Влияние окружения на формирование личности

Влияние окружения на формирование личности

Общение с родителями, сверстниками и субкультурой, в которой человек формируется, влияет на становление личности. Переход из индивида в личность влечет за собой значительные изменения черт, которые, как правило, направлены в сторону большей зрелости и стабильности. В статье освещены движущие силы и условия развития человека, рассмотрены аспекты определения личности, и определена роль окружения в ее формировании.

Аннотация статьи
личность
развитие человека
влияние окружения
процесс становления личности
Ключевые слова

В процессе формирования личности основополагающие роли играют воспитание, окружение и генетика. Они способствуют формированию человеческих и социальных навыков. Если в человеке не воспитывать классические черты личности, то в результате индивид не сможет найти определенный стиль, соответствующий его становлению. Воспитание осуществляется через психосоциальное развитие человека, в то время как окружение напрямую влияет на его самооценку и формирование.

Начнем анализ с определения личности – это уникальное психологическое качество, а также сочетание признаков, которое в разных ситуациях и в разное время влияет на поведение индивида и его особенности; ее место и роль в социуме определяются самим обществом. Поэтому, зачастую, человеку трудно самому выбирать свои взгляды и убеждения [1, с. 245].

Никто не застрахован от окружения: детский сад, школа, дополнительные кружки, университет, работа. Каждый из нас, посещая то или иное место, встречается с определенным количеством людей и пытается показать себя как личность, подстраиваясь под общество. Например, при посещении культмассовых кружков, человек старается преподнести себя как творческую личность, выражая это во внешнем виде, общении. Именно общество показывает общую картину бытия, а также трактует правило жизни. Личность имеет возможность самостоятельно определять свое место и роль в определении тех желаний и целей, в соответствии с которыми он сам себя очертил. В таком обществе человек более счастлив – он живет своими убеждениями и уважает принципы других [2, с. 158].

Есть случаи, когда окружение влияет на решение индивида самостоятельно выбирать место в социуме, трактует манеру поведения и принижает собственные желания. В этом случае человек замыкается, меняет по принуждению свою способность к общению, а его поведение, мысли и чувства формируются в результате воздействия окружающей сферы.

Социум влияет на формирование личности с самого начала, буквально с момента рождения. Исходя из этого, процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • до 3-х лет (ранние года);
  • от 3 до 11 лет;
  • от 12 до 17 лет;
  • 18 лет (подростковый возраст) [3, с. 101].

Подростковый возраст один из самых важных этапов, так как играет большую роль в развитии личности человека. Именно в этот период возникают множество комплексов, нерешенных вопросов и ошибок. Родители, школа, друзья влияют на принятие решений, мешая мыслям самого человека – внутреннего «Я». Эта проблема существует всегда, и даже сегодня ее можно встретить в цивилизованном мире.

При наступлении 18-летнего возраста мнение индивида как личности уже практически сформировалось. Группы, которые включают в себя различные уровни знаний, умений и навыков, помогают в общении друг с другом. Развиваются коммуникативные навыки, полученные в результате положительных эмоций, которые повышают самооценку, придают уверенность в себе.

Процесс личностного развития не только важен, но и необходим. Нужно воспитывать не только системный процесс организации, в основе которого будет лежать развитие личности, но также познания, которые служат развитию человека до универсальной формы.

Социализация предусматривает приобретение определенных способностей, моральных и духовных ориентиров, отвечающих конкретным потребностям общества, которые постепенно становятся непродуктивными. И если данное общество требует формирования нового спектра способностей и потребностей, то для этого требуется преобразование своих ценностей. Человек, формируемый обществом, нуждается в системе социального воспитания, в постоянном и сознательно организованном совершенствовании.

Воспитание понимается как целенаправленное развитие каждого растущего человека в человеческую индивидуальность, обеспечивающую нравственную и творческую силу в росте социальных практик созидания.

Психологическое развитие ребенка имеет решающее значение в условиях воздействия окружения, в котором он развивается. Отношение родителей и их поддержка определяют характер ребенка и формирование его личности. Врожденный темперамент влияет на поведение детей, которое, в свою очередь, определяет стиль воспитания родителей. Несмотря на это влияние, метод воспитания требует большой ответственности и прагматичных решений, так как имеет решающее значение для социализации и персонификации процесса формирования личности. Родительские установки определяют психическое и физическое здоровье ребенка [3, с. 201].

Семья, которая правильно использует методы воспитания, обеспечивает безопасность, чувство защищенности, осваивает новые способы обучения и реагирует на открывающиеся возможности. Дети, как правило, копируют поведение других людей и чаще всего тех, с кем они находятся в самых близких контактах. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как другие. В этом смысле важно отметить, что дети от родителей усваивают некоторый способ поведения по отношению, например, к существующей модели наблюдения. Семейное воспитание носит более эмоциональный характер. Родительское влияние особенно велико потому, что они дают детям необходимый жизненный опыт [4, с. 250].

Вопросы о друзьях и дружбе переплетаются с представлениями людей о подростковом возрасте. В процессе становления личности необходимо учитывать то, с кем человек проводит больше времени. Важность взаимоотношений со сверстниками резко возрастает при переходе от детства к подростковому возрасту. При наступлении 18-летнего возраста человек переключают свое внимание с родителей на друзей – они становятся основным фактором их развития. Это находит свое отражение в выводах, показывающих, что подростки проводят больше времени в группах сверстников, и становятся в большей степени озабочены получением социального признания в социальных группах. По мере того как человек растет, друзья становятся все более влиятельными в формировании его самооценки.

Окружение играет огромную роль в том, как человек воспринимает окружающий мир и самого себя. Мы рождаемся с генетическими предрасположенностями, и социум действует на них, подстраивая под нужные обществу правила.

Семейная система и привязанность к сверстникам могут определять как меняется наше поведение с течением времени.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что воспитание и окружение играют основополагающую роль в формировании индивида.

Текст статьи
  1. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека: учебное пособие / Л.В. Мищенко. – М.: КноРус, 2018. – 394 с.
  2. Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности: учебное пособие / П.А. Кисляков. – М.: Русайнс, 2018. – 221 с.
  3. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология. Историческое становление возрастной психологии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf. – Дата доступа: 10.12.2020.
  4. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. – М.: Юрайт, 2018. – 288 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая