Профориентационная работа как условие формирования профессиональной мотивации у безработных граждан

Профориентационная работа как условие формирования профессиональной мотивации у безработных граждан

Статья посвящена одной из проблем в системе дополнительного профессионального образования безработных граждан - оказанию помощи в правильном выборе профессионального пути. В ней представлен анализ теоретических подходов взаимосвязи профессионального консультирования и профессионального обучения, акцентируется внимание на одном из условий формирования профессиональной мотивации у безработных граждан. На основе проведенного теоретического анализа обоснована необходимость и важность организации системной работы по профессиональному консультированию безработных граждан в центрах занятости, с целью целенаправленного выбора профессионального пути.

Аннотация статьи
профессиональная мотивация
профессиональная ориентация
профессиональное консультирование
безработные
мотивационный процесс
Ключевые слова

Одной из проблем 90-годов 20 века в России являлось вывод страны из затяжной кризисной ситуации, которая сложилась на тот период, а именно становление и развитие рыночной экономики. Важнейшей из многих характеристик рыночной экономики является конкуренция на рынке товаров и услуг. Конкуренция, порождается свободой выбора предпринимателя, заставляет его производить товары и услуги, которые на данный период времени являются востребованными на рынке и исходя из этого выбирать, эффективные способы производства. Сложившаяся ситуация затронула все отрасли экономики страны того времени, а следовательно, и население городов должно было быть более лабильным и приспосабливаемым к новым условиям. В этот период для данных целей в центре службы занятости начинают создаваться структурные подразделения по профориентационной работе, которые начинают функционировать в разных городах, в том числе и в Санкт-Петербурге. В самом начале такие центры работали в основном с молодежью, потому что, как отмечают специалисты, которые стояли у истоков возникновения данной службы, эта категория граждан являлась на тот момент самой социально незащищенной, они были слабо подготовлены к быстро меняющимся экономическим условиям в стране, наблюдалось несоответствие их профессиональной подготовки современным требованиям рынка труда, а также отмечался низкий уровень трудовой мотивации. По мере того, как опыт работы таких структурных подразделений увеличивался, расширялся и перечень категорий граждан, которым предлагались услуги по профориентационной работе, целью которой было преодоления несоответствия потребности рынка труда и профилей подготовки трудовых ресурсов.

На сегодняшний день работа в центрах занятости идет с молодежью, с лицами предпенсионного возраста, инвалидами, с женщинами оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, а также с безработными гражданами.

Особого внимания требуют безработные граждане, которые длительное время не работали. Здесь профориентационная работа должна быть направлена на выработку новых мотивационных установок, формирование профессиональной мотивации, личной активности в поиске трудовой занятости. Для этого центры занятости населения в городе Санкт-Петербурге предоставляют большой перечень направлений переподготовки, а также повышение квалификации по своей специальности для данных категорий населения. Но целью, данной статья является рассмотреть иной аспект профориентационной работы, который заключается в вопросе о том, какова вероятность того, что безработный гражданин, после окончания переобучения по новому направлению, будет искать работу по специальности, учитывается ли профессиональная мотивация и мотивы при проведении профконсультативной работы в центре занятости. Потому что если человек идет на переобучение в систему дополнительного профессионального образования после профконсультации только с целью не лишиться денежных выплат или потому что у него подходит к концу срок регистрации на бирже труда, то будет ли он заинтересован в поиске работы в данном направлении.

Преподаватели, экономисты и психологи-консультанты поднимают в последнее время вопрос о целесообразности такого обучения и выделения финансовых ресурсов на эти цели для безработных граждан со стороны государства, которые с низкой профессиональной мотивацией с малой долей вероятности будут искать работу по выбранному направлению. Профессиональное обучение призвано сглаживать психологические и социальные барьеры незанятости населения и, повышая конкурентоспособность граждан, помогая им адаптироваться на рынке труда. Поэтому главная задача профессионального обучения безработных и его логическое завершение – трудоустройство безработных или их самозанятость. Получив новое место работы и возможность применять на практике приобретенные в ходе обучения знания, умения и навыки, у безработного появляются реальные потребности в повышении своей квалификации и конкретные рекомендации к повышению эффективности профессионального обучения в целом.

Однако, как показывает практика, не всегда процесс профессионального обучения безработных заканчивается трудоустройством или каким-либо видом самозанятости. Нередко временно безработный, получив новую профессию, продолжает долгое время оставаться в положении безработного и, в итоге, либо устраивается на работу не по специальности, либо вынужден соглашаться на повторное переобучение. Данное явление связано со многими причинами, включая в первую очередь такие как: отсутствие у обучающегося направленности на трудоустройство после переобучения; отсутствие у обучающегося способности и возможности к самостоятельному трудоустройству; несформированности профессиональной мотивации. В результате эффект от профессионального обучения безработных либо очень мал, либо практически отсутствует.

Для решения данной проблемы должна осуществляться эффективная и клиентоориетированная профориентационная работа. Профессиональная ориентация – ознакомление различных категорий населения с состоянием и динамикой развития рынка труда, уровнем востребованности различных профессий, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Интересен опыт профориентационной работы за рубежом. Например, во Франции профориентация включена в программу обучения и осуществляется как основная цель процесса обучения на второй ступени (5-6 классы, 11-12 лет) – так называемый «цикл наблюдения» – учителя наблюдают за учеником для определения его склонностей и способностей.

Имеются центры профориентации. Ни один молодой человек не может быть принят на работу без предъявления сертификата профориентации. Так же опыт проведения профориентационной работы в Кабардино-Балкарской республике показал, что для повышения эффективности работы по трудоустройству населения центры занятости республики ведут работу по профилированию безработных граждан (распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания и наиболее эффективной помощи при содействии при трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда). Процесс профилирования происходит с момента признания клиента безработным. В дальнейшем подбираются мероприятия, наиболее эффективные при работе с гражданами, отнесенными к каждой из профильных групп. Безработные профильных групп привлекаются к программам активной политики занятости, приглашаются на ярмарки вакансий, собеседования, участвуют в различных программах социальной адаптации, направляются на профессиональное обучение и переобучение [5].

Но, следует отметить, что остается без внимания сформированность профессиональной мотивации у безработных граждан, это никак не отслеживается и не учитывается в консультативной работе. Их можно привлекать к каким угодно мероприятиям, но если у человека не выражены мотивы профессиональной деятельности, то все эти усилия со стороны центров занятости останутся безрезультатными. На наш взгляд, чтобы разобраться в данном вопросе более детально и найти оптимальное решение, следует рассматривать мотивацию, как динамический процесс, формирования того или иного мотива [2].

А.А. Фарзулаев выделяет в мотивационном процессе пять этапов. Первый этап – возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения, действия, результата и способов осуществления этого действия. Но побуждение – то еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения. Второй этап – человек сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, стоит ли ее удовлетворять. Но на втором этапе мотивационный процесс по А.А. Файзуллаеву не заканчивается. Третий этап – это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции, что приводит к переходу к следующему этапу мотивации – закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера. Последний этап – актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внешней или внутренней необходимости, привычки или желания [6].

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются профессиональная информация, профессиональный отбор, профессиональное обучение, профессиональная, производственная и социальная адаптация. Основные методы профессиональной ориентации: информирование, психологическое и медицинское консультирование, психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика, различные педагогические методы.

Основной профориентации является формирование профессиональной и личностной мобильности, способности к свободному и адекватному выбору профессионального пути, умения соотносить знания о себе с требованиями профессиональной деятельности, учитывать личные перспективы профессионального развития, вырабатывать гибкий, индивидуальный стиль деятельности, находить возможности для компенсации необходимых профессионально-важных качеств. Поэтому важной задачей является предоставление подробной информации о социальной и экономической ситуации на рынке труда, о требованиях, предъявляемых профессией человеку, принципах адаптивного поведения на рынке труда, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Свои особенности имеет профориентационная работа с безработными гражданами. Получив направление на консультацию, граждане этой категории должны получить интересующую их информацию о специфике спроса и предложения рабочей силы, их перспективах, принципах адекватного поведения на рынке труда, возможности получения новой, востребованной на рынке профессии с учетом возможностей и профессиональной мотивации безработного человека [4].

И здесь выявляется некая двойственность то, что мы имеем по-настоящему и то, что мы хотели бы иметь в реальности. Это несоответствие объясняется тем, что многие безработные граждане выбирают направление по переподготовке в системе дополнительного профессионального образования исходя не из своих профессиональных интересов, а из того, что предлагает центр занятости. К сожалению, на сегодняшний день нет разработанных критериев по оценки эффективности обучения безработных граждан в системе дополнительного профессионального образования. В вузах нашей страны для оценки эффективности обучения используется статистический метод, оценивающий количество студентов, которые устроились работать по специальности. С безработными гражданами осуществить данный подход в большинстве случаев не получиться поскольку они не всегда желают предоставлять информацию о себе после того, как закончили обучение. Актуальность внимание к профориентации безработных граждан обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе. При достаточно больших выпусках обучающихся в системе дополнительного профессионального образования ощущается дефицит кадров в определенных профессиях. Это на наш взгляд может быть связано со многими причинами, среди которых можно выделить низкую заработную плату, не заинтересованность в получаемом образовании, не сформированность профессиональной мотивации и многое другое.

Потеряв работу, человек утрачивает возможность удовлетворять свои высшие потребности в самореализации, социальных связях и контактах. Активизируется потребность в безопасности: страшит неизвестность завтрашнего дня, когда нет уверенности в возможности что-либо изменить, на что-то повлиять, утрачивается чувство жизненной стабильности. Затрудняется реализация потребностей низших уровней: приходится ограничивать себя в средствах, нет возможности реализовать себя в целенаправленной активности.

Постепенно, по мере продолжения периода безработицы нарушается целостность иерархии мотивов. Значимые мотивы, например, забота о своем авторитете, профессиональной компетенции, теряют свою актуальность, менее значимые – проблема времяпрепровождения – начинают выступать на первый план. Особенности личности и мотивацию безработных граждан изучали Н.С. Глуханюк, А.И. Колобкова и А.А. Печеркина. Они отмечают, что наибольшие реабилитационные возможности безработных связаны с переобучением, но лишь в условии субъективного ожидания высокой вероятности трудоустройства по новой профессии [1].

Одним из важных направлений в обеспечении занятости трудоспособного населения, не имеющего возможности трудоустроиться по своей специальности, является профессиональное обучение новым профессиям, которые позволили бы человеку расширить возможности трудоустройства, заняться индивидуальной трудовой деятельностью [3].

При выборе профессии необходимо учитывать особенности личности и мотивы выбора профессии. От профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности. Большую просветительскую роль призваны здесь сыграть центры занятости населения, но следует заметить, что акцент делается на информирование населения, а не выявление и определение профессиональной мотивации.

Текст статьи
  1. Глуханюк, Н.С. Психология безработицы: введение в проблему / Н.С. Глуханюк, А.И. Колобкова, А.А. Печеркина. М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т, 2003.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб : Питер, 2011. - 508 с.
  3. Кулькова И.А. Трудовое поведение человека на рынке труда / И.А. Кулькова; Федеральное агентство по образованию, Уральский гос. экономический ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. экономического ун-та, 2007. - 147 с.
  4. Лукин, Д. В. Информационные технологии в профориентационной деятельности университетско-отраслевого комплекса [Текст] : монография / Д.В. Лукин. - Москва : ФГБОУ ВО РГАЗУ, 2016. - 217 с.
  5. Елеев, Л.Т. Организация профориентации и трудоустройства: учебное пособие / Л.Т. Елеев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». - Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, 2017.
  6. Файзуллаев, А. А. Мотивационная саморегуляция личности / А.А. Файзуллаев; АН УзССР, Каф. философии. - Ташкент: Фан, 1987.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня