На сегодняшний день мировая экономика проходит через серьезные трудности, с которыми сталкиваются не только развивающиеся страны, но и государства с выверенной экономической политикой. С чем же связано столь тяжелое положение на мировом рынке и есть ли способы перезапустить механизм глобальной экономики таким образом, чтобы избежать катастрофических финансовых потерь?
Для начала стоит отметить, что любая крупная экономика состоит из более мелких. В данном случае мировая представляет собой взаимосвязь национальных экономик, связанных друг с другом партнерскими и международными экономическими отношениями. Государство, обладающее собственной экономической политикой (а это, без сомнений, любое государство), можно представить, как некую компанию, основная деятельность которой направлена на получение дохода, прибыли и обеспечения своих работников, то есть, граждан.
Нынешнее время достаточно тяжело переживают многие страны, в том числе и экономические гиганты, однако во главе всех проблем любой страны стоит одна: неправильная организация труда. На уровне компаний она влечет за собой большие издержки производства, недостаточную мотивацию персонала и проблемы с оценкой рисков для предприятий, что, в свою очередь, ведет к потере клиентов, партнеров, кредиторов, и, следовательно, к банкротству. Ликвидация любой крупной компании наносит ощутимый вред по экономике страны, делает ее менее гибкой и неустойчивой, поскольку создается необходимость решать проблемы обанкротившейся организации, выплачивать компенсации, если они существуют, и находить правопреемников, способных восстановить утерянные связи.
Во избежание подобных трудностей в будущем, стоит не только проводить регулярные проверки предприятия, но и, в случае обнаружения проблем, вносить организационные инновации. В частности, в российских компаниях давно укоренилась стандартная организационная иерархическая схема, согласно которой каждый работник подчиняется вышестоящему над ним лицу, подчиняющееся уже собственному начальству, и так до тех пор, пока схема не приведет к генеральному директору или же совету директоров, которые отвечают за все происходящее в компании. Эта организационная модель настолько прижилась, что потихоньку теряет свою актуальность в мире, полном постоянных экономических потрясений. Главное для компании – это устойчивость. Она должна организовывать свою работу так, чтобы даже в условиях глобального кризиса иметь все ресурсы, чтобы выстоять или даже усилиться за счет ослабших конкурентов.
В последние годы многие эксперты обращают свое внимание на азиатскую экономику, которая разительно отличается от привычных нам европейской и американской схем. Даже конечные цели европейских и азиатских компаний разные. У первых – это прибыль, а у вторых – удовлетворенность клиента. Особенно подобным подходом выделяется Япония, ставящая на первое место качество своей продукции, на второе соотношение цены и качества и только на третье предполагаемую прибыль от сбыта товаров или услуг.
Как известно, на международных рынках представлены одни из самых старых и мощных японских компаний, некоторые из которых существуют уже более 385 лет. В чем же существенная разница между российскими компаниями, большинство из которых не может продержаться на рынке и десяти лет, и настоящими японскими долгожителями? Безусловно, в организации труда. На протяжении многих лет в Стране восходящего солнца существуют такие формы корпоративной структуры, как кэйрэцу (от японского 系列 – «система», «иерархический порядок»).
Кэйрэцу – это современный вариант многоотраслевых концернов, которые столь традиционны для Японии, эффективная и устойчивая форма организации бизнеса. Кэйрэцу представляют собой тесно связанную сеть компаний, разделяющих друг с другом капитал, новейшие разработки, потребителей, партнеров и дистрибьюторов. Они оказывают мощнейшее влияние на экономику Японии и внедрены в историю самой страны, как зарекомендовавший себя веками метод ведения бизнеса.
Кэйрэцу встречаются двух видов: вертикальный и горизонтальный. В центре горизонтальных кэйрэцу стоит банк, через который проходят все сделки, все доходы и расходы концерна, но, кроме того, членами данных кэйрэцу выступают и компании, которые предоставляют самые разные услуги, зачастую даже из разных отраслей. К примеру, одна из крупнейших и старейших японских кэйрэцу – Sumimoto Group (от японского 住友グループ) включает в свой концерн компании финансового сектора, машиностроительного, электротехнического, металлургического, транспортного, торгового секторов, также химическую промышленность, горное дело, лесную промышленность и инфраструктурное обеспечение. Именно благодаря многопрофильному развитию и наличию единого центрального банка во главе всех отраслей Sumimoto Group не просто продержалась «на плаву» на протяжении почти трех с половиной веков, но и завоевала рынок, доверие потребителей, государственную поддержку и щедрых инвесторов и партнеров.
Что касается вертикальных кэйрэцу, то они сосредоточены вокруг производителя, не являющегося ячейкой горизонтальных. Помимо этого, чаще всего, вертикальные кэйрэцу не присоединяют к себе разнообразные отрасли, а останавливаются на одной, используя дистрибьюторов и поставщиков. Их воздействие на экономику Японии почти сравнимо с горизонтальными кэйрэцу, но, в основном, они остаются в пределах таких отраслей, как машиностроение и электроника. Данная модель начала постепенно перениматься странами Запада, в том числе, и Россией, но в самой Стране восходящего солнца эта форма начала распадаться из-за экономического спада, прихода на рынок иностранных компаний, и, что самое главное, потери актуальности для современной экономической ситуации.
Банки – это главный член кэйрэцу, играющие центральную роль в их жизни. В данной системе финансовый риск порождается не только какой-либо конкретной отраслью, но всеми членами данного кэйрэцу, особенно банком. Однако существует и существенный плюс такой тесной взаимосвязи: если возникают проблемы у одной компании в рамках кэйрэцу, банк и прочие члены системы прикладывают все усилия, чтобы поставить ослабшего участника «на ноги».
По сути, кэйрэцу – это инструмент монополизации рынка, и если использовать его в экономике, не пригодной на данном этапе своего развития к подобному ведению бизнеса, могут возникнуть большие проблемы, такие как грубое вытеснение конкурентов с рынка, демпинг и ухудшение качества предлагаемых товаров и услуг. Не только экономика, но и образ мышления людей, стоящих во главе подобных концернов должен быть достаточно развит, чтобы вести честную игру даже на российском рынке.
Основные характеристики кэйрэцу обеспечивают их полную финансовую стабильность в условиях кризиса:
- Наличие собственной системы финансовых учреждений;
- Взаимное владение акциями;
- Объединение фирм внутри кэйрэцу для реализации крупных и перспективных проектов;
- Наличие обязательств о взаимных поставках;
- Организация общей торговой фирмы;
- Наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм, входящих в кэйрэцу;
- Взаимный обмен сотрудниками и руководителями разных уровней.
Опыт кэйрэцу можно рассматривать как удачный пример организации ведения бизнеса, правильного распределения ресурсов и верно выстроенных приоритетов, главными из которых являются уважение к конкурентам, потребителям и желание выстоять несмотря ни на что. Пусть российский рынок пока не совсем приспособлен к подобным инновациям, но постепенные нововведения в организационные структуры, в конце концов, приведут к укрупнению компаний и развитию их многопрофильности, что должно обеспечить устойчивость не только предприятия, но и экономики, а значит и страны в целом.