Вторая половина XII – начало XIII века – «сердцевина западного Средневековья». И это не случайно. В этот период в Англии и Франции правили Генрих Плантагенет и Ричард Львиное Сердце, Людовик VII и Филипп Август. Это было время великих подвигов. Именно тогда слагались романы о легендарном короле бриттов Артуре и приключениях рыцарей Круглого стола. Доблестные Ланселот и Персеваль, королева Геньевра и бесстрашный Говен, а также другие герои произведений «Артурианы» стали образцами для рыцарей и их дам в XII–XIII веках.
Понятие «рыцарство» касается почти всех институтов Западной Европы XI-XIV веков, включая обычаи, нравы, идеи, историографию и литературу. Возникновение рыцарства одни уводят к Гомеру и древней Элладе, другие начинают с «Германии» Тацита, третьи указывают на раннее Средневековье («Эдды», «Беовульф») и т.д. Рыцарство как военное сословие тесно связано со службой на коне. В большинстве западно-европейских языков термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник», «кавалерист». Конная служба установилась при Карле Мартелле (начало VIII века) на средневековом Западе при Каролингах. За эту службу он раздавал земельные пожалования, которые позже превратились в наследственные владения – лены и феоды, а их держатели – в феодалов (рыцарей). Таким образом сложилось феодальное (рыцарское) сословие, которое стало господствующим классом общества. Однако рыцарская идея показала себя более жизненной, чем тот социальный слой, который ее создал. Вот почему, несмотря на все ее сбои, она сохранилась как эталон.
Рыцарь – понятие емкое. Прежде всего это человек чести и принципов – в абстрактном смысле, и всадник в латах, с копьем и щитом – в конкретном. Он обладает мускульной силой, ловкостью, мужеством. Помимо внешних данных важное значение имеет менталитет рыцаря. Ему присущи такие качества как благородство, порядочность, честность, верность слову, возвышенное отношение к женщине, деликатность, такт. Существует десять рыцарских заповедей:
- Нельзя быть рыцарем, не будучи крещенным.
- Главная забота рыцаря – охранять церковь.
- Не менее важно защищать слабых, вдов и сирот.
- Весь путь рыцаря освящен любовью к родине.
- На этом пути он должен быть неизменно мужественным.
- Он обязан бороться с неверными, врагами церкви и родины.
- Долг рыцаря – верность сеньору.
- Рыцарь обязан говорить правду и держать слово.
- Ничто так не украшает рыцаря, как щедрость.
- Рыцарь неизменно обязан бороться со злом, защищая добро.
Так кто же был первым рыцарем? Легенды называют таковым короля Артура. В английской средневековой историографии самыми любимыми и популярными являются исторические предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Предания о короле Артуре своими корнями уходят в верования и сказания древних кельтов. В некоторых валлийских поэмах VI-VII веков встречаются упоминания о подвигах великого воина и вождя по имени Артур. В середине XII века легенды об Артуре были широко распространены среди населения Британии. Поэтому хронисты упоминали его имя в своих трудах. Английские хронисты говорили об Артуре как о военном вожде бриттов. Около 800 г. Ненний в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского рассказал о доблестном воине Артуре, под предводительством которого бритты одержали двенадцать грандиозных побед над саксами. Автор дополнил сообщения Ненния о легендарном военном вожде Артуре материалом кельтских преданий, изменил форму рассказов об Артуре, придав повествованию форму конвенционального средневекового историографического текста. Спустя полвека после Гальфрида вопрос реальности короля Артура был снят – монахи аббатства Гланстонбери на территории своей обители обнаружили достойное почитания захоронение. Открытие могилы Артура и последующее перезахоронение останков Артура и Геньевры правящей королевской четой окончательно сделало сюжет об Артуре частью английской исторической идентичности. Благодаря Гальфриду предания и легенды стали историей – сюжеты о деяниях короля Артура были включены в историческое произведение. «История бриттов» обладает существенным преимуществом перед рыцарским романом, так как читателю предоставляется возможность поверить, что все, о чем он читает, было на самом деле. Данная книга вдохновила многих авторов рыцарских романов на разработку сюжетов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Гальфрид развивает два направления Артурианы – мистико-героическое (последующий английский эпос) и куртуазно-романтическое (рифмованная хроника Васа и стихотворные романы Кретьена де Труа). Несмотря на это, сюжетная линия различных циклов в основном совпадает, и сводится к следующему.
Король бриттов Утер влюбился в Игрену, жену герцога Корнвалийского, и овладел ею при помощи волшебника Мерлина, который придал ему внешность мужа Игрены. От этой связи и родился Артур, занявший престол Британии после смерти отца. Он жил в Уэльсе, в замке Камелот, в окружении полутора сотен рыцарей, которые по храбрости и манерам служили образцом всему свету. Элиту этого общества составляли 12 рыцарей, сидевших с королем и другими за Круглым столом, ставшим символом их равенства. Все они проводили время в пирах и приключениях, сражались на турнирах и в поединках, ухаживали за дамами. Артур был неутомимым воителем. Во множестве сражений он разбил англосаксов, потом победоносно вторгся в Шотландию, Данию, Норвегию и даже во Францию, где под Парижем одолел огромное римское войско. Во время его отсутствия его племянник (или внебрачный сын) Модред восстал и соблазнил жену Артура – королеву Геньевру. Возвратившись, Артур убил племянника. Он и сам получил смертельную рану, но не умер. В роковой битве Артура и Модреда погибли их армии и почти все рыцари Круглого стола. Артур был увезен на таинственный остров Авалон. Излечившись, он остался в состоянии волшебного сна. Однако, согласно кельтским преданиям, он обязательно очнется и вернется в свое королевство, когда его народу понадобится помощь.
Легенды о короле Артуре тесно связаны со сказанием о святом Граале. Грааль – чаша пристрастия, священная реликвия, в которую, по легенде, Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа. Эта чаша была доставлена в Британию, и со временем стала олицетворением «мистического рыцарского начала, символом высшего совершенства, эмблемой мировой христианской империи». Вот почему центром Артурианы со временем стал не двор короля Артура, а чудесный замок Грааля. Рыцари, посвятившие себя охране замка, из искателей приключений превратились в борцов за справедливость, защитников слабых и угнетенных, создателей «высшей гармонии в грешном земном мире». А королевство Артура рассматривается в отрыве от реальной Британии как некая мистическая абстракция без реального содержания и границ.
Параллельно мистико-героической линии Артурианы развивалась куртуазно-романтическая линия. Помимо стихотворных появляются многочисленные прозаические варианты. Это продолжалось до XV века, когда «обе линии как бы сомкнулись». Произведение английского писателя Томаса Мэлори «Смерть Артура», сгруппировав все известные сюжеты, поставило точку в многовековой истории Короля Артура и рыцарей Круглого стола.
Предания о короле Артуре прошли долгий путь от сказаний древних кельтов до признания этих сюжетов важнейшим фактом английской истории. Сюжеты Артурианы одновременно фигурировали в мифах, в истории, в литературе, и, естественно, влияли друг на друга. «Провозглашение своего родства с Артуром было важным элементом в пропагандистской политике многих английских монархов». Предания о легендарном короле Артуре и рыцарях Круглого стола являются национальным достоянием бриттов, бережно оберегаемым от посягательств иноземцев.