Введение. Увеличение численности детей с особыми образовательными потребностями (имеющими отклонения психофизиологического характера), провоцирует комплекс проблем, с которыми сталкивается данная категория учащихся. К ним относятся следующие пункты: низкая социализация индивида, приводящая к дезадаптации; интолерантность других обучающихся (вплоть до буллинга и вербальной агрессии); слабое овладение программным материалом из-за особенностей развития; девиации личностного развития. В МБОУ СШ № 47 г. Ульяновска было проведено исследование толерантности учащихся старших классов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данной статьи является изложение опыта формирования толерантности по отношениию к детям с особыми образовательными потребностями у обучающихся старших классов, в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ СШ № 47 города Ульяновска.
Согласно данным статистики, в России существует 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно численность данной категории увеличивается на 5%. К причинам увеличения относят различные факторы: наследственность, экологию, отклонения в развитии и т.д. Многовековая история развития общества претерпела изменения от негативного отношения к «иным» детям до терпимого снисхождения к ним. К сожалению, в современном обществе наличие дефекта развития у ребенка нередко обуславливает проявления агрессии к нему со стороны детей «нормы» [6, с. 142].
Проблема низкого толерантного отношения в стране является острой, как никогда, так как отсутствие терпимости провоцирует ряд других проблем. К ним относятся следующие пункты:
1. Сниженная социализация ребенка в обществе, нетерпимо относящегося к наличию дефекта у учащегося. Соответственно, из-за нетерпимости окружающих к психофизиологическим особенностям школьника с ОВЗ обучение, воспитание и сопровождение данной категории детей усугубляется «закрытостью» последних. Дети, привыкшие жить в атмосфере интолерантного отношения, не способны на конструктивное решение собственных проблем.
В частности, школьники с ограниченными возможностями здоровья, имеющие негативный опыт социализации, с трудом адаптируются к реалиям взрослой жизни. Они характеризуются наличием таких черт, как чрезмерная обидчивость, ранимость, выраженная агрессивность по отношению к другим людям. Согласно Писаревской М.А., к особенностям развития лиц с ограниченными возможностями здоровья ввиду отсутствия толерантного отношения, относится «бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию» [8, с. 59].
2. Интолерантное отношение учащихся «нормы» к детям с особыми образовательными потребностями провоцирует жестокость, буллинг и игнорирование последних, фактически предопределяя неудачный сценарий жизни во взрослом возрасте. Если школьник с ограниченными возможностями здоровья приобретает глубокое разочарование к миру, то здоровые учащиеся, вырастая во взрослых людей, передают своим детям негативное отношение к ним. При наличии травматизации, ведущей к инвалидности, взрослые с нормой здоровья тяжело переживают кризис, так как происходит разрыв стереотипов.
3. Преемственность поколений, воспитанных в духе интолерантного отношения к «иным» школьникам, также способствует росту агрессии у родителей здоровых учащихся, не желающих принимать и понимать принципы инклюзивного образования. Данная проблема выражается в противодействии обучению собственных детей с обучающимися, имеющими проблемы со здоровьем. Согласно исследованию Писаревской М.А., родители здоровых учащихся негативно относятся к инклюзивному образованию, так как опасаются снижения качества образовательной деятельности [7, с. 69-70].
4. Низкий уровень информированности преподавателей о проблемах, вызванных наличием психофизиологического дефекта у школьника, создает сложности при внедрении программ индивидуального сопровождения и организации работы классного коллектива [5, с. 16].
Работа по проявлению толерантности к учащимся с проблемами психофизиологического профиля позволила педагогам образовательных учреждений способствовать воспитанию нравственности у подрастающего поколения. Мысль о пользе, которую приносит человек с ограниченными возможностями здоровья, для формирования здорового социума, претерпела изменения и стала базироваться на принципах гуманности и этичности, откуда родилась идея о достоинстве и самоценности личности по А. Асмолову [4, с. 17].
В условиях современного общества формирование толерантности у обучающихся старших классов к детям, имеющим ограничения психофизиологического характера, является важнейшей задачей для воспитания гражданина России. Толерантность, как понятие, понимается в общественном сознании как терпимость по отношению к людям, имеющим отличия от ценностей и норм, принятых социумом [2, с. 229]. Нами выделены аспекты, способствующие формированию терпимости по отношению к учащимся с особыми образовательными потребностями:
Таблица
Основные требования толерантного отношения к детям с ОВЗ | ||
1 |
Свободное вероисповедание каждого индивида. |
Возможность ребенка придерживаться принципов и догматов той религиозной культуры, которую исповедует его семья. |
2 |
Уважительное отношение к выбору каждого человека. |
Признание прав и интересов ребенка с особыми образовательными потребностями. |
3 |
Понимание особенностей физиологического и интеллектуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. |
Определение потенциальных возможностей учащегося с ОВЗ подразумевает выстраивание индивидуального маршрута обучения, создание условий для социализации личности с учетом психо-физиологических особенностей ребенка. |
Мы определяем толерантное отношение как терпимость к детям с нарушениями психофизиологического развития, непосредственно влияющих на социализацию учащихся в окружающей среде. Формирование толерантности у обучающихся старших классов предполагает комплексное воздействие.
Учащимся с особыми образовательными потребностями (в связи с нарушением состояния здоровья), предусмотрены следующие виды образовательной деятельности:
- Сегрегация (обучение проходит в школах коррекционного типа);
- Интеграция (получение образования в учреждениях общеобразовательного типа);
- Инклюзия (обучение предполагает участие узких специалистов и социализацию школьников в условиях общеобразовательной школы) [3, с. 118].
Мы считаем, что инклюзивное образование способствует формированию толерантного отношения учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья, в связи с тем, что обучающиеся с нормой здоровья активно взаимодействуют с данной категорией детей, что способствует лучшему пониманию проблем учащихся.
При составлении программы по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями в развитии, мы опирались на принципы, изложенные в классификации А. Франк:
- Ответственность образовательного учреждения по взаимодействию участников образовательного процесса с соблюдением принципов терпимости к другим людям, независимо от их индивидуальных особенностей.
- Смещение фокуса внимания на сходство между учащимися с разным уровнем психофизиологического развития, а не на различие.
- Создание условий, способствующих развитию позитивной школьной атмосферы [9, с. 298].
Внедрение программы по формированию толерантности у обучающихся 7-х классов проводится в несколько этапов:
- Диагностическое исследование уровня толерантности подростков при помощи анкетирования, тестирования.
- Выявление уровня терпимости учащихся по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, имеющими психофизиологические нарушения.
- Ознакомление школьников с понятием толерантности, правами ребенка в соответствии с Конвенцией ООН, проведение тренингов на сплочение классного коллектива.
- Просмотр и обсуждение видеороликов, фильмов, мультфильмов, затрагивающих проблемы учащихся с ОВЗ.
- Итоговое диагностическое исследование толерантного отношения учащихся 7-х классов МБОУ СШ № 47 города Ульяновска.
Данная программа ориентирована на один учебный год (от 01.09.2019 до 31.05.2020). В выборке участвовало 67 человек из трех классов, возраст диагностируемых 12-13 лет.
Для диагностики были использованы следующие тесты и методики:
- Анкета по выявлению толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями/инвалидностью из 10 вопросов (Бобкова С., Гороховицкая Т.Н.);
- Методика изучения толерантности детей (Доминик де Сент Марс) [1, с. 149].
По результатам проведенного исследования в начале года были получены следующие данные:
– 69% учащихся настроены на конструктивное взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими проблемы со здоровьем;
– 14% опрошенных учеников уверены, что данная категория будет мешать в образовательной деятельности;
– 7% - считают, что учащиеся с ОВЗ не смогут успешно взаимодействовать с классом, создадут проблемы для успешной коммуникации;
– 10% - школьники с нарушениями в развитии будут мешать им.
В результате изучения толерантного отношения школьников по методике Доминика де Сент Марса, были получены следующие результаты:
- В кругу друзей: 76% – высокий уровень, 14% – средний уровень, 10% – низкий уровень;
- По отношению к окружающему миру: 55% – высокий уровень, 21% – средний уровень, 24% - низкий уровень;
- У себя в доме: 69% – высокий уровень, 24% – средний уровень, 7% – низкий уровень.
Выявление толерантного отношения у школьников проводилось в сентябре-октябре 2019-го года. Среди выборки учеников была определена группа учащихся, демонстрирующих низкий уровень терпимости. С целью повышения уровня толерантности в период с ноября 2019-го года проводятся занятия в форме тренингов на сплочение классного коллектива, 1 раз в неделю.
Выводы. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х классов МБОУ СШ № 47 города Ульяновска. По результатам первичной диагностики уровня терпимости выявились группы:
- с высоким показателем толерантности (дети, которые могут конструктивно взаимодействовать с учащимися с особыми образовательными потребностями),
- со средним (при постоянной работе по формированию толерантного отношения терпимо относятся к проблемам учащихся с ОВЗ),
- низким значением. Рекомендуется усиленная работа по внедрению толерантности у данной категории школьников, выявление уровня терпимости у родителей, активное привлечение учащихся к мероприятиям, направленным на повышение уровня толерантного взаимоотношения.