Особое место в системе образов осетинской волшебной сказки занимает образ невесты героя. Центральным героем осетинской волшебной сказки является герой-богатырь. Поэтому чаще невестой сказочного героя становится своевольная девушка-богатырь. Она выйдет замуж лишь за того, кто одолеет ее в бою. На Кавказе говорят: «Невеста принадлежит не тому, кто послал к ней в дом сватов, а тому, кто сделал ее своей женой».
Образ девушки-богатыря является самым древним из женских образов осетинской волшебной сказки. Главное в ее характеристике – необычная сила. Она с самого раннего детства работает над собой, участвует в различных состязаниях и сражениях. Вот, что по этому поводу пишет Клавдий Гален: «Скифы несли младенца немедленно по рождении, еще теплого, к речным волнам и здесь подвергали испытанию его природные силы и вместе укрепляли тело, погружая в холодную воду подобно раскаленному железу. Ведь всякому ясно, что если младенец выдержит такое испытание без вреда, то он выкажет и свою природную крепость и приобретет новую от закаливания холодом; всякий знает также, что если внешний холод преодолеет прирожденную теплоту младенца, то он должен тотчас умереть» [5, с. 221].
Важно отметить, что таким образом скифы испытывали младенцев не только мужского, но и женского пола. Следовательно, как мужчины, так и женщины нужны были скифскому обществу здоровыми, крепкими, поскольку они воспринимались как будущие воины. С подобным явлением мы сталкиваемся у спартанцев Древней Греции, особенно пристально следившими за здоровьем своего племени [2, с. 45].
Эпоха нескончаемых войн требует от людей силы и выдержки. При этом не только от мужчин, но и от женщин. «Каждый взрослый член коллектива, независимо от пола, был защитником племени. Во всяком случае, истории известны факты, когда женщины защищали свои жилища, в то время как мужчины уходили в походы (набеги)» [2, с.34].
Согласно историческим сведениям, раннескифское кочевое общество вынуждено было перемещаться с места на место в поисках пастбищ, при этом им приходилось обороняться от других племен, и, естественно, нападать на последних. Дело не в извечной воинственности кочевников, а в специфических условиях их существования… Они нуждались в новых пастбищах, продуктах ремесла и земледельческого хозяйства. Если к этому прибавить природную стойкость и выносливость людей, с детства сроднившихся с конем, и идеологию варваров, для которых разбой и грабеж – дело не только выгодное, но и почетное, то только в таком случае образ «агрессивного от природы» кочевника получит историческую расшифровку [10, с.66].
В таких же условиях находились почти все народы, проживающие на территории Кавказа. Так, например, абхазская женщина с детства училась владеть холодным и огнестрельным оружием, умению совершенно необходимому в виду того, что абхазцы, отправляясь на разбой и грабеж, часто оставляли свои семьи на продолжительное время, и женщины должны уметь защищаться в случае любого нападения извне; иногда же женщины сопровождали и самих мужей в их ночных похождениях [8, с.590].
Поэтому женщины, особенно молодые, были отличными наездницами, меткими стрелками из лука, а в бою они сражались наравне с мужчинами. Как известно, у скифов женщины участвовали в войнах наравне с мужчинами, не уступая им в храбрости [4, с.14].
У женщины-осетинки в обществе много обязанностей – хранить семейный очаг, воспитывать детей. При необходимости встать на защиту Родины, стать воином, кровомстителем: «В этнографической действительности и в фольклоре осетин в прошлом имели место факты, когда за убитого брата мстительницей выступала сестра, облачалась в военные доспехи и шла на врага» [6, с. 103].
Все это не могло не отразиться в устном народном творчестве, особенно в волшебной сказке и Нартовском эпосе. К слову, сказочник подчеркивает необычную силу девушки. Такую девушку одолеть нелегко. В сказке «Арсен» описывается девушка-воительница, которую еще никто не мог одолеть.
Как правило, девушка-богатырь ставит перед героем задачу. Если он с ней справится, она выйдет за него замуж, а если не справится, то умрет от рук девушки (или ее братьев): «Хадиза показала Каурбеку высокий курган, на котором она сражалась со своими женихами, и вызвала его на бой. При этом они договорились, что если победу одержит Хадиза или ее братья, то, как и предыдущим женихам, ему отрубят голову и его череп останется на кургане» («Сказка о сыне знаменитого богатыря Каурбека Аслане»).
Также перед Каурбеком труднодостижимую задачу ставит дочь Донбеттыра: «Пойдем, сразимся, но если ты меня не одолеешь, то твои остатки пополнят вот эту груду костей. Ну а если ты меня одолеешь, то сможешь забрать свою подстреленную добычу (то есть ее).
Согласившись с данным требованием, герой должен одержать победу над девушкой в бою. При этом сказочник подробно описывает картины этого боя. Противники ни в чем друг другу не уступают, поэтому долгое время никто не может одержать победу. В конце схватки Хадиза была повержена, но только потому, что герою была дана подсказка – девушка утратит свой воинственный дух, как только он ее поцелует. Так он и поступил: «Вернувшись на курган, Каурбек поцеловал Хадизу, и девушка утратила свой боевой дух».
Герой должен одолеть и усмирить свою невесту. А это не так легко, ведь она использует различные чудесные предметы («Сказка о сыне знаменитого богатыря Каурбека Аслане»).
Усмирить своевольную невесту также приходится герою Нартовских сказаний. В сказании «О сыне нарта Крым-Султана» «Черный всадник и Крым-Султан вступили в бой. Целый день они сражались, но один не уступал другому. Таким образом они боролись три дня без передышки». Кроме того, перед тем, как вступить в бой, девушка показала герою груду костей своих женихов. Никто из них не смог ее одолеть, она их всех убила.
Также в бой с женихом вступает героиня адыгейской сказки: «Юноша и девушка схватились и стали бороться. Долго ли боролись, мало ли боролись, – Аллах знает, кто знает, юноша одержал верх» (СМОМПК XXVII, IV, 43).
Как правило, девушка, направляясь на место встречи, скрывая, кто она, надевает мужскую одежду: «Пришел богатырь, на нем дорогая кольчуга, с луком и стрелами, и спрашивает Каурбека:
- Это ты собираешься жениться на моей сестре?
- Да, я.
Тогда богатырь и Каурбек вступили в схватку. Без единой передышки боролись они с утра до полдня. Победу одержал Каурбек».
При этом чаще всего герой встречается с неизвестным всадником три раза.
Схватка сказочного героя с невестой имеет историческую основу. Греческий писатель Клавдий Элиан в одном из своих рассказов описывает следующий обычай: «Если мужчина хочет взять в жены девушку, он сражается с нею. Тот, кто одержит победу, повелевает и властвует, побежденный подчиняется» [10, с. 93]. Позже появились интересные исторические сведения венецианского путешественника Марко Поло, связанные с указанным обычаем: «У хана Кайду (правнука Чингиз-хана) была храбрая и сильная дочь… Эта девушка была очень сильна; не было в целом государстве ни юноши, ни витязя, кто мог бы ее побороть… Отец хотел выдать ее замуж, а она не желала и сказала, что не выйдет замуж, пока не сыщется такой рыцарь, кто победил бы ее … Не раз отправлялась дева к врагам, силою захватывала витязя и приводила к своим…» [9, с. 248-249].
Как мы увидели, среди женских образов самым древним является девушка-богатырь. Ее образ встречается в сказках, в которых главным героем является герой-богатырь. Ведь только этот герой может одолеть такую девушку. Как правило, эта героиня живет в труднодоступном охраняемом месте. Она красива, умна и своевольна. Но главное в ее характеристике – необычная сила. Кроме того, девушка-богатырь наделена специфическими чертами – она выполняет требования традиционного этикета.