Разработка критериев для внедрения методик развития творческой активности детей дошкольного возраста и критериев для оценки эффективности данных методик

Разработка критериев для внедрения методик развития творческой активности детей дошкольного возраста и критериев для оценки эффективности данных методик

Исследование универсальных критериев, для оценки возможности внедрения и последующей эффективности множества методик и программ по развитию творческой активности детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
навык
творческий навык
творчество
рефлекторная реакция
социальная активность
Ключевые слова

Включение ребенка в социальную активность происходит с самого его рождения, благодаря родителям и остальным людям, которые его окружают. Определенные ментальные компоненты, которые есть у ребенка при появлении на свет, еще не являются полноценными когнитивными единицами, а остаются на уровне рефлекторных реакций в ответ на внешние раздражители. Процесс развития творческого мышления имеет основополагающее значение в психическом развитии ребенка, в его познании окружающего мира, в обогащении той информацией и получении тех навыков, которые ребенок получает в течение взросления. От того как ребенок научится выражать себя в творческой среде зависит его будущее благополучие и место в обществе.

На современном этапе, творческим навыкам отводится важная роль в психологии, педагогике, психолингвистике, логопедии, онтолингвистике и многих других науках. Многими исследователями отмечено освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения».

Понятийно-терминологический словарь логопеда под редакцией В.И. Селиверстова дает нам такое определение к понятию «навык»:

Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий [5].

Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко определяет понятие «навык» как доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения навыка служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания [1].

То есть, любые навыки – это действия, которые человек может выполнять без особых усилий, но для того, чтобы этого достичь, он должен проделывать определенную работу (физического или психологического характера).

Безусловно, творчество, как процесс – это тоже определенное умение, которое ребенок, частично, развивает в себе неосознанным путем проб и ошибок, и частично перенимает у взрослых, которые его окружают.

Так, в нашем исследовании мы определяем творческий навык как умение созидать что-либо или преобразовывать окружающую среду посредством творческого, креативного мышления, способности находить нестандартные решения.

Современные исследователи соглашаются со своими предшественниками в том, что дошкольный возраст является самой благоприятной средой для развития тех навыков, умений и качеств различной направленности у ребенка, которые позволят ему в дальнейшем не только успешно интегрироваться в жизнь современного ему общества, но и стать развитой, психически и физически здоровой личностью. Именно поэтому педагогической науке следует уделять повышенное внимание разработке методик и средств по развитию навыков креативного и творческого мышления у детей разного дошкольного возраста. Именно данные навыки составляют базис для прочих и не только раскрывают таланты подрастающей личности, но и учат ее сублимировать и проживать собственные чувства и эмоции, развивая как эмоциональный, так и когнитивный интеллект.

Для того чтобы оценивать насколько та или иная методика благотворно влияет на развитие творческих навыков у детей, в науке были выведены некоторые критерии, позволяющие быстро и эффективно отследить эффект внедряемых педагогических технологий.

Н.В. Кондратьева выделяет «когнитивно-эмоциональный» критерий, основывающийся на способности ребенка мыслить нешаблонно, приводить нестандартные примеры и составлять ассоциативные ряды. Приведенный критерий отслеживает такие показатели, как экспрессивность самовыражения и пластичность, вариативность проявлений особенностей темперамента в процессе творчества [4].

Г.Г. Григорьева приводит «личностно-креативный критерий», заключающийся в умении ребенка самостоятельно осуществлять творческий поиск, отсутствии страха пробовать что-то принципиально новое, мыслить шире поставленных рамок. В этом критерии наиболее важными позициями являются наличие творческого воображения и проявление внутренней мыслительной позиции творца [2].

Т.Г. Казакова считает наиболее успешной оценку реализации методики по деятельно-процессуальному критерию, проявляющемуся в умении ребенком выбрать, как решить творческую задачу, оценить и определить творческие способы и приемы решения проблемы, не бояться их применять. Здесь основополагающими являются характеристики освоения этапов творческой деятельности и наличие у ребенка стремления и умений достигать своих творческих целей [3].

По нашему мнению, не следует оценивать каждую новую методику с точки зрения только одного аппарата критериев, так как современные методики и средства являются более углубленными и ставят перед собой различные цели. Более того, каждая методика зачастую работает в интеграции с прочими, что не разобщает развитие творческих навыков ребенка, а, напротив, мотивирует данный процесс.

Со своей точки зрения мы разработали собственные критерии оценки развития творческих умений дошкольника после применения той или иной программы, который, по сути, является объединением всех предыдущих критериев и облачением их в более актуальную форму. В нашем оценочном листе критерии делятся на «предметодические» и «постметодические», так как прежде чем внедрять изменения в текущую программу следует проверить факт готовности привычной среды ребенка, а также пригодность данной методики к уровню развития дошкольника.

Предметодические критерии.

1. Познавательные способности.

Данный критерий основывается на когнитивных способностях ребенка, принимает во внимание его кругозор и уровень психофизиологического развития. Доказано, что творчество является процессом, благотворно влияющим не только на нормальное развитие личности, но и входящие в программы корректировки различных нарушений и патологий развития. Однако, не каждая, даже самая потенциально безобидная методика подойдет для любого ребенка. Исключая показатель психофизиологического здоровья, следует учитывать показатели индивидуальных черт характера и особенностей темперамента.

2. Учет окружающей среды.

Здесь, мы говорим о том, что не всегда окружение ребенка, начиная от жизни в семье и заканчивая предметно-образовательной средой и особенностями природных условий способствуют реализации определенной программе творческой активности. Любая методика должна учитывать социальное и природное окружение ребенка, позволять ему реализовывать собственные творчески навыки в согласии с окружающей средой или видеть в ней потенциал для вдохновения и преобразования. Безусловно, творчество предполагает возможность развития фантазии и творческой догадки, однако большим мотиватором для ребенка на данном этапе будет умение изменять привычное и видеть в привычном нечто необычное для себя.

Постметодические критерии.

1. Творческая самостоятельность.

Самым важным результатом любой методики по развитию творческой способности ребенка является развитие творческой самостоятельности, умения, а главное желания производить самостоятельный творческий поиск, наблюдать и выявлять новые поводы для вдохновения и проявления креативности. Конечно, прикладное умение реализовывать себя в определенных видах творческой деятельности тоже должно быть учтено, однако без свободы креативного мышления оно в итоге сведется к повторению шаблонов и слепому копированию, что разовьет только механические навыки ребенка, без опоры на интеллектуальное развитие.

2. Отсутствие стандартизации мышления.

Творческий навык – это не только навык проявления себя непосредственно в креативной активности, но и обеспечение отсутствия линейности и узкости мышления. Ребенок, который занимался по методике развития творческой активности, должен уметь не только проявлять желание и возможности заниматься творчеством, но и применять творческое мышление в других сферах жизни, отличаясь находчивостью и живостью идей.

3. Критическая оценка собственных действий.

Упомянутый выше критерий, затрагивающий возможность ребенка творить в свободном формате, будет являться не полным, если не кооперировать его с умением дошкольника критически относится к результатам собственной творческой деятельности. Умение понимать положительные и отрицательные стороны продукта своего труда, а также спокойно реагировать на возможные творческие неудачи позволит дошкольнику более успешно развиваться в рамках двух предыдущих критериев, смотря в собственное творческое будущее без страха совершить ошибку или сделать что-то хуже своих ровесников.

Таким образом, разработанные нами критериями, на наш взгляд являются универсальными для оценки возможности внедрения и последующей эффективности множества методик и программ по развитию творческой активности детей дошкольного возраста.

В современном многообразии различных курсов и методик родителям и педагогом бывает сложно адекватно оценить потенциал методического инструментария. Разработка единых универсальных критериев позволит сэкономить время, избегая педагогических неудач и создать определенный реестр программ и методик, признанных более эффективными в данной среде.

Текст статьи
  1. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: АСТ, 2003. – 672 с.
  2. Григорьева, Г.Г. Игровые технологии в системе субъектноориентированного образования детей в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева // Сборник Материалов Ежегодной международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста". – 2013. – № 2.
  3. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника [Текст] / Т.Г.Казакова. – М. : Педагогика, 1983. – 112 с.
  4. Кондратьева, Н.В. Критерии оценки развития творческих способностей [Текст] / Н.В. Кондратьева // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 9-12.
  5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа