научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Права и обязанности сотрудников МЧС России при проведении мероприятий по контролю и дознанию по делам о пожарах

В статье затрагивается круг прав и обязанностей сотрудников МЧС при осуществлении федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности.

Аннотация статьи
законодательство
права
дознание
сотрудники
Конституция
пожарная безопасность
нормативные документы
обязанности
органы
Ключевые слова

Право на государственную защиту прав и свобод – важнейшая составляющая правового статуса личности в Российской Федерации. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Одним из таких способов является закрепление законодателем административных регламентов по осуществлению надзорных мероприятий в той или иной сфере.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при исполнении государственной функции, имеют право:

  • запрашивать и получать после издания распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты на основании мотивированных письменных запросов органов власти, организаций и граждан документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
  • требовать предоставления необходимых пояснений в письменной форме от юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае, если в ходе проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа ГПН документах и (или) полученным в ходе осуществления мероприятия по контролю;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования;
  • проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;
  • использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
  • привлекать к проведению проверок представителей общественных организаций;
  • выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы, возникновения пожара (далее – предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее – предписание по устранению несоответствия);
  • выдавать органам власти, организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
  • в рамках мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводить наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем, возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать их и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН административным делам, делам и материалам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии.

Также должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
  • соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан;
  • проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки;
  • предоставлять уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;
  • знакомить уполномоченное лицо органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, с результатами проверки;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества государственного, муниципального и третьих лиц, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами власти, организациями и гражданами;
  • соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
  • не требовать от органов власти, организаций и граждан документы и (или) информацию, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организациям, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • перед началом проведения проверки по просьбе уполномоченного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, ознакомить их с положениями Административного регламента;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при его наличии;
  • осуществлять внесение информации о проведении проверок и их результатах в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;
  • в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, использовать при проведении плановой проверки проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Одной из обязанностей должностных лиц ГПН при исполнении государственной функции является следующее.

Перед началом проведения проверки по просьбе уполномоченного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, сотрудник должен ознакомить их с положениями Административного регламента.

Это норма права носит не «уточненный характер» и довольно по разному трактуется сотрудниками МЧС России.

Прежде всего, законодательно не определен временной интервал «Перед началом проверки». Общее время проверки отражается в акте проверки, а именно начало и окончание проверки.

Однако Административный регламент предписывает норму «перед началом проведения проверки», что в свою очередь подразумевает нарушение процессуальных сроков и времени проведения проверки.

Фактически две вышеуказанные нормы законодательно не дают возможности подготовки юридического лица или индивидуально предпринимателя к проведению проверки, и существует вероятность начала проведения проверки, до получения заказного почтового уведомления (Распоряжения о проведении проверки). Следовательно, допускается нарушение конституционных прав проверяемых лиц при проведении сотрудниками МЧС России мероприятий по контролю.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».

Пунктом «з» вышеуказанного постановления определен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения, который составляет не менее 60 дней со дня направления предостережения.

При расследовании уголовного дела, связанного с пожаром, дознание производится по преступным деяниям, предусмотренными соответствующими нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности определено 168 статьей УК Российской Федерации.

УК Российской Федерации содержит 45 составов преступлений, совершаемых с учетом источников повышенной опасности, что составляет всего 17,5% от общего числа. При этом только в 28 из них прямо указано на использование объектов, представляющих повышенную опасность, что составляет 64%. И только в двух статьях УК РФ - 168 и 261 используется понятие «источник повышенной опасности».

В настоящий момент имеется много недостатков при написании законодателем норм в основных документах, по которым работают сотрудники органов ГПН. Неправильное разъяснение и неверное понимание действующих норм в области пожарной безопасности ведет к нарушению прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок и дознания по делам о пожарах.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 N 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 января 1999 г. № 1 ст. 274.
  4. https://wiselawyer.ru/poleznoe/23423-rossijskoe-zakonodatelstvo-reglamentirovavshee-deyatelnost-pozharnoj-okhrany-vtoroj.
  5. https://wiselawyer.ru/poleznoe/23423-rossijskoe-zakonodatelstvo-reglamentirovavshee-deyatelnost-pozharnoj-okhrany-vtoroj.
  6. http://elib.shpl.ru/nodes/9448.
  7. https://news.myseldon.com/ru/news/index/207180013.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября