Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями у обучающихся старших классов в условиях общеобразовательной школы
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (2), декабрь '19

Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями у обучающихся старших классов в условиях общеобразовательной школы

Статья определяет понятие «толерантность» применимо к учащимся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, при нетерпимом отношении классного коллектива. Описан опыт по формированию толерантного отношения у школьников 7 классов по отношению к детям с проблемами в развитии.

Аннотация статьи
толерантность
дети с особыми образовательными потребностями
дети с ограниченными возможностями здоровья
интолерантное отношение
психофизиологические особенности
Ключевые слова

Введение. Увеличение численности детей с особыми образовательными потребностями (имеющими отклонения психофизиологического характера), провоцирует комплекс проблем, с которыми сталкивается данная категория учащихся. К ним относятся следующие пункты: низкая социализация индивида, приводящая к дезадаптации; интолерантность других обучающихся (вплоть до буллинга и вербальной агрессии); слабое овладение программным материалом из-за особенностей развития; девиации личностного развития. В МБОУ СШ № 47 г. Ульяновска было проведено исследование толерантности учащихся старших классов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной статьи является изложение опыта формирования толерантности по отношениию к детям с особыми образовательными потребностями у обучающихся старших классов, в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ СШ № 47 города Ульяновска.

Согласно данным статистики, в России существует 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно численность данной категории увеличивается на 5%. К причинам увеличения относят различные факторы: наследственность, экологию, отклонения в развитии и т.д. Многовековая история развития общества претерпела изменения от негативного отношения к «иным» детям до терпимого снисхождения к ним. К сожалению, в современном обществе наличие дефекта развития у ребенка нередко обуславливает проявления агрессии к нему со стороны детей «нормы» [6, с. 142].

Проблема низкого толерантного отношения в стране является острой, как никогда, так как отсутствие терпимости провоцирует ряд других проблем. К ним относятся следующие пункты:

1. Сниженная социализация ребенка в обществе, нетерпимо относящегося к наличию дефекта у учащегося. Соответственно, из-за нетерпимости окружающих к психофизиологическим особенностям школьника с ОВЗ обучение, воспитание и сопровождение данной категории детей усугубляется «закрытостью» последних. Дети, привыкшие жить в атмосфере интолерантного отношения, не способны на конструктивное решение собственных проблем.

В частности, школьники с ограниченными возможностями здоровья, имеющие негативный опыт социализации, с трудом адаптируются к реалиям взрослой жизни. Они характеризуются наличием таких черт, как чрезмерная обидчивость, ранимость, выраженная агрессивность по отношению к другим людям. Согласно Писаревской М.А., к особенностям развития лиц с ограниченными возможностями здоровья ввиду отсутствия толерантного отношения, относится «бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию» [8, с. 59].

2. Интолерантное отношение учащихся «нормы» к детям с особыми образовательными потребностями провоцирует жестокость, буллинг и игнорирование последних, фактически предопределяя неудачный сценарий жизни во взрослом возрасте. Если школьник с ограниченными возможностями здоровья приобретает глубокое разочарование к миру, то здоровые учащиеся, вырастая во взрослых людей, передают своим детям негативное отношение к ним. При наличии травматизации, ведущей к инвалидности, взрослые с нормой здоровья тяжело переживают кризис, так как происходит разрыв стереотипов.

3. Преемственность поколений, воспитанных в духе интолерантного отношения к «иным» школьникам, также способствует росту агрессии у родителей здоровых учащихся, не желающих принимать и понимать принципы инклюзивного образования. Данная проблема выражается в противодействии обучению собственных детей с обучающимися, имеющими проблемы со здоровьем. Согласно исследованию Писаревской М.А., родители здоровых учащихся негативно относятся к инклюзивному образованию, так как опасаются снижения качества образовательной деятельности [7, с. 69-70].

4. Низкий уровень информированности преподавателей о проблемах, вызванных наличием психофизиологического дефекта у школьника, создает сложности при внедрении программ индивидуального сопровождения и организации работы классного коллектива [5, с. 16].

Работа по проявлению толерантности к учащимся с проблемами психофизиологического профиля позволила педагогам образовательных учреждений способствовать воспитанию нравственности у подрастающего поколения. Мысль о пользе, которую приносит человек с ограниченными возможностями здоровья, для формирования здорового социума, претерпела изменения и стала базироваться на принципах гуманности и этичности, откуда родилась идея о достоинстве и самоценности личности по А. Асмолову [4, с. 17].

В условиях современного общества формирование толерантности у обучающихся старших классов к детям, имеющим ограничения психофизиологического характера, является важнейшей задачей для воспитания гражданина России. Толерантность, как понятие, понимается в общественном сознании как терпимость по отношению к людям, имеющим отличия от ценностей и норм, принятых социумом [2, с. 229]. Нами выделены аспекты, способствующие формированию терпимости по отношению к учащимся с особыми образовательными потребностями:

 

Таблица

Основные требования толерантного отношения к детям с ОВЗ

1

Свободное вероисповедание каждого индивида.

Возможность ребенка придерживаться принципов и догматов той религиозной культуры, которую исповедует его семья.

2

Уважительное отношение к выбору каждого человека.

Признание прав и интересов ребенка с особыми образовательными потребностями.

3

Понимание особенностей физиологического и интеллектуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Определение потенциальных возможностей учащегося с ОВЗ подразумевает выстраивание индивидуального маршрута обучения, создание условий для социализации личности с учетом психо-физиологических особенностей ребенка.

 

 

Мы определяем толерантное отношение как терпимость к детям с нарушениями психофизиологического развития, непосредственно влияющих на социализацию учащихся в окружающей среде. Формирование толерантности у обучающихся старших классов предполагает комплексное воздействие.

Учащимся с особыми образовательными потребностями (в связи с нарушением состояния здоровья), предусмотрены следующие виды образовательной деятельности:

  1. Сегрегация (обучение проходит в школах коррекционного типа);
  2. Интеграция (получение образования в учреждениях общеобразовательного типа);
  3. Инклюзия (обучение предполагает участие узких специалистов и социализацию школьников в условиях общеобразовательной школы) [3, с. 118].

Мы считаем, что инклюзивное образование способствует формированию толерантного отношения учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья, в связи с тем, что обучающиеся с нормой здоровья активно взаимодействуют с данной категорией детей, что способствует лучшему пониманию проблем учащихся.

При составлении программы по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями в развитии, мы опирались на принципы, изложенные в классификации А. Франк:

  1. Ответственность образовательного учреждения по взаимодействию участников образовательного процесса с соблюдением принципов терпимости к другим людям, независимо от их индивидуальных особенностей.
  2. Смещение фокуса внимания на сходство между учащимися с разным уровнем психофизиологического развития, а не на различие.
  3. Создание условий, способствующих развитию позитивной школьной атмосферы [9, с. 298].

Внедрение программы по формированию толерантности у обучающихся 7-х классов проводится в несколько этапов:

  1. Диагностическое исследование уровня толерантности подростков при помощи анкетирования, тестирования.
  2. Выявление уровня терпимости учащихся по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, имеющими психофизиологические нарушения.
  3. Ознакомление школьников с понятием толерантности, правами ребенка в соответствии с Конвенцией ООН, проведение тренингов на сплочение классного коллектива.
  4.  Просмотр и обсуждение видеороликов, фильмов, мультфильмов, затрагивающих проблемы учащихся с ОВЗ.
  5. Итоговое диагностическое исследование толерантного отношения учащихся 7-х классов МБОУ СШ № 47 города Ульяновска.

Данная программа ориентирована на один учебный год (от 01.09.2019 до 31.05.2020). В выборке участвовало 67 человек из трех классов, возраст диагностируемых 12-13 лет.

Для диагностики были использованы следующие тесты и методики:

  1. Анкета по выявлению толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями/инвалидностью из 10 вопросов (Бобкова С., Гороховицкая Т.Н.);
  2. Методика изучения толерантности детей (Доминик де Сент Марс) [1, с. 149].

По результатам проведенного исследования в начале года были получены следующие данные:

– 69% учащихся настроены на конструктивное взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими проблемы со здоровьем;

– 14% опрошенных учеников уверены, что данная категория будет мешать в образовательной деятельности;

– 7% - считают, что учащиеся с ОВЗ не смогут успешно взаимодействовать с классом, создадут проблемы для успешной коммуникации;

– 10% - школьники с нарушениями в развитии будут мешать им.

В результате изучения толерантного отношения школьников по методике Доминика де Сент Марса, были получены следующие результаты:

  1. В кругу друзей: 76% – высокий уровень, 14% – средний уровень, 10% – низкий уровень;
  2. По отношению к окружающему миру: 55% – высокий уровень, 21% – средний уровень, 24% - низкий уровень;
  3. У себя в доме: 69% – высокий уровень, 24% – средний уровень, 7% – низкий уровень.

Выявление толерантного отношения у школьников проводилось в сентябре-октябре 2019-го года. Среди выборки учеников была определена группа учащихся, демонстрирующих низкий уровень терпимости. С целью повышения уровня толерантности в период с ноября 2019-го года проводятся занятия в форме тренингов на сплочение классного коллектива, 1 раз в неделю.

Выводы. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х классов МБОУ СШ № 47 города Ульяновска. По результатам первичной диагностики уровня терпимости выявились группы:

  1. с высоким показателем толерантности (дети, которые могут конструктивно взаимодействовать с учащимися с особыми образовательными потребностями),
  2. со средним (при постоянной работе по формированию толерантного отношения терпимо относятся к проблемам учащихся с ОВЗ),
  3. низким значением. Рекомендуется усиленная работа по внедрению толерантности у данной категории школьников, выявление уровня терпимости у родителей, активное привлечение учащихся к мероприятиям, направленным на повышение уровня толерантного взаимоотношения.
Текст статьи
  1. Бобкова Т.С., Гороховицкая Т.Н. Сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 147-150.
  2. Волченкова А.А. Когнитивные основы формирования толерантности в контексте инклюзивного образования // Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2016. С. 227-232.
  3. Ковалева А.С. Опыт воспитания толерантности участников инклюзивного образовательного пространства к детям с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 117-120.
  4. Косарева Г.Н. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Путь науки. 2015. № 2 (12). С. 105-107.
  5. Лошакова И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов, Издательство Педагогического Института СГУ, 2002. С. 15-21.
  6. Митина Ю.С. Васильева А.А. О программе формирования толерантности младших школьников к детям с ОВЗ // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы XI Международной научно-практической конференции в рамках Объединенной научно-практической конференции. Под редакцией О.А. Денисовой. Череповец, 2019. С. 141-145.
  7. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А. Писаревская, Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. 132 с.
  8. Плаксина Н.А. Воспитание толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями, автореферат кандидатской диссертации: Волгоград, 2016, 181с [Электронный ресурс] http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/plaksina_tekst_dissertacii_1.pdf
  9. Постникова А.Н., Герасименко Ю.А. Развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития. [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 295-299.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня