научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Воспитание студенческой молодежи на основе духовно-нравственных традиций туркменского народа

Актуальность данной статьи заключается в исследовании одной из важных педагогических проблем как духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи. В каждом учебном заведении обращают внимание на воспитание таких качеств как доброта, искренность, толерантность. Учитывая, что с каждым годом в учебных заведениях высшего образования количество иностранных студентов возрастает, то воспитание толерантного отношения к представителям других народов становится достаточно важной задачей преподавателей вузов. Статья направлена на раскрытие духовно-нравственных традиций туркменского народа, а также рассмотрены эффективные пути применения воспитательного опыта туркменского народа для повышения духовно-нравственных качеств студенческой молодежи. В основу методологии исследования данной проблемы были заложены такие методы как изучение литературы по теме исследования и анализ, позволившие выявить основные принципы духовно-нравственного воспитания туркменского народа и влияние их на воспитание студенческой молодежи. В статье предложена рекомендации по повышению духовно-нравственных качеств студенческой молодежи на основе туркменских традиций для преподавателей высших учебных заведений. Ведь Туркменистан – страна, где духовно-нравственное воспитание стоит на первом месте. Туркменские родители воспитывают детей, чтобы они уважали семьи, любили Родину и народ. Именно поэтому воспитание студенческой молодежи на основе традиций туркменского народа дадут положительный результат.

Аннотация статьи
студенческая молодежь
туркменский народ
духовно-нравственные традиции
воспитание молодежи
Ключевые слова

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание молодежи является одной из главных проблем в современной педагогики. В каждом учебном заведении обращают внимание на воспитание таких качеств как доброта, искренность, толерантность. Учитывая, что с каждым годом в учебных заведениях высшего образования количество иностранных студентов возрастает, то воспитание толерантного отношения к представителям других народов становится достаточно важной задачей преподавателей вузов.

За несколько лет многие образовательные организации уже создали технологии и подходы работы над повышением уважительного отношения к традициям и обычаям других стран. Тем не менее стоит и обратить внимание на традиции своего народа. Студентам стоит глубоко изучить историю своего народа, культурные и духовные традиции. Это своего рода обмен информацией, таким образом можно облегчить общение с иностранными студентами.

Туркменистан – одна из тех стран, где духовно-нравственное воспитание и на сегодняшний день занимает центральное место. Глава государства Гурбангулы Бердымухамедов говорил о том, что главная задача сотрудников образовательных организаций – это привитие обучающимся любви к Родине и воспитание на примере уважительного предшествующего поколения. Поэтому особое внимание воспитанию на традициях туркменского народа не кажется удивительным [1].

Туркменский народ богата своими культурными и духовными ценностями. Как и в других народах все это передается из поколения в поколение. Особой чертой туркменского народа является большое уважение к старшим. Однако определение «старший» означает не только возраст, но и большой статус и высокое занимаемое место.

Детей в туркменских семьях воспитывают так, за любым советом можно и нужно обращаться к старшим [2, c.48].

Каждый народ имеет свою историю, которая отражается в традициях и обычаях. Неотъемлемая часть культурного наследия – это уважение к старшим.

В туркменских семьях молодые люди со старшими должны вести себя очень воспитанно, говорить тихо и мало, не перечить, не спорить, беспрекословно выполнять все его поручения.

Мудрый старец Горкут ата, которому и на сегодняшний день относятся с большим уважением, однажды сказал: «Молодой человек, предавший отца, не поднимется…». Горкут ата был очень уважаемым человеком, с ним решали важные дела государства, его приглашали, чтобы он дал имя новорожденному ребенку.

Еще одним удивительным произведением туркменского народа является эпос «Героглы», где пишется о деде Джигалыбеке, который из внука сделал настоящего защитника своей страны. Он уважал духовно-нравственные ценности, черпая силы от любви к Родине и его народу [3, c.124].

Во многих пословицах и поговорках говорится об уважении к старшему поколению. Также и в традициях твердится о том же: нельзя не выполнять поручения старших, нельзя спорить с ними.

Отец, как и в других тюркских народах, в туркменской семье является главой семьи. Он может оценивать деяние своих детей, также его главной задачей обязанностью является защита их от всего и от всех. Дети и к матери должны относится с большим уважением. Окружающие строго следят за поведением ребенка по отношению к матери.

На основе духовно-нравственных традиций можно регулировать поведением человека в семье, в обществе, по отношению к окружающим, а также воспитать в нем добрые мысли и чувства.

Для того, чтобы начать работу в направлении духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи на основе духовно-нравственных традиций туркменского народа нужно правильно поставить цели и задачи. В первую очередь данный процесс должен охватить студентов всех национальностей. В первую очередь нашим студентам стоит показать какой гостеприимной является наша страна, рассказать о своих корнях, о воспитательных особенностях, таким образом иностранные студенты тоже могут поделиться опытом, рассказать о совей стране. Такой диалог и обмен культурными ценностями создаст атмосферу доброты, взаимопонимания и толерантности [4, c.42].

Однако этого будет мало, чтобы духовно-нравственные традиции имели воздействие на поведение студентов. Также можно сделать мероприятия посвященные к изучению воспитательных систем разных стран. На основе этого представители разных народов смогут познакомить с культурными ценностями и традициями своего народа. В процессе такого мероприятия студенческая молодежь заведёт новые знакомства, узнает об особенностях народов, вследствие чего, наши студенты могут в дальнейшем помогать своим новым друзьям, поддерживать их. Итогом будет молодые люди, которые с большим уважением относятся к представителям других народов, ценят свои и их традиции и культурные особенности [5, c.67].

Тем не менее не стоит и забывать про условия, в которых студенты получают образование. В первую очередь, каждый сотрудник образовательной организации должен показать, что они рады всем иностранным студентам, относится к ним толерантно. Такой пример подтолкнет студентов на такое же отношение.

Однако стоит отметить, что если человек сам по себе не воспитанный, не соблюдает моральные принципы, не уважает мнение окружающих, то о его толерантности по отношению других национальностей не стоит и быть речи.

Тем не менее именно традиции помогут решать данную ситуацию. Ведь в традициях каждого народа говорится об уважении старших, толерантном отношении к окружающим людям, любви к Родине и к своему народу [6, c.452].

Анализируя литературу, можно отметить, что именно народные традиции положительно влияют на уровень духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Причем традиции применяются не только выполняя «инструментальную» функцию, но и как пример поведения в обществе [7, c.573].

Работа в направлении повышения духовно-нравственных качеств студентов должна быть постоянной и непрерывной. Только в этом случае она будет эффективной.

Туркменский народ характеризует позитивный настрой и дружелюбность. В стране уделяют большое внимание на духовно-нравственную сторону человека. Одним из важных черт воспитания в туркменской семье – это воспитание уважения к старшим. Об этом твердится в разных поговорках и пословицах [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи является одной из актуальных проблем в современном мире. Народные традиции и обычаи являются незаменимым помощником в этом направлении воспитания. Прежде всего студенты должны изучить свои духовно-нравственные ценности. На сегодняшний день можно встретить большое количество представителей разных народов в наших высших учебных заведениях. Общаясь между собой студенты могут поделиться интересными фактами об истории своего народа, о традициях и обычаях, об особенностях воспитательных систем. Туркменистан – страна, где духовно-нравственное воспитание стоит на первом месте. Их воспитание направлено на уважении старших, почтительном отношении к отцу и трепетном отношении к матери. Прежде всего из семьи начинается формирование нравственных качеств. Туркменские родители воспитывают детей, чтобы они уважали семьи, любили Родину и народ. Именно поэтому воспитание студенческой молодежи на основе традиций туркменского народа дадут положительный результат.

Текст статьи
  1. Бердимухамедов Г. М. Поздравления учащихся школ, студенческую молодёжь, учителей и работников образовательной сферы в связи празднования День знаний и студенческой молодёжи Туркменистана, Ашгабат, 2019.
  2. Гарипова А.Н., Маликов Г. Р. Социально-педагогические ценности в просветительской мысли Золотой Орды «Молодой ученый» Ежемесячный научный журнал № 1 (24) 2011. С.47-51.
  3. Корзинкин А. А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дис…канд. пед. наук. – Курск, 1999. – 252 с.
  4. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис... док.пед. наук. – М.: Институт общего образования, 1999. – 127 с.
  5. Пирлиев К. Народная педагогика. Ашгабат, 1981. – 347 с.
  6. Ходжакулиева Б. А. К вопросу о развитии туркмено-российских гуманитарных связей на современном этапе / Б. А. Ходжакулиева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 10 (57). – С. 451-453.
  7. В помощь российскому соотечественнику за рубежом: справочное изд. [Текст] / Ин-т диаспоры и интеграции. М., Изд-во «П-Центр», 2007. С.573.
  8. Трац Э. Система образования в Туркменистане: спираль деградации. URL [Интернет ресурс]: http://www.index.php?section=analitics&bulid=79&bulsectionid=6882
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря