Дознание как метод раскрытия и предупреждения преступлений, связанных с пожарами
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Дознание как метод раскрытия и предупреждения преступлений, связанных с пожарами

В статье затрагиваются вопросы прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в части соблюдения конституционных принципов при проведении мероприятий по контролю и дознанию по делам о пожарах. Причем в статье рассматривается вопрос соблюдение этих принципов не только в отношении тех, кого проверяют, но и тех, кто проверяет.

Аннотация статьи
здоровье
жизнь
нормативные документы
полномочия
граждане
пожар
законодательство
пожарная безопасность
права
дознание
судопроизводство
преступление
Ключевые слова

Право на государственную защиту прав и свобод – важнейшая составляющая правового статуса личности в Российской Федерации. В России, как демократическом федеративном правовом государстве, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Исходя из указанных основных конституционных принципов, осуществляется организация деятельности всего современного российского общества.

Цель статьи - исследование конституционных принципов при проведении мероприятий по контролю и при осуществлении дознания по делам о пожарах сотрудниками МЧС России.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Одним из важнейших свойств любой системы является ее целенаправленность – наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов. Для СОПБ в Российской Федерации такой целью (что следует из определения) является обеспечение пожарной безопасности, то есть обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Осуществление функций СОПБ реализуется через наделение элементов системы специальными полномочиями (помимо прочих), правами и обязанностями. При этом полномочиями наделены органы государственной власти, правами и обязанностями – организации и граждане.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В области пожарной безопасности граждане имеют право на:

  • защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
  • возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
  • получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
  • участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  • предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Одним из важнейших элементов обеспечения пожарной безопасности является проведение дознания по делам о пожарах.

Дознание по делам о пожарах – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК России), возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Одной из задач уголовного судопроизводства является обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Для ее решения важное значение приобретает правильная квалификация преступлений, в том числе связанных с пожарами.

В то же время в судебно-следственной практике пока еще нет единства в применении уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за данные преступления.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства по уголовным делам, связанным с пожарами, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 5 июня 2002 г. № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» (далее постановление Пленума Верховного Суда от 5 июня 2002 г. № 14) даны разъяснения по данной категории дел.

Под преступлением, связанным с пожаром, понимается виновно совершенное обще опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное    Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК России) под угрозой наказания, которое повлекло или могло повлечь наступление предусмотренных его Особенной частью последствий в результате пожара.

Уголовно правовые нормы по делам данной категории условно можно разделить на три группы, предусматривающие ответственность за возникновение пожара с криминальными последствиями в результате:

а) умышленного уничтожения или повреждения имущества, совершенного путем поджога;

б) неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности;

в) нарушения правил пожарной безопасности, не выполнения противопожарных требований и норм.

По форме вины преступления, связанные с пожарами, исходя из степени их общественной опасности, разделяют на:

а) преступления, совершенные умышленно;

б) преступления, совершенные по неосторожности.

Права, полномочия, обязанности правительства, юридических лиц и граждан определены рядом нормативных документов, однако нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности в настоящий момент требует серьезной переработки. В частности, необходимо законодательно закрепить в законодательстве Российской Федерации определение угрозе жизни и здоровью, поскольку данное выражение достаточно часто используется в, в том числе в других отраслях российского законодательства.        Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Воздушном кодексе Российской Федерации под понятием «угроза жизни и здоровью», как правило, понимается нарушение гражданами, должностными лицами или юридическими лицами обязательных требований, вследствие которого может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

Таким образом, при осуществлении мероприятий по контролю и дознанию по делам о пожарах сотрудниками МЧС России для каждого конкретного случая приходится самостоятельно принимать решение, ведет ли нарушение определенного пункта нормативного документа к угрозе жизни и здоровью человека, что допускает усмотрение сотрудника при принятии таких решений. Исключение возможности произвольно трактовать понятие «угроза жизни и здоровью» в части пожарной безопасности, позволит с большей степенью объективности осуществлять деятельность по защите прав человека и гражданина при раскрытии и предупреждении преступлений, связанных с пожарами.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 N 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 января 1999 г. № 1 ст. 274.
  4. https://wiselawyer.ru/poleznoe/23423-rossijskoe-zakonodatelstvo-reglamentirovavshee-deyatelnost-pozharnoj-okhrany-vtoroj.
  5. https://wiselawyer.ru/poleznoe/23423-rossijskoe-zakonodatelstvo-reglamentirovavshee-deyatelnost-pozharnoj-okhrany-vtoroj.
  6. http://elib.shpl.ru/nodes/9448.
  7. https://news.myseldon.com/ru/news/index/207180013.
  8. Циркуляр НКВД РСФСР от 17.09.1924 № 410.
  9. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об усилении научно-исследовательских работ по изысканию средств борьбы с зажигательными веществами» от 5 июля 1931 года.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая