Плавание – необходимый для развития и жизни навык, прежде всего потому, что большую часть поверхности нашей планеты (до 71 %) занимает вода, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать [3]. С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека. Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием [2]. Систематические занятия плаванием способны повысить защитные свойства иммунной системы, увеличить сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям [1]. В настоящее время плавание не теряет своей актуальности. Занимаясь плаванием можно сбросить лишний вес, привести мышцы в тонус без нагрузки на суставы, снять стресс, да и просто получить удовольствие от нахождения в водной среде.
Современные родители в своём желании научить ребёнка плавать порой не придают значения важности занятиям под руководством профессионала, пытаясь самостоятельно дать ребёнку все основы, и в этом им помогает сеть интернет. Начитавшись информации, они пробуют научить своего ребёнка плавать дома, в бассейне или на открытой воде. Выглядит это порой весьма плачевно, а порой и попросту может быть опасно для жизни ребёнка, так как не все интернет-ресурсы компетентны в этом вопросе и далеко не все родители могут грамотно разобраться в этой информации. И здесь перед родителем встаёт вопрос «кому же всё-таки верить» и «как же научить своего ребёнка плавать».
В настоящее время большую популярность набрали социальные сети. Сложно представить родителя, не читающего новостную ленту какой-либо социальной сети. Конечно, исключения имеются всегда, но в эпоху информатизации общества большое значение имеет возможность родителя выбирать досуг для своего ребёнка посредством социальных сетей [5]. Многие родители обращают свое внимание на спортивные секции, в частности на занятия плаванием, и ищут предложения, в том числе, в социальных сетях.
Таким образом, цель исследования: разработать и вести группу в социальной сети ВКонтакте для родителей, имеющих детей в возрасте от 0 до 7 лет. Исследование проводилось на базе фитнес-центра «Спортивный квартал» г.Ижевск. Для создания группы была выбрана социальная сеть ВКонтакте как наиболее распространенная в данном регионе среди рассматриваемой аудитории. Для графического оформления сообщества использовался онлайн сервис графического дизайна Canva (https://www.canva.com/). Для подготовки видеоматериалов применялся видеоредактор Movavi Video Editor Plus.
Чтобы создать группу в социальной сети ВКонтакте не требуется каких-либо технических знаний и профессиональных умений. Движущей силой в группе является контент. Контент – это информация и опыт, которые направлены на конечного пользователя или аудиторию. В социальной сети ВКонтакте контентом является пост. Под постом следует понимать сообщение, публикуемое на стене аккаунта или сообщества.
Проработанный и разнообразный контент сообщества или профиля в соцсети – залог целевых подписчиков. Контент в группе для родителей в социальной сети ВКонтакте по тематике «Обучение плаванию детей с рождения и до 7 лет» носит педагогический характер: 1) помогает повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей навыкам плавания; 2) психологически подготавливает родителя к совместным занятиям плаванием с ребёнком; 3) раскрывает важные аспекты пользы плавания для детей; 4) способствует популяризации любительского и спортивного плавания.
Для удобства ведения группы необходимо составить контент-план – это список планируемых тем для публикации в социальных сетях, способный максимально учесть потребности подписчика и давать информацию, которая поможет решить его проблемы.
Для группы https://vk.com/swimvera был составлен контент-план на 2 месяца – сентябрь и октябрь 2020 года, который в основном включал в себя информацию о грудничковом плавании. Тематика постов была выбрана с учётом входящих запросов родителей. Картинки были подобраны в соответствии с тематикой поста. Текст раскрывал основные ценности плавания для детского организма, развеивал сомнения и заблуждения родителей в вопросах пользы плавания для детей. Рассмотрим мероприятия, проводимые в группе с 13 сентября по 29 октября 2020 года.
1. 13.09.2020 – «Первые шаги в спорте» личная история о знакомстве со спортом.
2. 25.09.2020 – «Про уши и ушки» в посте описывается одна из распространённых причин неправильного плавания и варианты её решения.
3. 29.09.2020 – видео с занятия грудничковым плаванием, в котором показаны основные упражнения для самостоятельных занятий в ванной с детьми грудного возраста.
4. 30.09.2020 – «Чем полезно плавание для грудничков» – пост о основных полезных свойствах раннего плавания (рис. 1).
Рис. 1. Пример поста в сети ВКонтакте
5. 03.10.2020 – «Для чего ныряния грудничку» – пост раскрывает суть ныряния в раннем возрасте и развеивает заблуждения.
6. 11.10.2020 – «Мифы про глубину» – пост развеивает заблуждения относительно глубины бассейна и содержит реальное, не постановочное, видео первых самостоятельных шагов малыша в воде.
7. 19.10.2020 – «Мифы про глубину (продолжение предыдущего поста)» – подробнее раскрываются основные аспекты предыдущего поста. Пост содержит видео стрессовой ситуации для ребёнка во время обучения плаванию.
8. 29.10.2020 – «Кормить или не кормить» – пост о актуальном вопросе, тревожащем многих мам – грудное вскармливание в общественных местах. В пост добавлен анонимный опрос на данную тему.
Для качественного и продуктивного ведения группы был разработан и проведён опрос среди подписчиков сообщества. Всем подписчикам были разосланы личные сообщения со ссылкой на опрос в сервисе Google Forms. Google Forms – это программное обеспечение для администрирования опросов, позволяющее собирать информацию от пользователей посредством опросов. В ходе опроса задавались следующие вопросы:
- Вопрос 1. Какой контент вы считаете приоритетным для данной группы? – Помогает определить предпочитаемую визуальную составляющую и на основании этого простроить дальнейший контент-план.
- Вопрос 2. Как часто вы заходите на страницу группы? – Важен для понимания популярности сообщества у подписчиков и влияния на популярность с помощью увеличения частоты публикуемого контента.
- Вопрос 3. Информация какого рода в группе для Вас является приоритетной? – Помогает определиться с тематикой публикуемого контента, что в свою очередь позволит сообществу быть максимально полезным для аудитории.
- Вопрос 4. Укажите Ваш пол. – Поможет ориентироваться на восприятие подписчиков.
- Вопрос 5. Укажите ваш возраст? – Поможет сделать излагаемую информацию доступной и понятной.
Внешний вид опроса и обращение к респонденту приведены на рис. 2.
Рис. 2. Оформление опроса в Google Forms
В опросе приняли участие 52 человека, являющихся подписчиками группы. По первому вопросу были получены следующие результаты:
- 65,4% опрошенных считают приоритетным видеоконтент;
- 21,2% опрошенных любят читать текст;
- 13,5% интересны картинки.
Вывод: для того, чтобы сообщество было полезным, доля видеоконтента должна превалировать.
По второму вопросу были получены следующие результаты:
- 59,6% опрошенных заходят на страницу группы один раз в неделю;
- 26,9% один раз в месяц;
- 7,7% менее одного раза в месяц;
- 5,8% каждый день.
Вывод: для увеличения посещаемости группы необходимо чаще публиковать интересный контент.
По третьему вопросу были получены следующие результаты:
- 55,8% приоритетной для себя информацией считают ответы на частые вопросы;
- 28,8% в большей степени интересны практические советы;
- 7,7% приоритетна информация о пользе плавания для детей;
- 7,7% интересуются личным опытом автора;
Вывод: тематика постов должна в большей степени содержать ответы на частые вопросы посетителей сообщества.
В четвёртом вопросе участники указали свою гендерную принадлежность – количество женщин (67,3%) превалирует над количеством мужчин (32,7%).
Вывод: основная информация в группе должна быть в большей степени ориентирована на женщин.
В пятом вопросе участники указали свой возраст. Было установлено, что основная аудитория подписчиков имеет возраст от 30 до 33 лет и её доля составляет 40,4% от общего числа подписчиков.
Подводя итоги можно отметить, что использование соцсетей, как средства коммуникации с родителями детей, является перспективным и может служить не только для привлечения новых посетителей, но и для их активного вовлечения в процесс обучения.