Интернет вещей в логистике

Интернет вещей в логистике

В статье рассматривается технология – Интернет вещей. Перспективы, области применения в логистике, а также плюсы от внедрения. Показан примерный экономический эффект.

Аннотация статьи
технология
логистика
устройства
Интернет вещей
система
транспорт
Ключевые слова

Понятие интернета вещей

Интернет вещей (Internet of Things, сокращенно IoT) – это система, в которой различные устройства объединены в общую сеть и находятся в взаимодействии друг с другом.

IoT в логистике

Интернет вещей в управлении цепочками поставок и логистике сокращает расходы на перевозку грузов, а также простои в пути, делает перевозку более прозрачной (в том числе с помощью RFID-меток).

Транспорт, который подключён к интернету и отдаленный мониторинг автомобильного парка помогают сократить расходы благодаря оптимизации ремонта и обслуживания техники. Ожидаемый экономический эффект благодаря внедрению интернета вещей изображен на рисунке.

Рис. Оценка экономического эффекта за счет внедрения IoT в транспортировке и хранении грузов до 2025 года, млрд. руб.

Iot: мониторинг транспорта и трафик

Сфера логистики является приоритетной для внедрения Интернета вещей. В настоящий момент финансируется развитие интеллектуальных транспортных технологий в автомобилях, благодаря чему уменьшается количество аварий, увеличивает экологические показатели и комфортность поездок. Помимо прочего, использование Iot-технологий повышает эффективность контроля трафика.

Для управления трафиком движения применяются данные с улиц, отчётов пользователей транспортных средств, камер наружного наблюдения, детекторов дорожного движения, транспортных средств и т.п. Исходя из этого система настраивает оптимальное расписание работы городского пассажирского транспорта, снижает трафик, в следствии чего, повышается качество предоставляемых услуг.

Внедрение интернета вещей позволяет направлять транспортный поток, планировать парковочные места и прочее. Аналогичная система контроля транспорта улучшает транспортную инфраструктуру и создает предпосылки для её развития.

Iot и безопасность

Повышение безопасности – один из самых важных аспектов Iot. Например, крупная железнодорожная компания UnionPacific использует Iot-технологии, чтобы спрогнозировать отказ оборудования и свести к минимуму риск схода поезда с рельсов. Это достигается путем размещения на ж/д путях датчиков, которые контролируют целостность колёс, и благодаря этому смогли предугадывать и избегать различных неприятных ситуаций, каждая из которых могла стоить компании огромных денег [3].

Области применения интернета вещей в транспортировке и хранении грузов описаны в таблице [1].

Таблица

Области применения IoT в транспортировке и хранении грузов

Подключённый к интернету транспорт

Прозрачность всей протяженности цепочки поставок

Контроль режима движения

Повышение дисциплины

Технологии для логистики на основе интернета вещей

Спутниковая геолокация

«Облачные» вычисления

Перемещение по трассе на автопилоте

Полностью автономные системы

Обеспечение безопасности

Аутентификация «свой-чужой»

Предупреждение неправильной эксплуатации транспорта

Легкий доступ к данным для расследования происшествий

Управление парком транспортных средств

Оптимизирование сервиса в зависимости от условий эксплуатации

Механический оперативный контроль

Слияние с системами ERP

Автоматизация складов

Стеллажи с грузами, перевозимые роботами

Автоматизированные системы складов

Автопогрузчики без водителей

Отслеживание целостности трубопровода и его элементов

Мониторинг приходящейся нагрузки на мосты и тоннели, а также степень их износа

Мониторинг активов

Отслеживание перемещения и дислокации грузов

Моментальная опись груза в таре, склада и т.д.

Доступ дислокации груза на всем маршруте перевозки

Наблюдение за активами

Мониторинг основных показателей

Моментальный отклик в случаях изменения состояния

Прозрачность данных во время перевозок

Пример использования Iot-технологий

Компания Rogue Ale, размещающаяся в Ньюпорте (штат Орегон) внедряет Интернет вещей для отслеживания цепочки поставок и управления перевозкой скоропортящихся продуктов. Rogue производит хмель, который предназначен для применения в пивоваренном пиве freshhop и wethop. Груз не подвергается сушке в поле, а отправляется для срочного использования на пивоваренных заводах. Доставка сырья должна осуществиться в течение 12 часов, в ином случае пиво будет ненадлежащего качества. Для сохранения свойств сырья Rogue использует датчики, собирающие данные о температуре и влажности во время транспортировки сырья к пивоварне [2].

Плюсы внедрения IoT

Одна из основных задач логистики – это мониторинг автопарка и товаров во всей продолжительности перевозки. IoT-технология дает такую возможность с помощью RFID-меток.

* RFID-метка –микрочип, хранящий информацию, а также антенны для передачи и получения данных. Транспондер имеет память, в которой содержится информация и индивидуальный номер. Прибор получает данные и передает их на компьютер с необходимым программным обеспечением для последующей обработки и хранения, в момент попадания метки в зону регистрации RFID-считывателя [1].

При установке частной метки на каждый товар, открывается возможность дистанционно проводить сканирование огромного количества меток, мгновенно совершать опись склада, или товара, находящегося в таре; применяя единственную RFID-метку на всем пути перевозки от производителя до продавцов, придавая ей полную прозрачность.

Ожидаемый экономический эффект от внедрения интернета вещей, может быть отмечен через выгоду применения систем, которые позволяют наблюдать за активами, повышая управляемость, обеспечивая прозрачность на всем протяжении перевозки, а также выявляет причины потерь грузов и простои при их перевозке. Прямая экономия в логистике заключается в сокращении затрат на страхование товаров, а косвенная в перспективе уменьшения компаниями запасов. Это достигается за счет введения сквозного отслеживания активов в свои цепочки поставок, что делает свободными оборотные средства и снижает расходы на складскую обработку.

Текст статьи
  1. Edisoft. «Интернет вещей» и управление цепочками поставок в России [Электронный ресурс]: Цифровая экосистема - /Edisoft. –Электронные данные. Режим доступа:URL: https://ediweb.com/ru-ru/company/blog/internet-veshhej-i-upravlenie-cepochkami-postavok-v-rossii, свободный – (дата обращения 01.12.2020)
  2. Iot.ru. Интернет вещей для логистики [Электронный ресурс]: Новости Интернета вещей - /iot.ru. –Электронные данные. Режим доступа: URL: https://iot.ru/riteyl/internet-veshchey-dlya-logistiki, свободный (дата обращения 03.12.2020)
  3. LobanovLogist. Интернет вещей и логистика, ч. 1,2: понимание и влияние Iot         на логистику [Электронный ресурс]: Логистический портал - /Lobanov-logist.ru. – Электронные данные. Режим доступа: URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/353/63898/, свободный (дата обращения 02.12.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 февраля по 05 марта
Сегодня — последний день приема статей
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
09 марта
Загрузка в elibrary
09 марта
Рассылка печатных экземпляров
15 марта