Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал
Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовк...

Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа

Автор(-ы):

Брусенская Наталья Николаевна

Чекризова Марина Борисовна

Черникова Наталья Викторовна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

электронно-информационная образовательная среда
дистанционные образовательные технологии
платформа дистанционного обучения

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки студентов колледжа с применением дистанционных образовательных технологий на платформе Zoom и платформе Ё-стади.

Текст статьи

Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Сегодня, как никогда прежде, образование должно стать гибким, способным к быстрой адаптации в новых условиях жизни и профессиональной деятельности.

Одной из главных проблем, когда ситуация с коронавирусом COVID-19 охватила всю страну, стал вопрос об организации учебных занятий. В первые дни режима самоизоляции в нашем колледже, не имея времени на адаптацию к новым условиям, чтобы не нарушать учебный процесс, многие преподаватели ограничивались отправкой заданий на почту студенческих групп и размещением их в электронно-информационной образовательной среде. Студентам необходимо было выполнить задания теоретического и практического характера: ответить на вопросы, составить таблицы, решить педагогические задачи и т.д. Выполненные задания студенты направляли на почту преподавателя в указанный срок. Такой опыт оказался полезным, однако, увеличивалось время на проверку присланного материала, качество которого зачастую вызывало сомнения. Данная методика проведения учебных занятий увеличила трудозатраты преподавателя и студентов, на конкретную тему учебного занятия. Однако не только возрастание трудозатрат преподавателя снижает эффективность такой методики.

Заслуживает внимание и проблема организации видеоконференций. Для преподавателя было важным решить вопрос о том, какую образовательную платформу выбрать. В ходе проведения онлайн-занятий со студентами колледжа были апробированы несколько платформ. Хочу остановиться на одной из них, которая, безусловно, является лидером, это платформа Zoom-сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения.

Достоинствами работы на платформе Zoom являются: возможность воспользоваться бесплатной версией; планировать конференции заблаговременно; наличие «Зала ожидания», что позволяет собрать всех участников и оперативно осуществить подключение к конференции. Эта возможность будет полезна, например, при выполнении дифференцированной практической работы; возможность записывать лекцию или практическое занятие, осуществлять демонстрацию презентаций и других наглядных материалов; данная платформа дает возможность демонстрировать экран и получать качественный отклик от студентов.

Апробация Zoom при проведении практических занятий показала, что онлайн-занятия способствуют повышению активности обучающихся, но для преподавателя очень важно уложиться при обсуждении выполненных заданий, материалов одного или двух вопросов занятия в определенный временной отрезок.

Следует отметить и тот факт, что процесс подключения также требовал затрат времени, а это значит, что на контактную работу оставалось около 30 минут. Таким образом, при использовании бесплатной версии платформы Zoom 25 % учебного времени тратилось на организацию учебного занятия.

Вынужденные перерывы, связанные с подключением к следующей конференции, позволяли, с одной стороны, студентам отвлечься, отдохнуть, переключиться с одного материла на другой, но с другой стороны, требовалось время, чтобы настроиться и включиться в обсуждение следующих вопросов.

В связи с этим с нового 2020-2021 учебного года в процесс обучения в колледже частично внедряется использование дистанционных образовательных технологий на платформе Ё-стади.

Что такое Е-стади? Е-стади – это российский молодой, успешно развивающийся web-ресурс образовательного направления, предоставляющий преподавателям в пользование на правах аренды облачный сервис для организации дистанционного обучения. Настройка удаленной образовательной среды и процесс обучения осуществляется по сети.

Электронная система управления обучением Е-стади создана группой единомышленников. Разработчики поставили цель сделать платформу e-learning, которую могли бы использовать в образовательной деятельности преподаватели, учителя, репетиры, тренеры, школы, техникумы, другие образовательные учреждения. Сервис подходит предприятиям малого бизнеса в целях организации и управления дистанционным обучением своих сотрудников. Особенности Ё-стади в том, что платформа дистанционного обучения отличается от традиционных LMS тем, что не требует наличия соответствующего требованиям системы оборудования и установки программного обеспечения.

Система обучения проста в освоении педагогами, бизнес-тренерами, другими частными педагогами и образовательными учреждениями, желающими внедрить в обучающий процесс онлайн-технологии.

Функционал Е-стади, это использование облачного сервиса предполагает регистрацию преподавателя/организации на сайте разработчика your-study.ru. Авторизованному пользователю становятся доступными инструменты для осуществления дистанционного процесса обучения.

Создание и настройка рабочей области заключается в том, что создается виртуальный класс преподавателем по обучению. Сюда организатор курса, преподаватель загружает учебные и методические материалы для самостоятельного изучения студентами, предусмотренный образовательной программой, используя электронный учебник. Здесь же размещается важная информация по учебному процессу: графики, объявления, кейсы с практическими заданиями. Класс могут посещать сразу несколько слушателей групп/курсов. Обучающиеся получают доступ к рабочей области по индивидуальным заявкам.

Система предусматривает комплекс функций для тестирования обучающихся с целью определения уровня усвоения знаний студентов по изученному материалу. Тесты можно создавать в онлайн-режиме на официальном сайте или загрузить из файла формата *.docx. В системе автоматически создается отчет по качеству ответов студентами, прошедшими контрольное тестирование. Параметры тестирования: срок, выделяемое время, количество попыток на прохождение теста и др. оповещения – настраиваемые.

Практические работы обучающиеся загружают в систему через вкладку «Файл». Работы, выполненные студентами, преподаватель может просматривать, оценивать и комментировать. Журнал успеваемости по итогам тестов и проверенных студенческих работ формируется системой автоматически. Эти данные по успеваемости доступны студентам для ознакомления. Кроме того, на платформе происходит проверка посещаемости и обратная связь со студентами для консультации при изучении темы и выполнении заданий. Существует дополнительный функционал: форум, лента событий, управление доступом и т.д.

Современные студенты, особенно 1 и 2 курсов, относятся к так называемому поколению Z, имеющему психологические особенности, которые нельзя не учитывать при организации онлайн-занятий. Психологи часто называют мышление представителей этого поколения «клиповым», отмечают, что они сложно воспринимают большие объемы информации, им не интересны длинные пространные рассуждения и речи, от которых они быстро устают, что их восприятие нацелено на емкий, запоминающийся зрительный образ. Предпочитают информацию фрагментарную, сжатую, лаконичную.

Учитывая эти психологические особенности, в рамках использования дистанционных образовательных технологий на платформе Ё-стади удалось сделать упор на краткие конференции, сопровождающиеся презентациями, небольшими комментариями, активными обсуждениями, что, по мнению студентов, облегчило изучения отдельных тем учебных курсов.

Однако, за легкостью восприятия, доступностью, простотой и наглядностью учебного материала было важно не потерять значимую для формирования отдельных компетенций научную информацию. Потому для выполнения в ходе самостоятельной работы преподавателями предлагаются задания, связанные с анализом учебной информации, что приводит к увеличению учебной нагрузки. Стремясь сделать обучение эффективным, учитывая в большинстве случаев невозможность оперативной обратной связи, преподаватели направляют студентов к учебникам и учебным пособиям, размещенным в ЭБС колледжа, на образовательной платформе Юрайт, что требует от обучающихся высокой степени самоорганизации.

Несмотря на большое количество дискуссионных проблем, возникающих вокруг эффективности дистанционного образования, нужно отметить один факт. Ситуация вынужденного перехода на дистанционное обучение позволило преподавателям стать ближе со своими студентами. Многие из них стали не просто помощниками, цифровыми ассистентами, но зачастую становятся инициаторами использования новых платформ, технологий, раскрывают возможности различных образовательных сервисов.

Поделиться

5787

Брусенская Н. Н., Чекризова М. Б., Черникова Н. В. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа // Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 декабря 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 111-114. URL: https://apni.ru/article/1647-obrazovatelnie-platformi-kak-sredstvo-intens

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля