Проблемы реализации административной ответственности несовершеннолетних

Проблемы реализации административной ответственности несовершеннолетних

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы реализации правоприменителем административной ответственности в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Основным способом изучения данной проблемы выступит обширная судебная практика. Так же буду рассмотрены наиболее объективные способы разрешения данной проблемы на практике, статистика и причины совершения несовершеннолетними правонарушений.

Аннотация статьи
девиантное поведение
несовершеннолетние
правонарушение
административная ответственность
КоАП
правонарушитель
Ключевые слова

Статистика говорит нам о возрастании правонарушений, совершенных несовершеннолетними, следовательно, о неэффективности профилактической работы, проводимой с ними. Кроме того, и меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, признаются малоэффективными, что является одной из причин перехода из категории общественно-вредных в категорию общественно-опасных правонарушений. В данной статье представлен анализ некоторых проблем, возникающих в деятельности полиции по реализации административной ответственности несовершеннолетних.

Несовершеннолетнее лицо в административном праве - лицо не достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3.КоАП РФ).

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [3].

Важнейшие социально-значимые задачи, стоящие перед современным российским обществом:

  1. Поиск способов уменьшения роста административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
  2. Повышение эффективности профилактики и предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних.

В общих положениях развития системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних на период до 2020 года четко определяется необходимость совершенствования системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, представляющий комплекс воспитательных, социальных, педагогических, медико-социальных, а также и правовоспитательных мер, направленных на выявление и устранение причин, которые способствуют правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на коррекцию девиантного поведения малолетних и подростков, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, которые находятся положении социально-опасном.

Также, прослеживается, что меры воздействия, применяемые в отношении лиц, совершивших правонарушение в несовершеннолетнем возрасте, малоэффективны, так как указанные меры направлены в большей степени на работу с последствиями противоправных деяний, и в меньшей степени на предотвращение в корне правонарушений несовершеннолетних. Стоит признать, что в основном это связано с невозможностью вовремя распознать признаки социального неблагополучия некоторых семей, определить негативные процессы, как в семье, так и в образовательных учреждениях, что влечет за собой наступление более серьезных последствий: поступки подростка перестают быть общественно-вредными, они переходят в категорию общественно-опасных. Результат отсутствия своевременных предупредительных мер в отношении подростков и детей, совершающих административные правонарушения, как правило, приводит к возрастанию рецидивной преступности [1].

В настоящее время проводятся меры по противодействию противоправному поведению подростков. Одна из важных мер – привлечение несовершеннолетних правонарушителей к административной ответственности. При реализации данного мероприятия правоприменители сталкиваются с некоторыми проблемами, которые мешают эффективной работе в направлении противодействия правонарушениям подростков и детей.

Практика применения административно-процессуальных и административно-правовых мер по отношению к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, говорит о допущении должностными лицами, исполняющими производство по делу об административном правонарушении, серьезных нарушений, которые можно увидеть, если углубиться в деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Проблемным представляется следующий аспект реализации административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Круг субъектов, наделенных правом привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, достаточно широк, однако только комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав правонарушитель, не достигший совершеннолетия, может быть освобожден от административной ответственности с применением к нему меры воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 2.3, ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ) [5].

Очевидно, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают подавляющее большинство административных дел с участием несовершеннолетних. Однако в данном случае, по нашему мнению, статья 1.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ (принцип равенства перед законом), закрепленная административным законодательством Российской Федерации. При равных основаниях назначения административного наказания в одном случае несовершеннолетний освобождается от ответственности, в другом в обязательном порядке подвергаются административному наказанию.

В связи с этим считаем рациональным дополнить КоАП РФ нормой, которая предусматривала бы единый порядок освобождения несовершеннолетних правонарушителей от административной ответственности с применением по отношению к ним мер воспитательного воздействия.

Для иллюстрации еще одной проблемы современного административного делопроизводства, можно привести следующий пример: 18 июня 2019 г. гражданка РФМ., несовершеннолетняя, не достигшая шестнадцатилетнего возраста, преследовавшая цель совершения мелкого хищения, прошла в торговый зал продуктового магазина ИП «Петренко». Осознавая, что ей не продадут алкогольные напитки, взяла с прилавка бутылку спиртосодержащего, которую спрятала в нагрудной сумке. Несовершеннолетняя М. была остановлена охранником магазина возле выхода. При разбирательстве в полиции М. пояснила, что четыре-пять раз в неделю приходит в магазин с целью совершить подобное хищение, как и в данном случае. Как выяснилось в отделении полиции, матери несовершеннолетней М. было известно о систематических хищениях ее дочери продуктов из магазина. Соответственно с тем, что М. не является субъектом административного правонарушения, инспектором подразделения по делам несовершеннолетних РФ, было принято решение о прекращении дела об административном правонарушении [2].

Таким образом, еще одной из причин совершения малолетними и подростками, не достигшими возраста, с которого наступает административная ответственность, повторных правонарушений, является чувство безнаказанности за противоправные деяния.

Правоприменительная практика и статистика наталкивают на мысль: в правильном ли направлении двигается общество, оставляя безнаказанным совершения правонарушений лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста? Данное ощущение безнаказанности подростков служит подспорьем развитию их противоправного поведения. В приведенном выше примере несовершеннолетняя М., регулярно совершая мелкие кражи, остается безнаказанной только потому, что она не является субъектом правонарушения.

При этом несовершеннолетняя гражданка РФ М. понимает, что совершает противоправное деяние. Следовательно, осознав некую «привилегию» своего возраста, несовершеннолетняя правонарушительница так и совершать противоправные, но безнаказанные поступки [6].

Текст статьи
  1. Батыргареева В.С. Закрепление института рецидива преступлений в уголовном законодательстве различных государств // Государство и право. 2019. №4
  2. Занина Т.М. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних: учеб.пособие / М.: ДГСК МВД России, 2017. 80 с.
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, / (дата обращения: 27.11.2020)
  4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / (дата обращения: 27.11.2020)
  5. Стеблецова Л.А. Ответственность несовершеннолетних по административному праву и практика ее применения органами внутренних дел / 12.00.14. М., 2005. 17 с.
  6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"/ (дата обращения: 27.11.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля