Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка. Основой благополучного пребывания в детском саду является первый этап – этап адаптации.
Введение инновационной политики в области адаптации детей в ДОУ предполагает решение следующих актуальных проблем:
- Решение проблем стрессоустойчивости;
- Повышение квалификации воспитателей в групповых занятиях;
- Выработка адекватной позиции родителей по процессу адаптации.
Так, учет всех нюансов при внедрении инноваций, образует фактор эффективной диагностики, профилактики рисков в детском возрасте.
Процессом адаптации человека в социуме принято считать вхождение в новую среду деятельности и жизни, с определенными условиями в ней, с позитивной или негативной результативностью. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: строгое соблюдение режима дня; отсутствие близких, родных людей; постоянный контакт со сверстниками и т.д. [1, с. 10].
Для эффективности адаптационного периода принято разделять два основных направления инновационного метода:
- Внутренняя (эмоциональная) комфортабельность;
- Внешнее адекватное поведение.
Главным качеством педагога-воспитателя в ДОУ должна быть четко выработанная психолого-педагогическая компетенция.
Психолого-педагогическое сопровождение реализует комплексную технологическую программу помощи в социализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день в соответствии с федеральными постановлениями организационных формах образовательных программ должно содержаться описание системы психолога педагогического сопровождение детей. В рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется обеспечение психологической готовности ребёнка к школьному обучению, формируют естественное развитие реакций и процессов становления личности индивида и личности [2, с.56].
Важной чертой инновационных методов является то, что воспитатели воспринимают ребенка как личность, и помимо этого ДОУ работает с родителями.
Главной характерной чертой инновационного подхода к процессу адаптации является вовлечение родителей в образовательный процесс и мероприятия детского сада [3, с.38].
Также инновационные методы предполагают повышение профессиональной компетенции педагогов посредством посещения семинаров и вебинаров.
ДОУ инновационного типа составляют гибкий график приема детей в учреждение, медико-оздоровительной работой и индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Метод дидактических игр в жанре фольклора оказывает позитивное влияние на эмоционально образное представление мира детей. Также предполагается внедрение музыкотерапии, и предполагается самореализация ребёнка.
Предусматривается введение вариативных форм и подходов для индивидуальной работы с каждым ребёнком
Воспитатели должны в своей работе учитывать возрастные психологические психофизиологические и психогенетические особенности ребёнка.
Таким образом, благодаря введению инновационного подхода психолого-воспитательного сопровождения ожидается благоприятной адаптации детей в период их нахождения на территории детского сада, формирование партнёрских доверительных отношений между работниками и семьями воспитанников.
Для реализации инновационных методов используются следующие формы работы с детьми: наблюдение, анкетирование родителей, консультации и родительские собрания.
При организационном этапе инновационных проектов необходим подбор методической литературы, разработка заданий и занятий с родителями внедрение информационных технологий составление перспективного плана.
К основному этапу инновационного проекта относится его реализация в соответствии с подтверждённом планом.
На завершающем этапе проводится анализ проведённых мероприятий, диагностика процесса адаптации детей и отчётность виде презентации для педагогов и самих родителей.
Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение и при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей. Таким образом, анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации. При правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне [4, с.23].