Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал
Развитие лидерских качеств у подростков старшего возраста, участвующих в школьно...

Развитие лидерских качеств у подростков старшего возраста, участвующих в школьном самоуправлении

Автор(-ы):

Осецкая Ольга Игоревна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

формирование лидерских качеств
модель формирования лидерских качеств
система ученического самоуправления

Аннотация статьи

Одним из важных этапов воспитания является школа. В связи с этим особое внимание и актуальность приобретает вопрос формирования лидерских качеств еще в старшем подростковом возрасте в течение обучения в общеобразовательном учебном заведении, на базе которого создается организация школьного самоуправления. Это, в свою очередь, становится фундаментом для формирования личности, способной принимать решения, нести за них ответственность, действовать и быть активным участником динамики нашей жизни.

Текст статьи

На протяжении многих лет в нашем мире происходит смена приоритетов. Главной ценностью, главным деятелем жизни становится человек. Но не просто как представитель биологического вида, а как личность, которая характеризуется наличием определенных качеств, черт характера, способности к взаимодействию. С динамичным развитием нашего мира все более возникает потребность успешного человека с развитыми лидерскими и деловыми качествами, которая подготовлена для самостоятельной и коллективной деятельности в современной жизни, которая адекватно будет реагировать на возможные изменения, которые в нем происходят, а также постоянно не останавливаться на достигнутом, а самосовершенствоваться [1, c.55].

Именно поэтому, современное общество требует такого воспитательного процесса, который обеспечивается на принципах демократии и личностно-ориентировочного взаимодействия. Учитывая насущную потребность современного общества в творческой, ориентированной на успех и конкурентоспособной учащейся молодежи, которая имеет ярко выраженные лидерские качества, актуальность указанной проблемы и ее недостаточную теоретическую обоснованность, темой нашего исследования выбрано «формирование лидерских качеств учащихся в системе школьного самоуправления».

Объект исследования-организация системы ученического самоуправления в современной школьной практике.

Предмет исследования – формирование лидерских качеств старших подростков в системе школьного самоуправления.

Модель формирования лидерских качеств учащихся в системе школьного самоуправления

Для целостного представления процесса формирования лидерских качеств, исследование закономерностей его построения от обозначенной цели до конечного желаемого результата автором разработана модель формирования лидерских качеств учащихся в системе школьного самоуправления (см. рисунок).

Разработка указанной выше модели проходила следующие стадии:

  1. анализ и осмысление эмпирического опыта;
  2. изучение и обобщение теоретического материала;
  3. создание модели мониторинга;
  4. описание модели.

Охарактеризуем подробнее модель формирования лидерских качеств по ее структурным элементам.

Состоит она из трех блоков, имеющих логическую связь и содержат систему взаимосвязанных элементов: проблемно-целевой (цель, задачи, методологические подходы, принципы), организационно-процессуальный (виды комиссионных форм организации системы школьного самоуправления, их функции, а также психолого-педагогические условия, соблюдение которых обеспечивают эффективность формирования лидерских качеств учащихся), диагностико-результативный (критерии, показатели, уровни сформированности лидерских качеств, конечный результат исследования) [6].

Также, следует заметить, специально подобранный мониторинговый инструментарий (анкеты, тесты, диагностические карты и т. п) на достаточно валидном уровне позволяет определить и проанализировать существующий уровень сформированности лидерских качеств учащихся (высокий, средний, низкий) и отследить положительную динамику его изменения после привлечения их к эффективной системы школьного самоуправления в интервале времени с выделенными нами критериями и показателями.

Рис. Модель формирования лидерских качеств учащихся в системе школьного самоуправления

Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств учащихся в системе школьного самоуправления

Организация и внедрение системы школьного самоуправления как средства формирования лидерских качеств учащихся является сложным, динамическим процессом, результативность которого во многом зависит от совокупности тех психолого-педагогических условий, в которых он происходит [5].

Первым психолого-педагогическим условием, обеспечивающим результативность школьного самоуправления, является учет особенностей психологического развития учащихся в подростковом возрасте.

Так, например, принимать активное участие в школьном самоуправлении, как правило, имеют право учащиеся с 8 по 11 классы. Поэтому школьный комитет состоит из подростков, которые находятся в момент осознания себя как личности.

Подростковый период принято считать как один из кризисных и критических периодов онтогенеза. Он охватывает изменениями все стороны развития: от физиологической перестройки до психологической. Важное значение для ребенка-подростка приобретает коллектив и самоутверждение в этом коллективе. Существует потребность иметь некоторый авторитет среди людей и присутствует страх быть проигнорированным.

У детей в возрасте с 13 до 18 лет происходит смена направлений развития интересов: во-первых, это появление новых увлечений. Во-вторых, у многих может проявляться желание относительно общественной активности. Это может быть расширение круга общения, укрепление связей со сверстниками. Более того, у подростка появляется ощущение взрослости. В определенной степени подросток чувствует себя взрослым, показателем чего может быть стремление к самостоятельности, желание быть независимым от вмешательства родителей в некоторые сферы жизни.

Существует точка зрения, согласно которой ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Д. Эльконин считал, что общение подростка со сверстниками по уровню значимости занимает ведущую позицию. Самое большое желание подростка-заслужить уважение и признание ровесников, стать авторитетным в группе [2, c.17].

Следующим психолого-педагогическим условием, которое, по нашему мнению, будет способствовать положительной динамике уровней сформированности лидерских качеств учащихся является стимулирование и организация общественной активности учащихся в пределах школы.

Именно желание занимать место в коллективе (быть исполнителем, лидером, заниматься одной деятельностью с коллективом) подталкивает подростка активно участвовать в жизни социума.

Общественная активность предполагает наличие организаторских способностей, ответственности, инициативности, требовательности к себе.

Общественная активность подростка – это качество личности, проявляющееся в его способности влиять на жизнь детской группы; удовлетворять собственные потребности и интересы, реализовывать интересы и цели коллективов и объединений, к которым он принадлежит, решать важные для них задачи, действовать на пользу обществу, уважать и реализовывать, в соответствии морально-этическим принципам и возрастным возможностям, свои права и обязанности.

Анализируя вышеприведенное, мы можем выделить две главные особенности, которые побуждают учащихся средней и старшей школ участвовать в школьном самоуправлении и развивать лидерские качества. К ним будут относиться психологические и социальные особенности.

К психологическим особенностям будет принадлежать:

  • появление ощущения взрослости;
  • наличие желания к самоутверждению;
  • потребность в общении, желание быть полезным для коллектива.

В свою очередь, социальными особенностями являются:

  • участие в различных видах общественной деятельности;
  • увеличение общественных связей;
  • желание участвовать в деятельности с другими людьми.

Необходимо, также, рассмотреть соотношение социально-психологических особенностей развития личности учащихся с качествами лидера, которые могут развивать при условии участия в самоуправлении [3, c.107].

Например, желание участвовать в общественной деятельности может быть показателем инициативности и активности; расширение и укрепление общественных связей, потребность в общении – коммуникабельность; чувство взрослости, стремление к самоутверждению являются показателями настойчивости, самостоятельности.

Выделим следующую психолого-педагогическое условие повышения результативности системы школьного самоуправления – обеспечение четкого распределения обязанностей между членами педагогического коллектива по их наставнической роли в координации деятельности школьного самоуправления.

Существенное влияние на уровень демократизма в ученическом самоуправлении играет позиция взрослых, а именно руководства школы. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить согласованное взаимодействие между ученическим и педагогическим коллективами на основе сотрудничества и сотворчества.

Кроме этого, не менее важным является обеспечение реальных прав и обязанностей органов самоуправления, квалифицированного наставничества со стороны педагогов, налаживание доверительных взаимоотношений с целью тактичной помощи школьникам по решению сложных управленческих задач, а также организации жизни ученического коллектива и его продуктивного планирования.

Еще одним психолого-педагогическим условием, способствующим эффективности организации школьного самоуправления, является реализация гендерного подхода.

Таким образом, обобщая, можно отметить важность таких психолого-педагогических условий формирования лидерских качеств учащихся в системе школьного самоуправления:

  • учет особенностей психологического развития учащихся в подростковом возрасте;
  • стимулирование и организация общественной активности учащихся в пределах школы;
  • обеспечение четкого распределения обязанностей между членами педагогического коллектива по их наставнической роли в координации деятельности школьного самоуправления;
  • реализация гендерного подхода по организации деятельности школьного самоуправления.

Следовательно, возможность быть частью ученического самоуправления для школьника является благоприятным условием для развития его лидерских качеств.

Опираясь на полученную в ходе исследования информацию, мы можем прийти к выводу, что школьное самоуправление имеет ряд преимуществ:

  • помогает учиться принимать решения вместе со взрослыми;
  • формирует уважение к разным взглядам;
  • учит оценивать альтернативы и последствия;
  • способствует процессу установления отношений с другими.

Проанализирована сущность и роль реализации гендерного подхода в системе школьного самоуправления, который имеет значительное влияние на воспитание будущих лидеров.

Нами был сделан акцент на том, что благодаря участию в школьном парламенте ученик имеет возможность развивать себя как социальную личность, воспитывать лидерские качества, воплощать свою инициативу в действии. Мы показали, что имея общую школьную цель, неотъемлемой частью воспитательного процесса является взаимодействие учителей и учеников.

Итак, сегодня школьное самоуправление является формой воспитания учащихся, важным условием их самореализации.

Выводы

В ходе исследования были выделены и проанализированы критерии и показатели сформированности лидерских качеств учащихся, а именно:

  1. личностно-мотивационный критерий (показатели – инициативность, коммуникативность, организаторские и ораторские способности, потребность в успехе, настойчивость, стремление к самоутверждению и самореализации, самоэффективность, способность к творческой деятельности);
  2. эмоционально-волевой критерий (показатели – эмоционально-положительное самочувствие; наличие волевых качеств, устойчивость к стрессу);
  3. оценочно-регулятивный критерий (рефлексивность, способность к сознательному управлению собственной деятельностью, способность к самооценке).

Разработана модель формирования лидерских качеств учащихся в системе школьного самоуправления, а также определена и теоретически обоснована совокупность психолого-педагогических условий по ее эффективной реализации (учет особенностей психологического развития учащихся в подростковом возрасте;

обеспечение четкого распределения обязанностей между членами педагогического коллектива по их наставнической роли в координации деятельности школьного самоуправления; реализация гендерного подхода к организации деятельности школьного самоуправления).

Самоуправление предполагает формирование у воспитанников намерений и умений бесконфликтной жизни в обществе, уважения к мнению каждой личности, ответственности, принципиальности, инициативности, может способствовать в приобретении и развитии организационных навыков.

Воспитательный процесс в системе ученического самоуправления удовлетворяет основные требования современной жизни, а именно:

  • гуманизация и демократизация (воспитание нравственных качеств);
  • тесная связь с реальной жизнью (работа школьного парламента предусматривает участие в общественно-полезном труде, проведение общешкольных традиционных мероприятий и т.п);
  • воспитание личности в коллективе (умение реально оценить себя, находить общее решение);
  • уважения к личности (ученики должны чувствовать, что требования к ним базируются на реальных возможностях).

Итак, важность проблемы формирования лидерских качеств учащихся путем их привлечения учащихся системы школьного самоуправления сегодня является осознанной. Но самое главное то, что она распространено решается применением самоуправления на практике.

Список литературы

  1. Ануфриева Ю.В. Педагогическое управление формированием лидерства в контексте ценностно-ориентированных технологий: научное пособие / Ю.В. Ануфриева. - Москва : Академия, 2016. - 54-60 с.
  2. Веряскина И.А. Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств учащейся молодежи средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.05 / Веряскина Ирина Александровна. - Тамбов, 2008.-23с.
  3. Дубро Ю.С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников / Ю.С. Дубро // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №4. - С. 107.
  4. Елизаров, С.Г. Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций. Сборник материалов 3 международного симпозиума. - Москва, 2011. -124-126 с.
  5. Жданова М. Ю. Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности / М. Ю. Жданова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7.6 (111.6). – С. 77-78. – URL: https://moluch.ru/archive/111/28127/ (дата обращения: 21.12.2020).
  6. Касимова С.Г. Развитие лидерского потенциала старшеклассников [Электронный ресурс] / С.Г. Касимова // Концепт. - 2014. - №4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-liderskogo-potentsiala-starsheklassnikov

Поделиться

4212

Осецкая О. И. Развитие лидерских качеств у подростков старшего возраста, участвующих в школьном самоуправлении // Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 декабря 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 131-137. URL: https://apni.ru/article/1673-razvitie-liderskikh-kachestv-u-podrostkov

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля