами темперамента. К ним относятся:

  • Сензитивнoсть (повышенная чувствительность). О ней можно судить по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать какую-то психическую реакцию.
  • Реактивность, эмоциональность. Функция этого свойства определяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренние раздражители.
  • Резистентность – это сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность. Наиболее ярко такое свойство темперамента проявляется в сопротивлении стрессу, в отсутствии снижения функционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении.
  • Пластичность – ригидность. Первое свойство характеризуется негибкостью приспособления к внешним условиям, второе свойство – ему противоположное, то есть человек с пластичным темпераментом легко и гибко приспосабливается к смене обстановки.
  • Впечатлительность – степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.
  • Эмоциональность – скорость, содержание, качество, глубина, динамика эмоциональных процессов и состояний.
  • Импульсивность – склонность человека действовать по первому зову, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.
  • Тревожность – повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни. Это понятие близко к понятию нейротизма [2, с. 244].
  • Экстравертированность–интравертированнoсть. О них можно судить по тому, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений в данный момент (экстравeртированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертирoванность).
  • Возбудимость внимания. Чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека [1, c.70].

Таким образом, темперамент определяется не каждым отдельным свойством, а их закономерным соотношением. У любого человека в той или иной мере проявляется каждое свойство характера и лишь определенное их соотношение выражается в данном темпераменте.

Приведенные выше свойства по-разному проявляются и в указанных выше типах темперамента [1, c. 71-72]. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление типов темпераментов условно. Достоверно лишь то, что темперамент определяет течение психической жизни человека, и, как следствие, динамику психической деятельности.

Доминирующий тип темперамента можно увидеть уже в детском возрасте. Судить о типе темперамента ребенка нужно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения и реакций на различные воздействия. Причем чем старше ребенок, тем труднее будет эта классификация [3, c. 563].

Врожденные типологические свойства не определяют этическую направленность человека, т.е. тип нервной деятельности не определяет ни отдельных черт характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей (динамических стереотипов), влияет на характер, благоприятствуя формированию его определенных черт [3, c.564].

Воспитание предполагает опору на врождённые свойства ребёнка. Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как характер развития темперамента обусловлен общим типом высшей нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В. С. Мeрлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Первые признаки темперамента у здорового ребенка проявляются в количестве криков за последние сутки. По интенсивности и быстроте сосательных движений можно определить степень координированности первых спонтанных движений [2, с. 248].

Постепенное развертывание темперамента заключается в том, что различные свойства его возникают и проявляются в различном возрасте. Так, например, тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивности реакции страха проявляется уже в первые месяцы жизни, импульсивность как индивидуальная особенность – в начале второго года жизни, агрессивность – в 2,5 года.

Следует также отметить, что далеко не все психические свойства определенного типа темперамента и обусловленные им индивидуальные психологические особенности, присущие взрослому человеку, наблюдаются в детском возрасте. Тип темперамента развивается в определенной последовательности. Эта последовательность обусловлена общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и психики ребенка в целом. Но также оказывает влияние и специфические закономерности созревания определённого типа нервной системы. К специфическим возрастным особенностям нервной системы на протяжении подросткового и старшего школьного возраста относятся: слабость как возбудительного, так и тормозного процессов, их неуравновешенность, а также высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от слабости и неуравновешенности нервных процессов, не выделяются из общего возрастного фона и вообще редко проявляются в этом возрасте. Сходство нервной системы ребенка со слабым типом является возрастной особенностью и ярче выражено у младших детей, чем у старших[3, c.565].

Многие исследователи указывают на то, что с возрастом изменяется характер подвижности нервных процессов. Подвижность основных нервных процессов у ребенка зависит от возрастной слабости и неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношения сильной и быстрой иррадиации с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов [2, c.249].

В.Э. Чудновский подчеркивает, что на протяжении дошкольного детства изменяется баланс, соотношение основных нервных процессов, а вместе с ним меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит усиление уравновешенности, то подросток с уравновешенным типом нервной системы более уравновешен, чем младший школьник, отличающийся типологической уравновешенностью [3, c.568].

В подростковом возрасте тип темперамента подвергается изменениям. Подросток начинает приспосабливаться с социумом, попадает в новую компанию и заводит друзей. Этот период переходного возраста приходит на 5-7 класс. Следовательно, в зависимости от возраста, темперамент ребенка меняется. Занимаясь исследованиями внутренней структуры темперамента, которая проявляется в переходном возрасте, Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, пришли к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [5, с.143]:

  1. Общая психическая активность– интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом» [там же, с.168].
  2. Особенности моторной сферы– состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи ребенка, его внешней подвижности (или, сдержанности), говорливости (или молчаливости). По мнению В.Д. Небылицына, особенности моторной сферы могут быть как рассмотрены отдельно, так и включены в состав общей психической активности.
  3. Эмоциональность – комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстроты смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения) [5, с.144].

Таким образом, в переходный возраст у ребенка проявляются следующие черты: характер взаимодействия с социумом, ведь подросток стремиться к самостоятельности, активный или пассивный; активность речедвигательного аппарата (быстрая речь или реакция, или наоборот медленная) и эмоциональная впечатлительность от происходящего (подросток чуток к эмоциональным воздействиям или наоборот, спокоен и отстранен). Можно сделать вывод о том, что если в детском возрасте темперамент ребенка имеет внешнее проявление (речь, внешние черты лица и т.д.), то в подростком возрасте начинают проявляться внутренние особенности темперамента: речь подростка не похожа на детскую, она более взрослее и интереснее; свои чувства подросток может скрывать, или показывать их очень редко, эмоции начинают проявляться по-другому, потому, что происходит кризис подросткового возраста, который характеризуется эмоциональной неустойчивостью, стремлением казаться взрослым и поднимается интерес к противоположному полу.

Следует обратить внимание на то, что И.П. Павлов в классификации типов высшей нервной деятельности различал уравновешенные и неуравновешенные подтипы в сильном типе нервной системы. А для подросткового возраста характерно сочетание неуравновешенности со слабостью обоих нервных процессов [3, с 568].

Таким образом, выделенные возрастные закономерности созревания свойств общего типа, который в детском возрасте характеризуется относительной слабостью, недостаточной инертностью, а в подростковом возрасте – неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, дают основания считать, что существует специфический возрастной тип нервной системы.

Весьма важным является вопрос о соотношении наследственного и приобретенного в процессе взросления темперамента. В ряде исследований, направленных на изучение роли наследственности в формировании высшей нервной деятельности животных, получены многочисленные факты, прямо или косвенно указывающие на участие наследственного фактора в происхождении силы и инертности нервных процессов, а также их подвижности [5, с. 87].

Для изучения роли наследственности в происхождении темперамента обычно используют близнецовый метод. Данные, полученные при изучении свойств темперамента у однояйцевых и разнояйцовых близнецов, воспитывающихся в различных и одинаковых условиях, подтверждают участие наследственности в происхождении некоторых свойств темперамента (интроверсии–экстраверсии, нейротизма, эффективности). Имеются также факты, показывающие своеобразие генетического механизма свойств темперамента. Установлено, что основу наследственности темперамента составляет полигенный механизм. Носителем наследственности, комплекса свойств темперамента является сцепление взаимодействующих генов. Наследственный фактор существует, таким образом, не для каждого отдельного свойства, а для комплекса свойств [3, c.559].

Между тем ученые не отрицают факта изменчивости свойств типа нервной системы. Психологическая школа И.П. Павлова всегда уделяла внимание роли различных внешних условий в формировании и изменении свойств нервной системы.

И.П. Павлов подчеркивал, что поведение человека обусловливается «не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с названными выше свойствами (силой, уравновешенностью, подвижностью) нервной системы выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность» [3, с.572].

Известно также, что большое значение в плане изменения природных свойств нервной системы И.П. Павлов придавал целенаправленной систематической тренировке нервных процессов. Учитывая это, воспитатель может направлять деятельность детей, способствовать тренировке у каждого подростка тех свойств нервной системы, которые в этой тренировке особенно нуждаются. Так, даже возбудимый тип, отличающийся сильными возбудительными процессами, при тренировке может развить способность к сильному торможению. В некоторых исследованиях обнаружены факты изменения свойств темперамента при резком ухудшении бытовых и материальных условий, после перенесенных тяжелых заболеваний, под влиянием трагических событий в семье, а также в результате воспитательной работы. Однако прижизненные изменения под влиянием внешних условий касаются лишь отдельных свойств, а не самого типа в целом [4, с. 263].

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у подростков является высокая пластичность нервной системы. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться. Нервные процессы еще не укрепились, так как недостаточно выражена сила нервных процессов и в особенности активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различным влияниям.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность подростков, их слабую опосредованность темперамента со сложившимися чертами личности, сформировавшимися в процессе их становления [там же, c.265].

Нами был проведено исследование взаимосвязи типа темперамента и уровня успеваемости среди учащихся 8 «В» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3» г. Белгорода. Исследование было проведено с помощью личностного опросника Г. Айзeнка «Тест на темперамент EPI». По окончании исследования было выявлено, что наибольшую успеваемость демонстрируют подростки с флегматическим типом темперамента, далее успеваемость постепенно снижается в следующем порядке: холерики-сангвиники-меланхолики. Такого рода результаты можно объяснить тем, что подростки-флегматики эмоционально более стабильны, усидчивы, способны длительное время концентрировать свое внимание на выбранном предмете, они менее отвлекаемы, трудоспособны. Подростки-меланхолики, напротив, обладают слабой нервной системой, их нервно-психическая деятельность быстро истощается, что приводит к утомлению, отвлекаемости и в целом снижению мотивации к обучению. Это, в свою очередь, напрямую отражается на их школьной успеваемости. Подростки холерического и сaнгвинистического типов темперамента показали наиболее близкие результаты. Они более успешны, чем меланхолики, из-за того, что способны выдерживать большие нагрузки, но менее успешны, чем флегматики, так как их нервно-психические процессы более подвижны, а эмоционально они менее стабильны. Для большего удобства рассмотрения результатов представим их в виде диаграммы (рисунок).

Рис. Представленность результатов исследования типа темперамента у подростков

Таким образом, можно сделать вывод о том, что темперамент подростка имеет известные отличия от темперамента взрослого, даже если они относятся к одному типу. Особенности развертывания темперамента в подростковом возрасте дают ряд возможностей для успешной реализации воспитательной и обучающей работы. Данная работа должна строиться на основе учета выявленных особенностей темперамента, опоре на них как на врожденные (биологические) детерминанты поведения подростков, а не на основе борьбы как с «вредными» или «мешающими» возрастными проявлениями поведения.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 570с.
  2. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. – Спб.: Питер, Серия «Учебник нового века», 2006. – 368с.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.
  4. Гребнева В.В., Виниченко М.А. Психология человека:(Практико-ориентированный подход): Учебное пособие / В.В. Гребнева, М.А. Виниченко. – Белгород, изд-во «Белгородский государственный университет», 2007. – 214с.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 283с.

Поделиться

11703

Русинова О. И., Москаленко С. В., Русинова Е. А. Особенности развития темперамента в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.II.С. 118-123. URL: https://apni.ru/article/1597-osobennosti-razvitiya-temperamenta-v-podrostk

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января