Труд спортивных работников и тренеров является травмоопасным и требующим особого подхода в регулировании вопросов охраны труда [6, с. 205]. Обучение охране труда – одно из важнейших направлений профилактики производственного травматизма. Однако, учить по старинке, сидя за партами в кабинетах и аудиториях, становится неэффективно и нерезультативно, а иногда и невозможно в случае, если место обучения находится в отдаленной местности от обучающегося. Мы являемся свидетелями так называемой цифровой трансформации всех процессов, происходящих в обществе, в том числе в сфере образования. Цифровая трансформация системы образования характеризуется комплексным внедрением в сферу образования цифровых технологий, выступающих в качестве новых источников и новых способов получения информации [2]. Специалисты Института информатизации образования ЮНЕСКО уже отмечали в качестве направления формирования перспективной системы образования внедрение в обучение новых информационных технологий, применение дистанционного обучения и самообучения с использованием информационных технологий [1, с. 6].
На законодательном уровне реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий уже разрешена и регулируется статьей 16 Федерального закона «Об образовании» [5]. Все это требует внедрения новых форм обучения и ведет к необходимости модернизации системы обучения по охране труда. Стоит отметить, что обучающие организации в настоящее время достаточно широко применяют технологии электронного дистанционного обучения. Однако, в своем обучении отдельного направления для работников спортивных организаций, спортивных школ и тем более тренеров они не предусматривают, поэтому данной категории работников приходится обучаться в так называемых «смешанных группах». Мы сталкиваемся с проблемой качества обучения. Кроме того, обучение по охране труда в обучающих организациях – это платная услуга, а значит финансово-затратная для и без того испытывающих недостаток финансирования бюджетных организаций, к которым относятся спортивные школы.
Законодательство РФ разрешает организациям, имеющим комиссию по проверке знаний требований охраны труда самим проводить обучение, не прибегая к помощи обучающих организациях, по программам обучения, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда [4], достаточно лишь выполнить ряд стандартных процедур. Таким образом, организация сможет сэкономить значительные денежные средства, если учитывать, что обучение по по охране труда проводится каждые три года. Далеко не все спортивные школы организуют обучение по охране труда внутри школы, возможно по незнанию трудового законодательства, возможно ввиду нехватки соответствующих кадров.
Таким образом, организация обучения по охране труда внутри спортивных школ при помощи компьютерных информационно-обучающих технологий, поможет решить проблему качества обучения, поскольку оно будет выстроено с учетом всей специфики и особенностей работы спортивной организации, и тренерской деятельности в частности. Также данный подход будет способствовать экономии бюджетных средств.
Таким образом, цель исследования – разработать электронный учебный курс по охране труда для самостоятельного обучения тренеров спортивных школ. При проведении работы использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, методы компьютерной обработки информации, тестирование знаний норм и правил по охране труда тренеров с использованием мультимедиа технологий, математико-статистические методы обработки данных.
При разработке данного электронного учебного курса подготовка информационных и тестовых материалов осуществлялась в информационно-контролирующей программе, созданной П.К. Петровым, О.Б. Дмитриевым и Э.Р. Ахмедзяновым [3, с.57]. Информационное наполнение курса составляет база материалов по тематике «Охрана труда» в виде текстовых документов, графических файлов форматов BMP, JPEG или PNG. Контролирующее наполнение курса представляет собой банк тестовых заданий, состоящий из 100 вопросов.
Структура курса (рис. 1) включает следующие блоки:
- Блок «Охрана труда».
- Блок «Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве».
- Блок «Терминологический словарь».
- Блок «Контроль знаний».
Рис. 1. Главная страница учебного курса
Блок «Охрана труда» – это набор текстов нормативных документов, правовых актов, Трудового кодекса, правил и норм пожарной безопасности с комментариями к ним в текстовом и графическом вариантах. Данный раздел имеет иерархический вид: блок разделен на параграфы, а параграфы на темы (рис. 2).
Рис. 2. Темы параграфа охраны труда
Блок «Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве». Основное назначение данного блока – показать, как оказывается первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, ожогах, поражениях электротоком, отравлениях химическими веществами и при других несчастных случаях на производстве. Особое внимание в блоке уделяется графическому сопровождению. К каждому текстовому описанию параграфа приводится иллюстрация с демонстрацией приема (рис. 3).
Рис. 3. Окно параграфа «Ранения живота»
Блок «Терминологический словарь». Данный блок носит вспомогательный характер. К нему следует обращаться по мере необходимости в процессе работы с электронным учебным куром. Блок состоит из текстового описания основных понятий, терминов и определений, принятых в нормативно- правовых актах об охране труда и выстроенных в алфавитном порядке.
Блок «Контроль знаний». Контроль – обязательная часть процесса обучения, позволяющая оценить результаты проделанной работы. Контроль позволяет получить обратную связь, является средством корректировки.
Банк вопросов включает в себя всего 100 заданий закрытой формы с выбором одного или нескольких правильных ответов. Количество вариантов ответов варьируется от 3 до 5. При проверке знаний испытуемому предлагается пройти тест «Проверка теоретических знаний по охране труда», состоящий из 20 вопросов из банка, которые выбираются системой в произвольном порядке. Ответить на них необходимо за 30 минут. Задания, на которые испытуемый не успел ответить, засчитываются как нерешенные. По окончанию тестирования на экране появится окно с итоговым результатом, в котором будет представлена информация о количестве правильных ответов и сделанных ошибках с возможностью их просмотра.
Апробация электронного учебного курса по охране труда проводилась в спортивной школе МБУ СШОР «Юный Динамовец» г.Ижевска. В эксперименте принимали участие 10 человек, занимающихся тренерской деятельностью. Для изучения компетентности использовался описанный выше тест из блока «Контроль знаний». Эксперимент проводился в 3 этапа. На первом этапе проводилось тестирование с целью определения начального уровня знаний норм охраны труда. Полученные результаты дали представление об уровне предварительной подготовки испытуемых. Второй этап был направлен непосредственно на реализацию работы с электронным учебным курсом по охране труда для самостоятельного обучения тренеров спортивных школ. Обучающиеся самостоятельно в течение одной недели работали с электронным учебным курсом. На третьем этапе тренеры прошли повторное тестирование, направленное на проверку эффективности процесса обучения. Результаты предварительного и итогового тестирований уровня знаний представлены в виде диаграммы (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма результатов проверки уровня знаний
Результаты тестирования показали, что при использовании в обучении разработанного курса уровень знаний испытуемых существенно повысился, что свидетельствует об эффективности использования электронного курса в обучении по охране труда тренеров спортивных школ.
Выводы. Разработан электронный учебный курс по охране труда для самостоятельного обучения тренеров спортивных школ, имеющий блочную структуру и включающий в себя текстовые и графические материалы. Создан банк тестовых заданий, состоящий из 100 вопросов. Проведена апробация электронного учебного курса на базе МБУ СШОР