Эффективность воспитательного процесса формирования и развития гражданской компетентности школьников определяется совокупностью психолого-педагогических условий, значимое место в этом ряду – теоретическая и методическая готовность педагога, показателями которой, с нашей точки зрения, может выступать совокупность трех взаимообусловленных компонентов:
– осознание значимости и необходимости использования национальных традиций в воспитательном процессе (мотивационный компонент готовности);
– владение основными педагогическими понятиями, терминами и определениями в данном направлении, достаточная информированность о существующих практиках, моделях и подходах (информационный компонент);
– владение механизмами и методами построения процесса воспитания гражданственности с использованием национальных культурных традиций, умение адаптировать существующие практики и инновационный опыт к реальной педагогической ситуации, умение выстроить систему мониторинга результатов и на этой основе скорректировать процесс (практический компонент).
В ходе реализации проекта по разработке модели процесса формирования гражданской компетентности учащихся был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня готовности учителей к организации воспитательного процесса, ориентированного на формирование личности гражданина. В исследовании приняли участие 197 (сто девяносто семь) педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации в ВИРО:
– учителя, преподающие предметы гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранный язык, история) – 119 чел.,
– естественно-математического – 78 чел.;
– все опрошенные педагоги являются классными руководителями 7-11 классов; 27,5% педагогов работают в образовательных организациях, расположенных в сельских территориях; 72,5% педагогов, участвующих в опросе, в городских школах.
Основной метод исследования – анкетирование. Вопросы анкеты распределились по следующим основным направлениям:
– уровень осознания педагогом значимости данной проблемы определялся с помощью вопросов и заданий на выявление профессиональной заинтересованности в проблеме, на ранжирование предложенных целей воспитания;
– другая группа вопросов позволяла оценить уровень владения учителями основными понятиями (гражданская компетентность, ее составляющие, принципы формирования, системный подход, личностно ориентированная направленность и т.д.);
– практический компонент готовности исследовался с помощью вопросов и заданий, выявляющих умение формулировать цели задачи гражданского воспитания, владение педагогическими технологиями, механизмами использования национальных культурных традиций, инновационными практиками, компетентностным подходом к построению воспитательного процесса умением выстроить систему мониторинга результативности процесса и скорректировать его на основании полученных результатов;
– отдельная группа вопросов позволяла охарактеризовать сформированность собственной системы работы, педагогического опыта или системы работы конкретной школы в данном направлении.
Анализ ответов педагогов позволил сделать вывод о том, практически 100% опрошенных понимают значимость и актуальность рассматриваемой проблемы. Большинство педагогов не разводит понятий гражданственность, гражданская позиция, гражданская активность, гражданская культура, гражданская компетентность: 87,4% считают их абсолютно идентичными; 6% опрошенных затруднились в ответе; только около 7% подчеркнули, что гражданская компетентность более широкое понятие, интегративная характеристика личности, включающая и гражданские качества личности, и гражданскую позицию, и соответствующий возрасту опыт гражданского поведения.
Характеризуя принципы, на которых базируется воспитательный процесс, только 27% опрошенных в качестве ведущего назвали принцип системности, системный подход, принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности и практически ни один из педагогов не отводит значимой роли культурно-историческим традициям в формировании гражданской компетентности школьников.
Уровень практической и методической готовности учителей к реализации задач гражданского воспитания подтверждается следующими результатами исследования:
98% опрошенных в достаточной степени информированы о современных педагогических технологиях формирования гражданской компетентности, около 30% знакомы с практическим опытом, умеют формулировать цели, владеют методами организации воспитательного процесса в логике компетентностного подхода. В качестве ведущих механизмов формирования и развития данного интегративного качества личности воспитанника видят урок, проектную деятельность, участие в поисково-исследовательской работе.
Определяя знания гражданско-правового и социально-политического характера (ориентация в правах и обязанностях, в правовых нормах, законах и т. д.) как основу гражданской компетентности наиболее значимую роль педагоги отводят учебным дисциплинам (обществознанию, истории), а также отдельным конкретным видам познавательной деятельности ( дискуссионным клубам, проектам социальной направленности и т. д.). Наибольшие затруднения связаны с поиском и реализацией в практической деятельности механизмов интеграции учебной и внеурочной деятельности в процессе формирования гражданской компетентности школьников (около 56% педагогов обозначили данную проблему).
В результате проведенного опроса обозначились и проблемы, связанные с разработкой и проведением мониторинга сформированности гражданской компетентности на различных этапах воспитательного процесса: выбор критериальной базы и системы показателей, подбор адекватных диагностических методик.
В плане ответа на предложенное задание по представлению собственного опыта или опыта школы по формированию и развитию гражданской компетентности учащихся педагогами в большинстве случаев были презентованы отдельные формы организации деятельности с учащимися (конкретные мероприятия гражданско-правовой и патриотической направленности, опыт включения школьников в социальные проекты, в волонтерское и добровольческое движение). Нашел отражение и опыт ряда школьных воспитательных систем гражданско-патриотической направленности: большинство педагогов считают, что в их школе реализуется эффективная модель гражданского воспитания.
Результаты исследования в целом показали, что все участники опроса понимают необходимость и значимость развития у школьников гражданской компетентности, объективно оценивают недостаточность сформированности гражданских качеств, опыта гражданского поведения у выпускников школ. Все педагоги подчеркивают необходимость специальной теоретической и методической подготовки к решению задач формирования и развития гражданской компетентности учащихся, поиска и разработки инновационных технологий организации данного процесса, механизмов использования национальных культурных традиций, прежде всего, мировоззренческих, влияющих на характер ценностных ориентиров и установок; позиционно-ролевых, способствующих самоопределению и усвоению социальных ролей; регламентирующих, определяющих нравственные нормы и нормы гражданского поведения.
Полученные выводы были положены в основу разработки образовательной программы для системы повышения квалификации педагогов «Теория и методика формирования гражданской компетентности школьников на основе национальных культурно-исторических традиций».
Программа семинара рассчитана на 36 часов и включает три раздела. Цель первого – теоретического раздела – сформировать и уточнить ключевые понятия (компетентностный подход в образовании, гражданская компетентность как интегративная личностная характеристика, ее составляющие (гносеологический, аксиологический и праксиологический компоненты), обзор представленных в педагогической литературе моделей гражданской компетентности; традиции как педагогическая категория, мировоззренческие, позиционно-ролевые и регламентирующие традиции, воспитывающий потенциал национальных культурных традиций).
Второй раздел программы носит практический характер и направлен на освоение педагогами различных методик, инновационных практик и моделей формирования гражданской компетентности учащихся. Отдельным аспектом рассматриваются варианты механизмов интеграции урока и внеклассной работы, где в основе – познавательный характер деятельности, гражданско-правовая направленность содержания, общая организационная форма (например, проект или поисково-исследовательские задания).
На основе трехмерной модели гражданской компетентности (познавательный, ценностно-ориентационный и практически-деятельностный компоненты) в ходе практического занятия педагоги разрабатывают подходы к мониторингу процесса развития гражданской компетентности и формируют пакет диагностических методик для оценки уровня ее сформированности.
Третий раздел – «Национальные культурно-исторические традиции как механизм развития гражданской компетентности учащихся» – знакомит участников образовательной программы с историческим и современным опытом гражданского воспитания, где в основу положены национальные культурные традиции. В качестве примера подобного опыта слушателям может быть предложено описание воспитательной системы Царскосельского лицея, армянского московского училища господ Лазоревых (1815 год), где система гражданских ценностей будущих государственных чиновников и дипломатов определялась убеждением жить и трудиться на пользу Отечества.
В качестве инновационных механизмов формирования и развития гражданской компетентности школьников может быть рассмотрен опыт социально-образовательного проектирования, позволяющий вовлечь учащихся в общественно-полезную деятельность, основанную на принципах и ценностях гражданского общества. В задачи данного раздела входит не только знакомство педагогов с тем или иным опытом, но и выявление и оценка возможностей его использования в конкретной педагогической ситуации.
В процессе образовательной сессии участники семинара включались в различные виды деятельности: экспертиза практиков, мастерские инновационного опыта, моделирование, подготовка презентаций, включенное наблюдение. Освоение программы завершается разработкой (группового или индивидуального) проекта использования национальных культурных традиций в качестве одного из механизмов развития гражданской компетентности школьников на основе предложенного алгоритма: формулировка темы, постановка диагностируемой цели, задач, описание основных механизмов (или выбор методов), предполагаемые результаты и способы их отслеживания.
Разработанная программа «Теория и методика формирования гражданской компетентности школьников на основе национальных культурных традиций» апробировалась в процессе повышения квалификации учителей гуманитарного цикла как факультативный курс (по выбору обучающихся). Результаты апробации показали, что тема семинара является достаточно актуальной и востребованной (из 12 предложенных на выбор семинаров – третья по количеству участников).
По итогам семинара все обучающиеся по данной образовательной программе отметили, что углубили и уточнили основные термины и понятия; расширили представление об инновационных практиках формирования и развития гражданской компетентности школьников; освоили основные подходы к обоснованному выбору механизмов и методик воспитания гражданственности, в том числе – способов включения национальных культурных традиций в воспитательный процесс. Особое место в ходе освоения программы педагоги отвели таким темам как способы интеграции урока и внеурочной деятельности по различным основаниям (содержание, организационные формы, проектная деятельность и т.д.), подходы к разработке комплексной программы воспитания гражданственности и гражданской культуры.