Образ невесты героя осетинской волшебной сказки, на которой он женится благодаря чудесным помощникам

Образ невесты героя осетинской волшебной сказки, на которой он женится благодаря чудесным помощникам

Образ невесты сказочного героя занимает особое место в системе образов осетинской волшебной сказки. В данной работе рассматривается образ невесты сказочного героя, на которой он женится благодаря помощи чудесных помощников. Как правило, эта девушка красива, живет в труднодоступном охраняемом месте, обладает предметами, наделенными чудесными свойствами. Она ставит перед героем труднодостижимые задачи, но он справляется с ними благодаря помощи чудесных помощников.

Аннотация статьи
любовь
фольклор
дружба
сюжет
небесное зеркало
чудесный предмет
чудесный помощник
верность
национальный этикет
антагонист
образ невесты
сказочный герой
волшебная сказка
Ключевые слова

Немаловажное место в системе образов осетинской волшебной сказке занимает образ невесты сказочного героя. В зависимости от того, кто является главным героем осетинской волшебной сказки – герой-богатырь, «иронический удачник» (М. Горький) или герой, достигающий своей цели благодаря помощи чудесных помощников [4, с.74], зависит, кто именно станет невестой сказочного героя. В данном исследовании речь пойдет о невесте героя осетинской волшебной сказки, на которой он женится благодаря помощи чудесных помощников [2, с.159].

Главное в характеристике невесты героя осетинской волшебной сказки, на которой он женится благодаря чудесным помощникам – необыкновенная красота: «Девушка вышла из башни – солнце и луна отражаются в ней, такая красивая» («Арвы айдӕн», «Æрхуы мӕсыджы бадӕг Бурчызг», «Хъараман-паддзахы аргъау», «Æртæ æфсымæры иу хойы аргъау» и т.д.) [7, с.54].

Также изображается волшебная героиня в сказках других народов. К примеру, в абхазской сказке «Сказка о трех сыновьях князя»: «Девушка вся светилась, а лицо ее было как кровь с молоком… Она была удивительно прекрасна и освещала весь мир»; в адыгейской сказке «Приключения молодого пши»: «Та девушка была сестрой семи братьев, самой красивой из тех, у кого есть глаза и брови».

Кроме того, у нашей героини есть предмет с чудесными свойствами – небесное зеркало, пояс, ножницы и т.д.

Как правило, эта героиня-красавица живет в труднодоступном и охраняемом месте [1, с.58]: «Алдар держит свою дочь на верхнем уровне башни, а башня касается неба» («Уæйыджы хъан»). Также изображается место жительства героини адыгейской волшебной сказки: «Ее сто собак и сто орлов сторожат, еще один жеребец джиджиф ее сторожит так, что еще не родился такой конь, который превзошел его в силе» («Сын слепого Ногая») [6, с.69].

Также сказочник упоминает о трагической судьбе тех, кто не сумел добиться руки и сердца этой сказочной героини. Но это не останавливает сказочного героя. Он считает делом чести жениться на этой прекрасной девушке [8, с.97].

Об остальных качествах героини сказочник, как правило, почти ничего не говорит, потому что главным является красота и недоступность девушки. Этой красавицы герой осетинской волшебной сказки добивается благодаря чудесным помощникам.

Как правило, эти помощники у него появляются благодаря его доброму сердцу, неравнодушному отношению, как к людям, так и к птицам, животным. Поэтому благодаря помощникам, он всегда достигает своей цели – женится на любимой девушке – благодаря помощи доброй женщины, у которой он остановился («Арвы айдӕн»), своего брата («Ацырухс») или помощи благодарных зверей и животных, которым он в свое время помог («Арвы айдӕн»).

В сказке «Арвы айдӕн» героя неминуемо ожидала смерть. Он не смог выполнить требование своей избранницы – спрятаться три раза так, чтобы она не смогла его найти. Но, увидев, сколько у него неравнодушных помощников – женщина, у которой он остановился, рыба, волк, лиса, орел, которых он в свое время спас от смерти, – она дала ему еще один шанс. Молодой человек проявил свой острый ум – он спрятался за спиной своей невесты, и она не смогла найти его в своем небесном зеркале.

Кроме того, помощниками сказочного героя становятся люди, наделенные необычными способностями. К примеру, один из таких героев способен одним глотком осушить море. Другой целится в небо и хочет попасть стрелой в небесную птицу Дурадзин, которая прячется в облаке. Третий персонаж несет на себе горы («Борӕты къулбадӕджы фырт ӕмӕ мӕличчы фырт»).

Часто герою помогает сама девушка. К примеру, героиня «Сказки о молодом охотнике» выяснила, где спрятана душа ее похитителя и делится выведанной тайной с юношей. Благодаря этому герою удается спасти свою невесту и жениться на ней.

Традиционно невеста героя осетинской волшебной сказки помогает герою в достижении им трудных задач [9, с.59]. В «Сказке об Ацырухс» молодой человек должен взобраться на дерево и спуститься вниз, не пролив ни капли топленого масла. Невеста подсказала ему хитроумный прием: «Сорви один волосок с моей головы. Один его край опусти в миску, и топленое масло затвердеет как лед. А когда спустишься с дерева, опусти в миску другой конец волоса, и топленое масло растает».

В «Сказке о Содагаре» девушка также подсказывает молодому человеку, чтобы вместо дорогих подарков он принял от ее отца худого коня, из оружия – самое ржавое, из колец – самое никчемное [7, с.52]. Герой послушал свою невесту и не прогадал. Благодаря помощи выбранного им коня герой преодолел все трудности и достиг своей цели.

Часто невеста героя, на которой он женится благодаря чудесным помощникам, наделена способностью превращаться в различных птиц, зверей и животных. Героиня одной сказки («Сызгъӕринкоцораджын лӕппуйы аргъау»), попав в трудную ситуацию, попросила Бога превратить ее в птицу, и ее молитва была услышана – девушка превратилась в маленькую птичку. Героиня другой сказки («Æлдар ӕмӕ Хӕлын Барӕг») превращается в лису [4, с.74].

Как мы убедились, говоря о невесте сказочного героя, сказочник отмечает необыкновенную красоту девушки, труднодоступность и удаленность места ее пребывания, наличие у нее чудесных предметов и умение превращаться в различных птиц, зверей и животных. Образ этой героини встречается в сказках, в которых главным является герой, добивающийся своей цели благодаря чудесным помощникам.

Чаще всего такая невеста ставит перед сказочным героем трудновыполнимые требования. И если молодой человек проявит ловкость и мужество, она согласится выйти за него замуж, иначе его ждет смерть.

Текст статьи
  1. Асаева Н.А. Изображение внутренних переживаний героев осетинской волшебной сказки // Сборник статей по осетинской литературе и языкознанию. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. – С. 101-114.
  2. Асаева Н.А. Изобразительные средства осетинской волшебной сказки // Мах дуг: ежемесячный журнал союза писателей Северной Осетии. 2002. №2. С. 159.
  3. Асаева Н.А. «Иронический удачник» осетинской волшебной сказки // Рухстауаг: научно-методический журнал. 2011. №1. С.36-44.
  4. Асаева Н.А. Ирон алӕмӕты аргъауы сюжетты типологион анализ (Аарне-Томпсоны системӕмӕ гӕсгӕ) = Типологический анализ сюжетов осетинской волшебной сказки (по системе Аарне-Томпсона): монография. – Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2017. – 110 с.
  5. Асаева Н.А. Поэтика и стиль осетинской волшебной сказки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2004.
  6. Асаева Н.А. Поэтика и стиль осетинской волшебной сказки: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Владикавказ, 2004.
  7. Асаева Н.А. Стабильные поэтические структуры осетинской волшебной сказки: монография. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011.
  8. Асаева Н.А. Художественный мир осетинской волшебной сказки: учебное пособие. – Владикавказ, 2009.
  9. Бежаева Ф.Г., Асаева Н.А. Методы этических и эстетических концептов нартовского эпоса // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. №4.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 19 июня по 25 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
29 июня
Загрузка в eLibrary
29 июня
Рассылка печатных экземпляров
07 июля