Современные концепции организационных инноваций
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (2), декабрь '19

Современные концепции организационных инноваций

В данной статье изучаются особенности финансово-промышленных групп, известных как «кэйрецу», а также анализируется возможность внедрения подобных структур на российский рынок. Благодаря своей устойчивости и независимости от большинства внешних факторов данные многоотраслевые концерны могут благоприятно влиять на экономическую ситуацию в стране и в мире.

Аннотация статьи
кэйрецу
конгломерат
концерн
финансово-промышленная группа
организационные инновации
Ключевые слова

На сегодняшний день мировая экономика проходит через серьезные трудности, с которыми сталкиваются не только развивающиеся страны, но и государства с выверенной экономической политикой. С чем же связано столь тяжелое положение на мировом рынке и есть ли способы перезапустить механизм глобальной экономики таким образом, чтобы избежать катастрофических финансовых потерь?

Для начала стоит отметить, что любая крупная экономика состоит из более мелких. В данном случае мировая представляет собой взаимосвязь национальных экономик, связанных друг с другом партнерскими и международными экономическими отношениями. Государство, обладающее собственной экономической политикой (а это, без сомнений, любое государство), можно представить, как некую компанию, основная деятельность которой направлена на получение дохода, прибыли и обеспечения своих работников, то есть, граждан.

Нынешнее время достаточно тяжело переживают многие страны, в том числе и экономические гиганты, однако во главе всех проблем любой страны стоит одна: неправильная организация труда. На уровне компаний она влечет за собой большие издержки производства, недостаточную мотивацию персонала и проблемы с оценкой рисков для предприятий, что, в свою очередь, ведет к потере клиентов, партнеров, кредиторов, и, следовательно, к банкротству. Ликвидация любой крупной компании наносит ощутимый вред по экономике страны, делает ее менее гибкой и неустойчивой, поскольку создается необходимость решать проблемы обанкротившейся организации, выплачивать компенсации, если они существуют, и находить правопреемников, способных восстановить утерянные связи.

Во избежание подобных трудностей в будущем, стоит не только проводить регулярные проверки предприятия, но и, в случае обнаружения проблем, вносить организационные инновации. В частности, в российских компаниях давно укоренилась стандартная организационная иерархическая схема, согласно которой каждый работник подчиняется вышестоящему над ним лицу, подчиняющееся уже собственному начальству, и так до тех пор, пока схема не приведет к генеральному директору или же совету директоров, которые отвечают за все происходящее в компании. Эта организационная модель настолько прижилась, что потихоньку теряет свою актуальность в мире, полном постоянных экономических потрясений. Главное для компании – это устойчивость. Она должна организовывать свою работу так, чтобы даже в условиях глобального кризиса иметь все ресурсы, чтобы выстоять или даже усилиться за счет ослабших конкурентов.

В последние годы многие эксперты обращают свое внимание на азиатскую экономику, которая разительно отличается от привычных нам европейской и американской схем. Даже конечные цели европейских и азиатских компаний разные. У первых – это прибыль, а у вторых – удовлетворенность клиента. Особенно подобным подходом выделяется Япония, ставящая на первое место качество своей продукции, на второе соотношение цены и качества и только на третье предполагаемую прибыль от сбыта товаров или услуг.

Как известно, на международных рынках представлены одни из самых старых и мощных японских компаний, некоторые из которых существуют уже более 385 лет. В чем же существенная разница между российскими компаниями, большинство из которых не может продержаться на рынке и десяти лет, и настоящими японскими долгожителями? Безусловно, в организации труда. На протяжении многих лет в Стране восходящего солнца существуют такие формы корпоративной структуры, как кэйрэцу (от японского 系列 – «система», «иерархический порядок»).

Кэйрэцу – это современный вариант многоотраслевых концернов, которые столь традиционны для Японии, эффективная и устойчивая форма организации бизнеса. Кэйрэцу представляют собой тесно связанную сеть компаний, разделяющих друг с другом капитал, новейшие разработки, потребителей, партнеров и дистрибьюторов. Они оказывают мощнейшее влияние на экономику Японии и внедрены в историю самой страны, как зарекомендовавший себя веками метод ведения бизнеса.

Кэйрэцу встречаются двух видов: вертикальный и горизонтальный. В центре горизонтальных кэйрэцу стоит банк, через который проходят все сделки, все доходы и расходы концерна, но, кроме того, членами данных кэйрэцу выступают и компании, которые предоставляют самые разные услуги, зачастую даже из разных отраслей. К примеру, одна из крупнейших и старейших японских кэйрэцу – Sumimoto Group (от японского 住友グループ) включает в свой концерн компании финансового сектора, машиностроительного, электротехнического, металлургического, транспортного, торгового секторов, также химическую промышленность, горное дело, лесную промышленность и инфраструктурное обеспечение. Именно благодаря многопрофильному развитию и наличию единого центрального банка во главе всех отраслей Sumimoto Group не просто продержалась «на плаву» на протяжении почти трех с половиной веков, но и завоевала рынок, доверие потребителей, государственную поддержку и щедрых инвесторов и партнеров.

Что касается вертикальных кэйрэцу, то они сосредоточены вокруг производителя, не являющегося ячейкой горизонтальных. Помимо этого, чаще всего, вертикальные кэйрэцу не присоединяют к себе разнообразные отрасли, а останавливаются на одной, используя дистрибьюторов и поставщиков. Их воздействие на экономику Японии почти сравнимо с горизонтальными кэйрэцу, но, в основном, они остаются в пределах таких отраслей, как машиностроение и электроника. Данная модель начала постепенно перениматься странами Запада, в том числе, и Россией, но в самой Стране восходящего солнца эта форма начала распадаться из-за экономического спада, прихода на рынок иностранных компаний, и, что самое главное, потери актуальности для современной экономической ситуации.

Банки – это главный член кэйрэцу, играющие центральную роль в их жизни. В данной системе финансовый риск порождается не только какой-либо конкретной отраслью, но всеми членами данного кэйрэцу, особенно банком. Однако существует и существенный плюс такой тесной взаимосвязи: если возникают проблемы у одной компании в рамках кэйрэцу, банк и прочие члены системы прикладывают все усилия, чтобы поставить ослабшего участника «на ноги».

По сути, кэйрэцу – это инструмент монополизации рынка, и если использовать его в экономике, не пригодной на данном этапе своего развития к подобному ведению бизнеса, могут возникнуть большие проблемы, такие как грубое вытеснение конкурентов с рынка, демпинг и ухудшение качества предлагаемых товаров и услуг. Не только экономика, но и образ мышления людей, стоящих во главе подобных концернов должен быть достаточно развит, чтобы вести честную игру даже на российском рынке.

Основные характеристики кэйрэцу обеспечивают их полную финансовую стабильность в условиях кризиса:

  1. Наличие собственной системы финансовых учреждений;
  2. Взаимное владение акциями;
  3. Объединение фирм внутри кэйрэцу для реализации крупных и перспективных проектов;
  4. Наличие обязательств о взаимных поставках;
  5. Организация общей торговой фирмы;
  6. Наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм, входящих в кэйрэцу;
  7. Взаимный обмен сотрудниками и руководителями разных уровней.

Опыт кэйрэцу можно рассматривать как удачный пример организации ведения бизнеса, правильного распределения ресурсов и верно выстроенных приоритетов, главными из которых являются уважение к конкурентам, потребителям и желание выстоять несмотря ни на что. Пусть российский рынок пока не совсем приспособлен к подобным инновациям, но постепенные нововведения в организационные структуры, в конце концов, приведут к укрупнению компаний и развитию их многопрофильности, что должно обеспечить устойчивость не только предприятия, но и экономики, а значит и страны в целом.

Текст статьи
  1. Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций. М.: Экономист, 2004.
  2. Morikawa H. Zaibatsu. The Rise and Fall of Family Enterprise Groups in Japan / Tokyo: University of Tokyo Press, 1992.
  3. Aoki M., Patrick H. The Japanese Main Bank System, 1994.
  4. «Morck & Nakamura», Banks and Corporate Control in Japan. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.320.6144&rep=rep1&type=pdf (дата обращения 06.10.2019), 1999. 319-339 с.
  5. Gilson R., Mark Roe M. Understanding the Japanese Keiretsu. 102 Yale L.J. 871, 1993.
  6. Miwa Y., Ramseyer M. "The Fable of the Keiretsu, " 11 J. Econ. & Mgmt. Strategy 169, 2002.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря