Неклассическая наука и особенности ее развития

В данной статье исследуется вопрос об особенностях неклассической науке, а также о неклассическое образование и стратегии методологических исследований. В работе рассматриваются период возникновения данной науки, и какие же произошли перемены в различных областях знаний.

Аннотация статьи
факты
математика
особенность
теория
наука
физика
метод
Ключевые слова

Современное научное знание имеет ряд методологических исследовательских стратегий, которые более дифференцированы в соответствии с более конкретной шкалой рассмотрения когнитивных процессов. В этой связи следует отметить, что наука обычно рассматривает методологию неклассического образования.

Вся наука основана на фактах и цифрах. Она собирает факты, сравнивает их и составляет свод законов в той области, в которой ее преподают. Методы получения этих фактов и цифр называются методами исследования. Основные методы исследования в психологии – наблюдение и эксперимент [7, с. 102].

Актуальность темы заключается в том, что исследование в значительной степени определяется последовательностью шагов или логикой исследований, которые должны привести к правильным результатам. Организация и проведение исследований зависят от содержания, но структура обычно основана на логике действий.

Неклассическая наука была связана с изменением этого стиля и появлением новой, неклассической науки. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия [4, с. 134]. В эту время происходит своего рода побочный эффект революционных изменений, который проходит в различных областях знания: в физике (открытие разделенного атома и появление релятивистских и квантовых теорий), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), химии (квантовая химия), биологии (создание генетики). Появились кибернетика и теория систем и сыграли важную роль в формировании современного научного мировоззрения.

Если в классической науке образ мира должен быть изображением самого изучаемого объекта, то неклассический научный метод описания включает в себя, помимо изучаемых объектов, инструменты, используемые для их описания [1, с. 109]. В соответствии с этим подходом акцент делается на активной роли и вовлеченности познания в процесс получения. Каждое свойство той или иной части этой сети не является абсолютным, а зависит от свойств других частей сети. Образы мира разных наук в это время все еще отделены друг от друга, но все вместе образуют общенаучный образ мира, отсутствующий в классической науке в целом. Этот образ больше не считается вечной и осознанной правдой [8, с. 113].

В неклассической науке наблюдается тенденция к сближению естественного и гуманитарного направлений, что стало характерной чертой следующего – постнеклассического – этапа развития.

Особенности развития неклассической теории обусловлены динамикой тех основ науки, которые определяют “стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи” [10, с. 400]. В гетероксеновой структуре оснований науки В. С. Степин выделяет следующие блоки, которые важны для нашей работы: идеалы и нормы исследования, мировоззренческие установки ученых и философские основания, допускающие вариации философских идей и категориальных смыслов, используемых в исследованиях [12, с. 384]. Нормы и идеалы, которые характеризуются для неклассической науки, непосредственно связаны “с отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий” [11, с. 152]. В связи с этим “принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. В отличие от классических образцов обоснование теории в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию в изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий” [2, с. 336].

Еще одной особенностью неклассического естествознания является преобладание вышеупомянутого вероятностно-статистического подхода к явлениям и объектам природы, что фактически означает отказ от понятия детерминизма. Ибо неклассическая наука характеризуется объединением противоположности классических понятий и категорий [3, с. 157]. В современной науке такие непрерывные и дискретные идеи не являются взаимоисключающими, но могут применяться к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице [5, с. 118]. Другой пример-относительность одновременности: события, которые одновременны в одной системе отсчета, не одновременны в другой системе отсчета, движущейся относительно первой [6, с. 141].

Особенностью неклассической науки было также явное предпочтение метода математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стало выступать в качестве средства создания новых теоретических построений, связь которых с опытом не является прямой и нетривиальной [9, с. 98].

Рассмотрев вопрос о неклассической науке и ее особенностях, можно сделать вывод, что неклассическая наука выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного знания от средств и методов деятельности познающего субъекта. Она обнаружила возможность, и даже желательность описания одной и той же реальности с разных исследовательских позиций, при этом используя разные методы.

В неклассической науке появилось много новейших теорий и законов, что нельзя сказать о классической науке. Решающие шаги в развитии новых понятий были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человечество оказалось в совершенно новой познавательной ситуации. Те понятия (сила, скорость, положение в пространстве, траектория движения и т.п.), которые успешно работали при объяснении поведения макроскопических природных тел, оказались неудачными и, следовательно, непригодными для отображения явлений микромира. В теоретический аппарат естествознания были введены понятия, позволяющие определить вероятность того, что соответствующие наблюдаемые величины будут иметь определенные значения в определенных ситуациях.

Текст статьи
  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2007. – 109 с.
  2. Болдин А.П. Основы научных исследований / А.П. Болдин, В.А. Максимов. М.: Академия, 2012. - 336 с.
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 2006. – 157 с.
  4. Игнатова В.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для дистанционного обучения. – Тюмень, 2005. - 134 с.
  5. Карпенков С.X. Основные концепции современного естествознания. М: ЮНИТИ, 2007. – 118 с.
  6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: ПРИОР, 2010. – 141 с.
  7. Петрова М.В. Курс лекций «История и философия науки», Ижевск 2007. – 102 с.
  8. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. – 113 с.
  9. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2009. – 98 с.
  10. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. Учебное пособие. М.: Изд-во Гардарики,1999. - 400 с.
  11. Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. – 152 с.
  12. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
Список литературы