Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал
Зарубежный опыт организации питания в туристской индустрии (на примере Европы)

Зарубежный опыт организации питания в туристской индустрии (на примере Европы)

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

туризм
туристская индустрия
организация питания в туристской индустрии

Аннотация статьи

В туризме, наряду с размещением, системообразующим фактором также является организация питания, что связано с удовлетворением физиологической потребности туристов в приеме пищи. В большинстве примеров международной практики питание, в большинстве случаев, предоставляется туристам в комплексе с размещением, и все это включается в гостиничный тариф. В данной статье рассмотрен зарубежный опыт питания в туристской индустрии на примере стран Европы.

Текст статьи

В настоящее время туризм играет достаточно значимую роль в жизни современного общества. Сегодня туризм – это не просто приятное времяпрепровождение. Это приобщение к культуре различных стран и народов, расширение кругозора, возможность обрести новые, интересные знакомства. Все это необходимо современному человеку.

Всемирная туристическая организация (UNWTO) составила рейтинг самых посещаемых стран туристами в 2019 году.

Лидером по числу принятых туристов стала Франция (93,2 миллиона человек, что на 7,2% больше, чем в 2017-м). В пятерку также вошли Испания (82,8 миллиона, + 1,2%), США (82,2 миллиона, + 6,7%), Китай (62,9 миллиона, + 3,6%) и Италия (62,1 миллиона, + 6,5%).

Одно из самых важных составляющих в туристской индустрии занимает организация питания туристов.

Рассмотрим организацию питания туристов в средствах размещения. Можно выделить основные типы организации питания изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные типы организации питания в средствах размещения

Важно обратить внимание на то, что выбор того или иного типа питания очень часто находится в зависимости от вида туризма. К примеру, в плане организации пляжно-оздоровительного отдыха, при котором туристы чаще находятся на территории своего отеля, целесообразно предложить туристам питание по системе «полный пансион» или «все включено».

Если цель тура – организация экскурсионно-познавательного отдыха, где подразумеваются частые переезды, перемещения, то здесь нет необходимости организовывать питание в течение всего дня. В турах такого типа чаще всего предлагается питание «только завтраки». Кроме того, данный тип организации питания распространен в гостиницах экономкласса.

Питание может быть оплачено туристом при покупке тура. Если стоимость питания не включена в общую стоимость тура, то тогда турист должен будет доплатить за него в месте пребывания.

Кроме того возможно питание туристов в форме самообслуживания. Под самообслуживанием понимается такая форма организации питания туристов, когда они либо самостоятельно готовят себе пищу, либо питаются в кафе, ресторанах и других предприятиях питания, независимо от места своего проживания, то есть как обычные посетители. Такая форма именуется европейским планом (European Plan), то есть подразумевает покупку тура с проживанием без питания. Само наименование говорит о том, что данный тип очень популярен в европейских странах.

Единой классификации предприятий питания не существует. Охарактеризуем основные типы предприятий питания, широко распространенные в зарубежной Европе: кафе, бар; ресторан и другие [1].

Как показывает практика, самым удобным и комфортным предприятием общественного питания туристов является ресторан. Ресторан отличается разнообразным ассортиментом блюд сложного приготовления высококвалифицированными поварами. У туристов пользуются популярностью рестораны, предлагающие местную кухню. В Германии туристы предпочитают попробовать сосиски и пиво, в Австрии – венский шницель и яблочный штрудель, в Италии – пасту и т.д. [4, с.146].

Кафе изготавливают и реализуют разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации, а также создают условия для их потребления.

Бары предлагают широкий ассортимент смешанных напитков, закуски, горячие блюда. В некоторых странах, например, в Англии, посещение баров иногда включают в турпрограмму.

Популярны также предприятия быстрого обслуживания: «Fast Food», «McDonald’s», расположенные, как правило, в оживленных местах.

Рассмотрим наиболее подробно, как происходит организация питания туристов в странах Европы.

В первую очередь, важно принимать к сведению, что отдых в Европе является в своем большинстве активным, и подразумевает посещение различных достопримечательностей, и связан с перемещением по городу, стране, что не подразумевает длительное нахождение в отеле. При таком виде отдыха нет необходимости заниматься организацией питания туристов в местах размещения на протяжении всего дня. Таким образом, самым оптимальным и распространенным является организация питания по типу «завтраки». Обеды и ужины туристы организовывают самостоятельно, полагаясь на свои предпочтения.

Система завтраков в европейских отелях также может отличаться друг от друга, и имеет ряд различительных особенностей.

Основные виды завтраков, которые чаще всего используются в европейских отелях:

  • континентальный, предполагающий легкий завтрак, при котором в качестве блюд, предлагаемых туристам на завтрак, являются: кофе, чай, горячий шоколад, сливки (молоко), сахар, джем, мед, мармелад, хлебобулочные изделия (на выбор), масло, отварные яйца;
  • континентальный плюс, или, как его еще называют, расширенный [2]. Такой тип завтраков схож с континентальным, только к основному меню добавляется еще ряд блюд: соки в ассортименте, блюда из яиц, йогурты, творог, кукурузные хлопья, колбасная и сырная нарезки;
  • английский тип завтраков. В такой форме питания к предыдущему меню добавляются рыбные блюда, а также блюда из злаковых круп.

В европейских гостиничных комплексах может быть организовано несколько ресторанов различной кухни, а может не быть вообще ни одного. В крупных отелях, имеющих мировое имя, как минимум, имеется два ресторана. Один из них – дорогой, фешенебельный; второй – небольшой, с достаточно ограниченным меню и невысоким уровнем цен. Таким образом, чем выше уровень гостиницы, тем больше ресторанов и кафе будет размещено на его территории.

Несмотря на то, что системы питания в странах Европы практически не отличаются, все же имеются некоторые особенности, связанные с конкретной страной.

К примеру, завтраки в Польше всегда достаточно сытные, разнообразные по составу блюд. В дополнение к английскому типу завтрака может выступать тушеная капуста, сосиски, салаты.

В отелях Германии при организации завтраков используется в основном способ подачи «шведский стол» с большим ассортиментом блюд. Здесь в питание включены сыры с колбасками, мясные закуски, гарниры, тефтели, фрукты, овощи, кукурузные хлопья, свежие ягоды, соки, йогурты и пр.

В отелях Франции совсем иной подход к организации завтраков в отелях. Французский завтрак состоит в основном из хлебобулочных изделий, масла, джема и горячего напитка.

Завтрак в отелях Дании будет по-настоящему плотным. На тарелке вы увидите ржаной хлеб, сыр, салями, ветчину, паштет, мед, джем и иногда маленькое блюдце с шоколадом.

В отелях Италии помимо пиццы и пасты, завтрак будет включать хлебобулочное изделие (круассан) и кофейный напиток.

Организациям сферы размещения туристов в процессе оказания услуг питания необходимо максимально учитывать исторически сложившиеся особенности питания, а также гастрономические предпочтения, которые в первую очередь обусловлены географическим положением, историей развития страны, народными традициями, уровнем развития экономики, а также вероисповеданием населения [3].

Кроме основных, предприятия сферы размещения могут оказывать туристам целый ряд дополнительных услуг питания за дополнительную плату. Их перечень изображен на рисунке 2.

Рис. 2. Дополнительные услуги питания в предприятиях размещения туристов

Кроме того, туристы могут быть обеспечены питанием не только в непосредственных местах своего пребывания, но также и во время переездов на водном, воздушном, железнодорожном транспорте, а также на автобусах.

В Европе у туристов популярен кейтеринг – обслуживание клиентов вне предприятий питания (например, продажа напитков через автоматы, продажа еды на улице) [4].

Еда не просто является обычной потребностью каждого человека, туристы рассматривают ее как развлечение и удовольствие. Пища разных народов и даже местностей часто очень своеобразная, поэтому привлекательна для туристов. Кроме того, вообще угостить желанного гостя – традиция почти всех народов. Для многих туристов национальная кухня является интересным элементом программы тура.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предприятия общественного питания играю огромную роль в сфере туризма и гостиничного бизнеса.

Таким образом, основная и самая распространенная форма организации питания туристов в странах Европы – питание по системе «завтраки» или самообслуживание, то есть полное его отсутствие в рамках тура и объекта размещения. Часто туристу приходится самостоятельно организовывать свои обеды и ужины в путешествии по Европе.

Список литературы

  1. Новикова М.В. Особенности организации питания иностранных туристов / М.В.Новикова // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – №1.- С.199-205.
  2. Балян Ч.А. Организация питания в туристских комплексах / Ч.А.Балян. // Социологические науки. – 2016. - №4. – С.76-82.
  3. Ткачук В.Г. О проблеме питания туристов / В.Г.Ткачук // Наука и образование. – 2019. - №1. – С.32-40.
  4. Филимонова, И. Ю. Организация международного туризма: учеб. пособие / И. Ю. Филимонова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2011. - 74 с. - ISBN 978-5-7410-1166-9.

Поделиться

6497

Шундрина А. Д. Зарубежный опыт организации питания в туристской индустрии (на примере Европы) // Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 декабря 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 30-34. URL: https://apni.ru/article/1674-zarubezhnij-opit-organizatsii-pitaniya-v-turi

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября