научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Применение интерактивных методов в эстетическом воспитании школьников в современной школе

В статье рассматривается одна из актуальных на сегодняшний день проблем – эстетическое воспитание школьников в современной школе применяя интерактивные методы, охарактеризованы методы воспитания, особое внимание обращается на интерактивные методы, которые показывают наиболее эффективные результаты в процессе эстетического воспитания школьников.

Аннотация статьи
воспитание
эстетическое воспитание
методы воспитания
интерактивные методы
Ключевые слова

«Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».

Воспитание – является одним из самых главных направлений в педагогики. Это организованный, целенаправленный процесс воздействия на личность, цель которой заключается в передачи накопленного опыта старшего поколения к нынешнему, а также направленный на формирование определенных качеств личности, взглядов и ценностей [6, с. 15]. Существует множество видов классификации воспитания. Основными направлениями воспитания выделяют следующие виды: умственное, трудовое, нравственное и физическое. Исходя от основных направлений выделяют такие классификации как гражданское, этическое, поликультурное, эстетическое, экологическое, правовое и экономическое воспитание.

На сегодняшний день в педагогике применяют различные методы воспитания. Методы воспитания – комплекс способов и приемов воспитательной работы, применяемых для достижения целей воспитательной работы. Другими словами, можно сказать, что это методы взаимодействия преподавателей и обучающихся, в ходе которого совершаются изменения в формировании качеств личности обучающихся.

Современные методы классифицируются на три направления: пассивные, активные и интерактивные.

Их прекрасно описывает Китайская поговорка: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

Слово «интерактив» английского происхождения «interact», где «inter» – это «взаимный», «act» – действовать.

Интерактивный означает умение взаимодействовать или беседовать с кем-либо или с чем-либо с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через взаимодействие и участие. Методология участия и взаимодействия абсолютно вовлекает в процесс воспитания.

Если сравнивать интерактивные методы с другими группами, то пассивные методы относятся к методам линейного воздействия. Здесь преподаватель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.

Активные методы являются методами кругового воздействия. Здесь характер взаимодействия меняется. Хотя преподаватель и остаётся единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, представлять личные решения.

Интерактивные методы – это методы кругового взаимодействия. Здесь резко меняется роль преподавателя, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [1, с. 62].

К Интерактивным методам воспитания можно отнести следующие: Мозговая атака, Дискуссия, Ролевая игра, Мини-лекция, Работа в группах, Игровые упражнения, Разработка проекта, Решение ситуационных задач, Приглашение визитера, Интервью, Инсценировка, Тренинг, Обучение «Равный - равному», Акции и кампании, Презентация, Видеофильм.

На сегодняшний день, особое внимание заслуживает проблема эстетического воспитания подростков в современной школе. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс развития личности, целью которого является приобщить личность к творчеству, прекрасному, научить понимать и оценивать произведения искусства [2, с. 35]. Каждому преподавателю известно, что только пробуждение творческих способностей личности является главным условием развития, как человека, так и общества. Особенное внимание эстетического воспитания требует в подростковом возрасте. Ведь именно в этот возрастной период важно научить человека видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту природы, памятники истории и архитектуры. Целесообразно использовать в целях эстетического воспитания возможности каждого учебного предмета. В особенности следует обратить внимание на такие дисциплины, как литература, искусство, музыка и эстетика. Именно эти учебные предметы имеют наибольший потенциал в эстетическом воспитании. Для разнообразия и эффективности эстетического воспитания школьников в современной школе чаще всего используют различные интерактивные методы взаимодействия. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Мозговая атака или Мозговой штурм [4, с. 52]. Этот метод разделяется на три этапа. Целью первого этапа является сбор как можно больше возможных решений. Участники выражают свое мнение по поводу различных вопросов или проблем, тем самым создавая банк идей. Самое главное правило первого этапа – никакой критики. Принимаются любые идеи и решения участников. Во втором этапе происходит анализ идей. Важно в каждой идеи выделить главную мысль, найти рациональное зерно. Третий этап считается завершающим, в нем происходит обработка результатов. Группа участников мозгового штурма отбирает от двух до пяти самых интересных и лучших решений и рассказывают о них аудитории. После подводят итоги мозгового штурма. Этот метод широко используется в процессе эстетического воспитания школьников в современной школе. Она дает возможность увидеть различные способы решения одной и той же проблемы, поиска новых идей. Метод мозгового штурма стимулирует творческую, интеллектуальную активность участников.

Вторым интерактивным методом, используемым при эстетическом воспитании школьников, является Ролевая игра. Роль игры имеют значительную роль в формировании художественного вкуса, чувства к прекрасному, развитию творческих способностей. Для применения ролевой игры в практике, сначала следует поделить коллектив школьников на группы. В каждой группе должно быть примерно одинаковое количество участников, в среднем пять – шесть человек. После этого, раздаются задания и в каждой группе распределяются роли. Каждая группа обыгрывает свою ситуацию, свои роли. Результат представляют всему коллективу. Этот метод является одним из самых эффективных при эстетическом воспитании школьников. Проигрывая каждую роль, ребенок учиться творческому восприятию, приобщается к искусству, активизируется самостоятельная художественная деятельность.

Метод Дискуссия также широко применяется в процессе эстетического воспитания школьников в современной школе. Для применения этого метода, необходимо заранее провести подготовку. А именно, сообщить участникам тему и назначить ответственных участников, которые будут выступать с сообщением по этой теме. После каждого выступления участника сообщением, другие участники задают вопросы, лучше всего заранее придумать проблемные вопросы по этой теме. На последнем этапе метода дискуссия ведущий, преподаватель, подводит итоги и проводит обобщение выступлений. Метод дискуссия имеет преимущество применения при эстетическом воспитании в том, что можно выбрать любую тему для обсуждения. Это может быть тема, связанная с искусством, с литературой, с музыкой.

К интерактивным методам эстетического воспитания также относят: беседы, лекции на эстетические темы, анализ произведений искусства, метод иллюстрации рассказы о произведениях искусства, предметах и явлениях, разъяснение, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.). Важную роль в эстетическом воспитании играют беседы, лекции, направленные на понимание школьниками основных эстетических категорий. Метод беседы можно совмещать и с другими методами: рассказом, наглядными методами (показ репродукций картин художников, иллюстраций), упражнениями. Метод иллюстрации преподаватель использует на каждом уроке, вне зависимости от темы. Для решения задач эстетического воспитания этот метод так же является эффективным.

Таким образом, существует огромное количество различных интерактивных методов для применения развития эстетических качеств у школьников в современной школе. Нужно помнить, что эстетическое воспитание вносит в жизнь школьников новые чувства, эмоции. Они учатся сопереживать, творчески мыслить и выражать собственные чувства, переживания, эмоции. Насыщенность, яркость художественных образов воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, оставляют заметный след в их сознании. Очень важно уделять особое внимание эстетическому воспитанию школьников с применением интерактивных методов. Ведь эстетика – учит ценить прекрасное, а интерактивные методы позволяют делать это активно и весело.

Текст статьи
  1. Гараева, Р.С. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов / Р.С. Гараева. – Нижнекамск; Казань : Познание, 2012. – 103 с.
  2. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М., 2006. – 129 с.
  3. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы: обучение пониманию Текст. / Д.Н. Кавтарадзе // Биология в школе. 1998. - № 3. – С. 30-35.
  4. Мустафаев М., Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992. 106с.
  5. Иноятов У.И. Педагогика: 1000 ответов на 1000 вопросов / Мет., У.И. Иноятов, Н. А. Муслимов, М. Усманбаева, Д. Иногамова. Т.: ТНУ им. Низами, 2012. 193 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Москва, 1999.
  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва, 2000. 96c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября