Выявление и оценка уровня толерантности студентов педагогического вуза на этапе их профессионального обучения актуально в связи с рядом факторов. Вполне очевидно, что квалифицированный педагог, профессионал своего дела, который игнорирует социальные нормы и не понимает национальные ценности, не является профессионалом, как таковым. Ведь формирование толерантного отношения – это один из важнейших этапов социализации личности, оно напрямую связано со способностью человека жить в качестве элемента общества [1].
Проблема воспитания толерантности актуальна еще тем, что с точки зрения современного сознания нет конкретного содержания формирования толерантности как одной из целей воспитания, нет подходящей теоретико-методологический основы.
Целью данной статьи является изучение особенностей развития толерантности у студентов педагогических вузов.
Методология исследования. В основу методологии исследования данной проблемы был заложен теоретический и эмпирический методы исследования. Был применен анкетный опрос как метод сбора первичной информации, позволяющий оперативно и эффективно исследовать уровень развития толерантности у студентов.
Одним из ключевых условий воспитания толерантности является необходимость учитывания в процессе педагогической деятельности по формированию толерантного сознания индивидуальных особенностей, применения различного подхода к каждому студенту, в том числе и инновационного [4, с. 97].
Термин «толерантность» относительно молодой в науке. Интерес к толерантности привлекает внимание исследователей различных дисциплин – философии, социологии, культурологии, психологии личности, клинической, возрастной, социальной психологии и др. Нас интересует процесс формирования толерантности студентов как педагогическая проблема. К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в рамках которых рассматривается это понятие. Большинство исследователей подчеркивает, что толерантность – это не просто терпимость к различиям, к другим людям, к отличающимся мнениям, взглядам [5, с. 17]. Толерантность – не пассивное подчинение мнению других, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для достижения взаимопонимания с людьми различной культурной, национальной, религиозной или социальной среды [3, с. 113].
Толерантность – это признание равенства в многообразии человеческой культуры и норм социума, отказ от доминирования и насилия, принятие различий в мышлении и сознании. Иными словами, толерантность означает признание прав другого, восприятие другого, как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.
Теоретический вклад материалов статьи заключается в исследовании современного состояния толерантного сознания у будущих педагогов. Практический вклад состоит в том, что благодаря материалам данной статьи появляется возможность разработать методы и примы, которые способствует развитию толерантности у студентов.
Для получения наиболее правдивых результатов, нами был выбран следующий метод исследования – анкетирование. Сбор данных посредством проведения опроса в формате анкеты позволяет получить ответы на все интересующие нас вопросы и наиболее точно отразить мнение целевой аудитории. Для возможности сохранить точность данных и наиболее правдиво увидеть уровень толерантности у студентов педагогического вуза, было принято решение анкетирование провести в анонимной форме. Таким образом, каждый участник опроса мог смело отвечать на вопросы, быть искренним в своих ответах и не бояться, что его могут осудить.
Этапы исследования
Подготовка опросника, создание анкеты и составление вопросов. Выбор вопросов был очень важной частью всего исследования. Необходимо было составить анкету так, чтобы в нее входили наиболее важные и конкретные вопросы, при этом, не перегружая слишком большим объемом. Так как, если в опросе было бы больше 15 вопросов это могло утомить участников и к концу они бы просто перестали отвечать честно.
Подбор экспериментальной группы. Сбор данных. На данном этапе был проведен опрос у студентов педагогического вуза. Затем мы расшифровали полученные данные для дальнейшего анализа.
Последний этап - анализ полученных данных.
В ходе проведения исследования нами было выявлено, что у поколения нынешних студентов педагогического вуза наблюдается средний и высокий уровень толерантности. Они вполне терпимо относятся к чужой культуре, уважают многонациональность и религиозный плюрализм.
Проведение опроса у студентов именно педагогического вуза для определения уровня толерантности было не случайным. Педагоги – это люди, которые воспитывают новое поколение личностей. Обучение является одним из важнейших первичных институтов социализации и на этом этапе развития индивида педагогу необходимо вложить в него достаточно знаний и умений мирно жить в человеческом обществе. Терпимое отношения к людям с иной для тебя культурой, уважение к чужому вероисповеданию важно воспитать в человеке на самых ранних этапах его жизнедеятельности. Поэтому педагог с достаточным уровнем толерантности способен проявить наиболее высокие успехи в этом, чем тот, который не обладает толерантным сознанием.
Очень важно привить детям толерантное сознание. Ведь, что произойдет с миром, если каждая отдельная нация начнет кичиться своим превосходством и принижать остальные только из-за различия в происхождении? За примером далеко ходить не нужно. Вспомнить только поколение, выросшее на воспитании Третьего Рейха. Фашистская Германия первой половины 20 века воспитывала и взращивала детей на идеях превосходства арийской нации над всеми остальными. И чтобы в дальнейшем не допустить такого необходимо научить детей с уважением относиться к людям, которые отличаются от них. Показать и рассказать им, что иной цвет кожи или вера в другого бога не делает их опасными и неправильными. Нужно научить детей жить в мире, где огромное количество разных национальностей, культур и религий.
В педагогической науке накоплена необходимая совокупность научных знаний, которая может быть рассмотрена как предпосылка для воспитания и развития толерантного отношения в поликультурной среде. Но при этом процесс воспитания толерантности у студентов осуществляется недостаточно системно и сопряжен с рядом трудностей, прежде всего психолого-педагогического характера [2, с. 35].
При организации учебно-воспитательного процесса в вузах очень важно придерживаться некоторых условий:
- условия комфортного существования студентов;
- условия соблюдения принципов толерантности, основанных на собственных знаниях и жизненной позиции;
- условия благоприятного микроклимата в коллективе;
- воспитания в себе любовь к обучающимся и педагогической деятельности;
- стремиться к повышению уровня специальных знаний в области обучения, проявлять эрудированность, педагогическую интуицию, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессионализм, владеть разнообразными методами обучения и воспитания;
- развития в себе такие качества как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус, тактичность, эмпатию, терпеливость, терпимость в отношениях со студентами и другими преподавателями, готовность принимать и поддерживать их;
- использование личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- обеспечение внутригруппового и межгруппового общения, умение предотвращать конфликты;
- создавать условия культурного взаимодействия;
- учет материалов, а также стиля общения преподавателя со студентами, которые направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование гуманитарной внутривузовской среды.
Все эти условия(свойства) не являются врожденными, а приобретаются упорным трудом, работой педагога над собой.
Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что формирование толерантности в высших учебных заведениях – это условия, созданные для приобретения определенных свойств и качеств личности студентами, что предполагает духовность педагогической культуры преподавателей, способных направлять учебно-воспитательный процесс на раскрытие самоценности человека, приоритетности развития личности, обладающей чувством собственного достоинства.