научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к ДОУ. Инновационный подход

В статье рассматриваются теоретико-организационные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ, с применением инновационного метода, а также изучена необходимость методического сопровождения в ФГОС воспитателя с целью повышения его компетентности. Проанализированы концептуальные основы дошкольного образования, феномен психолого-педагогического сопровождения, определено понятие термина «сопровождение».

Аннотация статьи
инновационный подход
психолого-педагогическое сопровождение
адаптация
Ключевые слова

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка. Основой благополучного пребывания в детском саду является первый этап – этап адаптации.

Введение инновационной политики в области адаптации детей в ДОУ предполагает решение следующих актуальных проблем:

  1. Решение проблем стрессоустойчивости;
  2. Повышение квалификации воспитателей в групповых занятиях;
  3. Выработка адекватной позиции родителей по процессу адаптации.

Так, учет всех нюансов при внедрении инноваций, образует фактор эффективной диагностики, профилактики рисков в детском возрасте.

Процессом адаптации человека в социуме принято считать вхождение в новую среду деятельности и жизни, с определенными условиями в ней, с позитивной или негативной результативностью. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: строгое соблюдение режима дня; отсутствие близких, родных людей; постоянный контакт со сверстниками и т.д. [1, с. 10].

Для эффективности адаптационного периода принято разделять два основных направления инновационного метода:

  1. Внутренняя (эмоциональная) комфортабельность;
  2. Внешнее адекватное поведение.

Главным качеством педагога-воспитателя в ДОУ должна быть четко выработанная психолого-педагогическая компетенция.

Психолого-педагогическое сопровождение реализует комплексную технологическую программу помощи в социализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день в соответствии с федеральными постановлениями организационных формах образовательных программ должно содержаться описание системы психолога педагогического сопровождение детей. В рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется обеспечение психологической готовности ребёнка к школьному обучению, формируют естественное развитие реакций и процессов становления личности индивида и личности [2, с.56].

Важной чертой инновационных методов является то, что воспитатели воспринимают ребенка как личность, и помимо этого ДОУ работает с родителями.

Главной характерной чертой инновационного подхода к процессу адаптации является вовлечение родителей в образовательный процесс и мероприятия детского сада [3, с.38].

Также инновационные методы предполагают повышение профессиональной компетенции педагогов посредством посещения семинаров и вебинаров.

ДОУ инновационного типа составляют гибкий график приема детей в учреждение, медико-оздоровительной работой и индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Метод дидактических игр в жанре фольклора оказывает позитивное влияние на эмоционально образное представление мира детей. Также предполагается внедрение музыкотерапии, и предполагается самореализация ребёнка.

Предусматривается введение вариативных форм и подходов для индивидуальной работы с каждым ребёнком

Воспитатели должны в своей работе учитывать возрастные психологические психофизиологические и психогенетические особенности ребёнка.

Таким образом, благодаря введению инновационного подхода психолого-воспитательного сопровождения ожидается благоприятной адаптации детей в период их нахождения на территории детского сада, формирование партнёрских доверительных отношений между работниками и семьями воспитанников.

Для реализации инновационных методов используются следующие формы работы с детьми: наблюдение, анкетирование родителей, консультации и родительские собрания.

При организационном этапе инновационных проектов необходим подбор методической литературы, разработка заданий и занятий с родителями внедрение информационных технологий составление перспективного плана.

К основному этапу инновационного проекта относится его реализация в соответствии с подтверждённом планом.

На завершающем этапе проводится анализ проведённых мероприятий, диагностика процесса адаптации детей и отчётность виде презентации для педагогов и самих родителей.

Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение и при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей. Таким образом, анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации. При правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне [4, с.23].

Текст статьи
  1. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: Методическое пособие. / М: АРКТИ, 2016- 80 с.
  2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования // Учитель Кузбасса. – 2014. – №1. – С. 8-12.
  3. Голубева И.Н. Инновационная деятельность воспитателей в дошкольном образовательном учреждении // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2017.
  4. Пистун, Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю.В. Пистун, К.И. Григорян, Г.П. Ковачева.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря