Право на государственную защиту прав и свобод – важнейшая составляющая правового статуса личности в Российской Федерации. В России, как демократическом федеративном правовом государстве, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Исходя из указанных основных конституционных принципов, осуществляется организация деятельности всего современного российского общества.
Цель статьи - исследование конституционных принципов при проведении мероприятий по контролю и при осуществлении дознания по делам о пожарах сотрудниками МЧС России.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Одним из важнейших свойств любой системы является ее целенаправленность – наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов. Для СОПБ в Российской Федерации такой целью (что следует из определения) является обеспечение пожарной безопасности, то есть обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Осуществление функций СОПБ реализуется через наделение элементов системы специальными полномочиями (помимо прочих), правами и обязанностями. При этом полномочиями наделены органы государственной власти, правами и обязанностями – организации и граждане.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В области пожарной безопасности граждане имеют право на:
- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Одним из важнейших элементов обеспечения пожарной безопасности является проведение дознания по делам о пожарах.
Дознание по делам о пожарах – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК России), возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Одной из задач уголовного судопроизводства является обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Для ее решения важное значение приобретает правильная квалификация преступлений, в том числе связанных с пожарами.
В то же время в судебно-следственной практике пока еще нет единства в применении уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за данные преступления.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства по уголовным делам, связанным с пожарами, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 5 июня 2002 г. № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» (далее постановление Пленума Верховного Суда от 5 июня 2002 г. № 14) даны разъяснения по данной категории дел.
Под преступлением, связанным с пожаром, понимается виновно совершенное обще опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК России) под угрозой наказания, которое повлекло или могло повлечь наступление предусмотренных его Особенной частью последствий в результате пожара.
Уголовно правовые нормы по делам данной категории условно можно разделить на три группы, предусматривающие ответственность за возникновение пожара с криминальными последствиями в результате:
а) умышленного уничтожения или повреждения имущества, совершенного путем поджога;
б) неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности;
в) нарушения правил пожарной безопасности, не выполнения противопожарных требований и норм.
По форме вины преступления, связанные с пожарами, исходя из степени их общественной опасности, разделяют на:
а) преступления, совершенные умышленно;
б) преступления, совершенные по неосторожности.
Права, полномочия, обязанности правительства, юридических лиц и граждан определены рядом нормативных документов, однако нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности в настоящий момент требует серьезной переработки. В частности, необходимо законодательно закрепить в законодательстве Российской Федерации определение угрозе жизни и здоровью, поскольку данное выражение достаточно часто используется в, в том числе в других отраслях российского законодательства. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Воздушном кодексе Российской Федерации под понятием «угроза жизни и здоровью», как правило, понимается нарушение гражданами, должностными лицами или юридическими лицами обязательных требований, вследствие которого может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Таким образом, при осуществлении мероприятий по контролю и дознанию по делам о пожарах сотрудниками МЧС России для каждого конкретного случая приходится самостоятельно принимать решение, ведет ли нарушение определенного пункта нормативного документа к угрозе жизни и здоровью человека, что допускает усмотрение сотрудника при принятии таких решений. Исключение возможности произвольно трактовать понятие «угроза жизни и здоровью» в части пожарной безопасности, позволит с большей степенью объективности осуществлять деятельность по защите прав человека и гражданина при раскрытии и предупреждении преступлений, связанных с пожарами.